bannerbanner
Тейдеробокетейдер: Освободи мозг и не поедь кукухой
Тейдеробокетейдер: Освободи мозг и не поедь кукухой

Полная версия

Тейдеробокетейдер: Освободи мозг и не поедь кукухой

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

у такого индивида проблем нет, а тратить себя на «размышления» – зачем, когда можно просто кайфовать и получать удовольствие от жизни.

Во-вторых, самостоятельное мышление – это процесс энергозатратный. Где-то я читал, что шахматисты-гроссмейстеры иногда за несколько дней турнира худеют килограмма на три. Потому что мозг в процессе мышления энергию буквально сжигает.

Обходиться без самостоятельного мышления – значит экономить энергию. У многих её и так не хватает, часто пишут про «синдром хронической усталости», а суть в том, что социум имеет индивида по полной программе, выжимая как лимон, вот куда энергия и уходит. На самостоятельное мышление её не остаётся.

Мне однажды мать сказала: «Если бы ты работал как все и выматывался, думать было бы некогда». Она совершенно права.

В-третьих, самостоятельное мышление может стать причиной «тяжелых» переживаний. От того, что начинаешь отдавать себе отчёт в том, как паскудно и цинично устроен социум. И в ряде «неприятных» аспектов жизни, таких как старение и смерть, например. А также что «никто никому не нужен», как написали браться Стругацкие в финале своей повести «Град обречённый»

Царь Соломон из Библии сказал, что «во многой мудрости много печали, и умножающий познание умножает скорбь». А Ницше в «Так говорил Заратустра» написал что-то вроде «на вершине горы мудрости одиноко и холодно». Оба правы, и Соломон, и Заратустра.

В-четвёртых, самостоятельное мышление делает человека отличающимся от массы. А значит, масса этого человека отвергает, и он остаётся одиноким. Кстати, именно поэтому самостоятельно мыслящих людей обесценивают, называют «умниками-головастиками» или «сумасшедшими психами».

В общем, самостоятельное мышление, и основанное на нём инновационное творчество, имеют серьёзные издержки.

Во-первых, зависть бездарностей, которые к самостоятельному мышлению и инновационному творчеству не способны в принципе, и талантливого человека, образно выражаясь, заплевывают и закидывают экскрементами (ну прямо как обезьяны, они любят какашками кидаться).

Что может быть утешением от этого:

– созданные картины, музыка, стихи, рассказы;

– чувство самореализации;

– признание от лояльной аудитории, которая всё это смотрит, слушает, читает;

– деньги (по сути, выражение признания в финансовой форме), которые платит лояльная аудитория за возможность получать результаты творчества.

Во-вторых, неприязнь или даже ненависть толпы. Ведь самостоятельные мысли вступают в противоречие с банально-шаблонной картиной мира, и подрывают её. А толпа весьма слабо различает слова и реальность, и, если ощущает угрозу своему привычному представлению о мире, начинает испытывать агрессию к источнику этой угрозы (автору нестандартных мыслей) и стремится этот источник угрозы уничтожить. В лучшем случае могут объявить «лжеученым» или заклеймить ярлыком «психа» (это, кстати, называется «стигматизация»), а в худшем случае и на костре могут сжечь, как Джордано Бруно, или топором зарубить, как отца Александра Меня.

Возможное утешение при этом одно.

Это ученики, которым помогаешь преодолеть шаблонный взгляд на реальность, образно говоря – прозреть, и начать выбирать аутентичный жизненный путь. То есть – перестать быть запрограммированным биороботом, и стать самобытным человеком.

Страх неправильных мыслей и самоцензура

Продолжаю тему о шаблонном мышлении, которое вырабатывается в ходе социализации. Чтобы человек мыслил шаблонно, нужно решить 2 задачи:

– заполнить голову человека правильными ответами на положенные вопросы (то есть приучить думать «правильно»);

– заблокировать возможность генерации нестандартных мыслей (то есть отучить думать «неправильно»).

Как решается первая задача – я написал выше, когда рассказывал про тоталитарную и псевдосвободную стратегии обучения.

А как решается вторая? Которая не менее важна, т.к. человека нужно не только загнать в клетку ментальных представлений, выгодных социуму, но еще и обеспечить, чтобы он из этой клетки не сбежал. Не сбежал в том смысле, чтобы не начал ставить свои собственные, «неположенные» вопросы, и находить на них свои собственные, «неположенные» ответы.

Что делают для этого? А вот что.

В ходе социализации у человека в отношении нестандартных мыслей искусственно вырабатывается условный рефлекс страха. В том смысле, что как только неправильная мысль появляется в уме, человек пугается, и эту мысль не развивает, а подавляет.

Как же это делается?

Во-первых, посредством наказания за «неправильные» мысли.

Наказание может быть разным. Поскольку дело начинается в раннем возрасте, маленькому ребенку достаточно бывает недовольного взгляда или тона родителя, в ответ на высказывание ребенком «неправильной» мысли. Это вызывает у ребенка дискомфорт и страх. Путем многочисленных повторений связь «неправильная мысль – страх» закрепляется, и мозг перестаёт неправильные мысли генерировать.

Для детей постарше работают оценки, закорючки в школьном журнале, которые вызывают эмоциональный дискомфорт. Это же надо так надрессировать особь, чтобы след от шариковой ручки на бумаги вызывал у человека негативные эмоции! Собачка Павлова просто отдыхает, она на закорючки не ведётся, только на жрачку.

С неправильными мыслями так же, как с ошейником против лая, его надевают на собаку, и за каждый «гав» псина получает удар током. Она быстро перестаёт лаять, от слова совсем. И с мыслью точно та же, ведь генерация мозгом неправильной мысли – это разновидность поведения. Все те же самые законы работают, их бихевиористы хорошо изучили.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2