bannerbanner
Космос. Человек. Культура
Космос. Человек. Культура

Полная версия

Космос. Человек. Культура

Язык: Русский
Год издания: 2011
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 7

Не менее важно изучение реакций и границ морально-психической устойчивости космонавта (астронавта) в таких ситуациях, как «бунт приборов» или внезапно резкий дефицит информации. Надёжность личности в целом тесно связана с разрешением проблемы её моральной надёжности. Анализ экстремальных ситуаций, возникающих у моряков и полярников (также малые группы), показывает, что моральный срыв у отдельного или нескольких членов, как правило, ведёт к дисгармонии деятельности коллектива в целом. Наши беседы с космонавтами в Звёздном городке и в Калуге подтверждают этот вывод.

Существенной представляется и задача выявления комплекса нравственных качеств, которые необходимо заложить и укоренить в системе нравственного воспитания и морально-волевого тренажа космонавтов. Набор таких качеств может быть неожиданным и одновременно достаточно широким (2), однако при этом важно выделение основных, определяющих.

Не терпит отлагательства также выработка моральных принципов и норм международного сотрудничества в освоении космического пространства, а также создание своего рода профессиональной этики космонавтов (астронавтов). Международное сотрудничество в космосе год от году расширяется; к нему подключаются представители различных народов планеты Земля, обладающие особенностями в сфере религиозных верований, морального общения. В будущем это может привести к негативным последствиям, если не подготовить заранее согласованной основы общения.

Космическая этика в теоретико-практическом аспекте использует прежде всего сравнительно-исторический метод, применяющийся при изучений особенности нравственных ценностей, принципов и норм различных народов нашей планеты, влияния религиозных верований на историческое изменение этих ценностей и принципов; методы общей, социальной и космической психологии, а также анализ специальных психологических проб и испытаний; изучение отчётов и дневников космонавтов; анализ данных анкетных опросов и интервью для выявления нравственно-ценностных ориентаций.

Возможность встречи людей, осваивающих космическое пространство, с внеземными проявлениями и формами жизни не сходит с повестки дня. «По крайней мере у миллиарда звёзд нашей галактики могут быть планетные системы, на которых в принципе возможна жизнь» [3]. Космос и Земля представляют единую сложную и многообразно – на различных уровнях – связанную систему. Земные процессы имеют параллели, может быть, весьма неожиданные в неизвестных нам пока областях космического пространства.

Процессы, протекающие в космосе, имеют место и на Земле. Поэтому человечество в ходе познания космоса неизбежно столкнётся с разнообразными формами проявления жизни.

На основе каких прежде всего нравственных принципов должны регламентироваться отношения человека с возможными проявлениями внеземной жизни? Главное требование космической этики – не вредить жизни, не уничтожать её, ибо мы не знаем, какое значение имеет та или иная форма жизни в общем процессе развития жизни во Вселенной. Необходимо выработать понимание того, что странное, необычное и , может быть, неприятное живое существо необязательно враждебно нам. Изучение реакций космонавтов на неожиданные контакты с необычными, редко встречающимися формами земной жизни позволяет экстраполировать их возможные реакции при аналогичных обстоятельствах вне Земли.

Автор этих строк предлагает принять к действию следующий нравственный принцип, позволяющий регламентировать отношение человека к различным проявлениям и формам жизни. Отношение к ним должно выстраиваться на основы смысловой триады – понять, познать, помочь. Понять означает установить с живым существом контакт; познать – определить степень развития и функции данной формы жизни или живого существа; помочь – уяснить нужду познаваемого живого существа, по мере возможности, удовлетворить её и в возможных совместных действиях достичь отношений взаимодоверия. Этот принцип поименован нами принципом триединства космической этики или принципом «Трёх П».

Принцип триединства космической этики свидетельствует о том, что нравственная потребность человека в понимании, сочувствии, помощи и взаимодействии может реализоваться не только в отношении человека к человеку, но и в отношении человека к любому другому живому существу – растению, животному. В нём соединяется рациональное и эмоциональное в мотивах выбора действия и в самом действии. Последнее особенно важно подчеркнуть, так как при всей своей рационалистичности космическая этика включает в себя и факторы эмоционально-психологические. Чисто рационалистической морали вообще не может быть, ибо сама нравственная потребность есть единство эмоциональной (первоначально неосознаваемой) и рациональной (осознанной, целенаправленной) составляющих.

Космизация различных отраслей научного знания требует окончательного устранения гео- и антропоцентризма из наших представлений о характере закономерностей развития мира и жизни. Изучение Земли и жизни на ней привело к убеждению, что человек есть вершина развития природы. Это мнение существует – увы! – до сих пор. Между тем представление о человеке как царе природы, столетиями культивируемый девиз – «природа для человека» в значительной степени обусловили современный экологический кризис. Но ныне, зная о том, что не только природа служит человеку, но и человек обязан служить природе, следует внести существенные коррективы в понимание места человека в окружающем мире. Принципиальное значение имеет подход к природе, предусматривающий не «господство», но «сотрудничество» с природой и всемерное сбережение её. Природные катаклизмы, пугающие нас в последнее десятилетие, – не вопль ли отчаяния и не призыв ли к взаимопониманию?..

Вышесказанное имеет непосредственное отношение к рассмотрению возможных контактов земной и внеземных цивилизаций. Прогноз в постановке и предположительном конструировании решения этой отнюдь не злободневной проблемы всё-таки желателен. Последствия экспедиции Колумба упали как снег на голову и привели к гибели развитой цивилизации. И если принимать во внимание мерки исторического времени, всё это произошло в одночасье. Кто предскажет, когда подобное может произойти и произойдёт ли при встрече с «братьями по разуму»? Известный писатель и учёный Артур Кларк (1917–2008), прогнозы которого неоднократно реализовались в намеченные им сроки, наметил встречу землян с инопланетянами на 2100-й год… Ждать осталось совсем немного [4].

В предположительном решении этой проблемы нас интересует прежде всего следующий вопрос: неизбежно ли для успешного функционирования сообщества разумных существ наличие такого социального института, как мораль? Если ответ на этот вопрос положителен, то возможно ли, что высокой степени информационного и технологического развития подобного общества соответствует достаточно высокая степень развития нравственности? И, наконец, какую роль, сплачивающую или разобщающую, играет мораль на такой степени развития общества?

К ответу на поставленные вопросы в современной литературе имеется несколько подходов. Некоторые учёные считают, что по природе своей человек агрессивен и что мораль лишь разобщает людей. По мнению Р. Ардри, человек генетически запрограммирован на совершение насильственных действий. Он будто бы вступает в конфликт с другими людьми, исходя из побуждений, «которые ничем не отличаются от соответствующих побуждений низкоорганизованных животных» [5]. Другие предполагают, что мораль жителей Земли и мораль инопланетян, видимо, в корне различны. Американский астрофизик Ф. Дайсон настаивает на невозможности измерить земными критериями мораль внеземных разумных существ, с которыми человечество может вступить в контакт [6]. И в том, и в другом случаях делается один вывод – контакт между цивилизациями будет носить характер конфликта, который может завершиться либо уничтожением одной из цивилизаций, либо взаимоуничтожением.

Можно предположить и другое. Поскольку законы природы и общества объективны, следовательно они в определённой мере схожи для высокоразвитых сообществ разумных существ, как бы сильно последние ни отличались друг от друга. Неизбежно поэтому, что в процессе становления, развития и функционирования любого сообщества разумных существ возникает мораль как регулятор отношений между субъектами данного сообщества. Если же регулятивная функция морали едина для любого сообщества разумных существ; если мораль объединяет членов общества, способствует их общению, совместной деятельности и, стало быть, успешному функционированию и развитию общества, то и контакт между цивилизациями может иметь характер сотрудничества – взаимопонимания, взаимодействия и взаимопомощи. «В войны между инопланетными цивилизациями мы не верим, – замечал И. С. Шкловский, – так как мы считаем эти цивилизации, прежде всего, разумными» [7].

Мы полагаем, что высокоразвитые цивилизации, если таковые существуют, оставили далеко позади эгоцентристский этап развития морали и в своих отношениях к любым проявлениям жизни руководствуются интересами её сохранения, развития и совершенствования.

Примечания

1. Леонов А.А., Ле бедев В.И. Психологические проблемы межпланетного полёта. М., 1986. С. 52-53.

2. Там же. С. 56.

3. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М., 1973. С. 143.

4. Там же. С. 279.

5. Ardrey R. The territorial imperative. A personal inquiry into the animal origins of property and nations. N.Y., 1966. P. 103.

6. Dyson F.J. Letters in « Scientific American» , 1964, vol. 210, 8-16 Apr.

7. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М., 1973. С. 308.

Русский космизм и К.Э. Циолковский

На рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий, как бы в предчувствии выхода человека и человечества в космос, в России возникло и сложилось оригинальное философское направление – русский космизм. Основоположником его оказался легендарный человек, наделённый гениальным умом, бессребреник и эрудит, Николай Фёдорович Фёдоров (1828–1903). Н.Ф. Фёдоров служил библиотекарем в Румянцевском Музее в Москве (ныне Российская государственная библиотека). Посетители уверяли, что он имел энциклопедические знания, прочёл все книги, хранящиеся в библиотеке. Фёдоров, как отмечали современники, жил более чем скромно, питался хлебом и чаем, своё скромное жалование раздавал нуждающимся в помощи людям. Учёный отрицал всякую собственность, даже на идеи и книги. Поэтому и работы свои не издавал. Они были собраны его последователями Н.П. Петерсоном, В.А. Кожевниковым и изданы на средства последнего уже после смерти Н.Ф. Фёдорова.

В единственном фундаментальном труде «Философия общего дела» мыслитель утверждал неразрывную органическую связь Земли и Космоса, представлял человечество как единый экипаж корабля, плывущего в космическом пространстве. Н.Ф. Фёдоров писал о необходимости разумной регуляции природы. Он провидел то время, когда человечество выйдет за пределы Земли и начнёт обживать ближний и дальний космос. Но для заселения и освоения планет громадное число людей – ныне живущих на Земле будет явно недостаточно. Именно поэтому, по мысли философа, человечество должно быть объединено «общим делом» – делом воскрешения отцов своих… Он за каждым живущим и умершим оставлял право на бессмертие.

Если раньше идея воскрешения людей религиозная (воскрешение в случае прихода Царства Божьего) и фантастическая, то Фёдоров подходил к воплощению этой идеи иначе. Он считал, что для реализации его идеи следует использовать достижения науки и техники как основные факторы развития цивилизации. А высшую цель развития науки, её сверхзадачу он видел в воссоздании средствами науки ранее живших людей. Но человека можно, по его представлению, воскресить средствами науки, если человечество овладеет необходимыми знаниями, обогатит их, научится сохранять их и передавать из поколения в поколение. С этих позиций он разработал классификацию наук, а на её основе систему библиотечного каталога, которая действовала до последнего времени. Н.Ф. Фёдоров видел задачу библиотек в том, чтобы собирать, систематизировать и доносить до учёных и читателей все знания, добытые человечеством. Известны его глубокие размышления о воспитании и образовании, о нравственной и религиозной культурах.

Николай Фёдорович Фёдоров поставил перед представителями материальной и духовной культуры новые и сложные проблемы – что такое смерть и бессмертие; что такое душа, бессмертна ли она; что есть космос; каким образом человек и человечество смогут выйти в космическое пространство; сможет ли человек жить в космосе и достичь других планет. Как ощутимо видно, многие проблемы религии Фёдоров ставил как научные. Характерной чертой его философских воззрений была попытка отыскать пути практического решения поставленных проблем, достижения духовной свободы, социальной справедливости и бессмертия человечества в контексте взаимосвязи Человека, Земли и Космоса. Его философские взгляды определили начало перехода от сознания религиозного к новой эре – сознания космического.

Идеями Н.Ф. Фёдорова интересовались и увлеклись крупнейшие русские мыслители второй половины девятнадцатого века – Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьёв. Достоевский в одном из писем к Соловьёву сообщал, что готов подписаться под каждым словом Фёдорова. Толстой гордился, что является современником такого оригинального мыслителя, каким был Н.Ф. Фёдоров.

«Философия общего дела» (первый том вышел в 1906 году в г. Верном, ныне Алма-ата; второй – в 1913 году в Москве) привлекла внимание думающей молодёжи. Влияние идей Н.Ф. Фёдорова сказалось в творчестве поэтов и писателей В. Брюсова, Н. Заболоцкого, А. Платонова, М. Пришвина. Развили идеи мыслителя учёные – Владимир Иванович Вернадский (1863–1945), Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935), Александр Леонидович Чижевский (1897–1964). Их философские и научные труды и определили развитие русского космизма как направления в русской философии ХХ века

Следует отметить, что все представители русского космизма, как бы следуя примеру Н.Ф. Фёдорова, были многосторонне одарёнными людьми, обладали высочайшими нравственными качествами. Но главное – для всех них был характерен космический склад мышления. Например, В.И. Вернадский, крупнейший учёный-геолог, не ограничивался изучением недр Земли. Его интересовали глобальные экологические проблемы, волновала роль нравственного начала в постижении научной истины, учёный пытался предугадать космическое будущее человечества.

В.И. Вернадский всемирно известен созданным им учением о биосфере, которую он рассматривал как одну из закономерно возникающих оболочек земного шара. Биосфера – следствие появления и развития на планете Земля живого вещества, жизни. Учение о биосфере представляет жизнь как непрерывный во времени и пространстве поток живого, в котором постоянно преобразуются вещество, энергия и информация. Живое в процессе развития необходимо приходит к появлению разумных существ, к становлению ещё одной оболочки, имеющей уже не только планетное, но и космическое значение, к становлению ноосферы – сферы разума. Вернадский первым указал на необходимость формирования у современного человека планетарного и космического мышления.

Широко известны работы В.И. Вернадского «Биогеохимические очерки», «Химическое строение биосферы Земли и её окружения», «Живое вещество», «Размышления натуралиста», «Научная мысль как планетное явление». В них учёный не только развивает идеи русского космизма о жизни как факторе планетарного и космического порядка, но и обосновывает мысль о нравственной ответственности человека, носителя разума и совести, за сохранение жизни, о творческой, организующей космической роли научной мысли и разума вообще.

Владимир Иванович Вернадский – гениальный прозорливец. Он первым в России обратил внимание на большое будущее открытия на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий явления радиоактивности. Сошлюсь на важный, но забытый факт: в декабре 1910 года на общем собрании Императорской Академии наук учёный выступил с сообщением «Задачи дня в области радия», впервые в мире предсказав возможное овладение в недалёком будущем могущественным источником энергии…

Своеобразный вклад в развитие русского космизма в ХХ веке внёс и Александр Леонидович Чижевский, младший современник, ученик, друг и продолжатель дела К.Э Циолковского. Учёный был не только создателем новой отрасли научного знания – гелиобиологии, но и талантливым поэтом, своеобразным художником-живописцем. На его долю выпали неимоверные испытания – невежественное отрицание мирового значения его новаторских научных исследований, насильственное отстранение от научной работы и, наконец, длительное заключение в одном из лагерей ГУЛАГа…

За что был наказан учёный? Ортодоксальные марксисты не могли смириться с тем, что Чижевский уже в середине 20-х – начале 30-х годов ХХ века, когда идеологический прессинг достиг предела, развивал идеи возникшего до революции русского космизма. Вопреки марксистскому тезису об определяющей роли социального фактора, Чижевский представил научному миру факты о значительном влиянии природных явлений на исторический процесс. В 1921 году он опубликовал работу «Астрономия, физиология и история». Трем годами позже в Калуге вышла брошюра «Физические факторы исторического процесса». К.Э. Циолковский одобрил появление этих работ и заинтересованно обсуждал их содержание с автором. Но в околонаучной и массовой печати началась травля учёного. Поэтому последующие результаты научных исследований Чижевский вынужден был публиковать за рубежом.

В 1930 году на английском языке вышла важная книга «Космическая энергия как фактор человеческой истории». В 1930–1934 годах во французских академических изданиях печатался ряд статей, развивающих эту тему. И основной труд о влиянии солнечной активности на биосферу Земли А.Л. Чижевский написал на французском языке, по официальному заказу парижского издательства «Гиппократ». Книга вышла в Париже в нескольких выпусках в 1936-37 годах и получила признание видных учёных – Чижевский был номинирован на Нобелевскую премию. Отыскать учёного на громадных пространствах Отечества не смогли. Как молвил лучший друг учёных: «Нет человека, нет проблемы».

В нашей стране книга была издана лишь в 1969 году под названием «Земное эхо солнечных бурь». Второе издание появилось в 1976 году. Лейтмотивом этой книги становится название первой главы – «Колыбель жизни и пульсы Вселенной». Свои идеи, весьма актуальные сегодня, учёный всесторонне развивал с привлечением не только данных собственных исследований, но и любопытных фактов истории человечества, начиная с древнейших времён. Очевидно, что понять сущность жизни и такую таящую немало загадок её форму как разумная жизнь, как человеческое общество, вряд ли возможно в изолированном пространстве Земли. Загадка Жизни, весьма вероятно, по мысли Чижевского, таится в космических просторах. А.Л. Чижевский был избран почётным членом Академий многих зарубежных стран.

В.И. Вернадский и А.Л. Чижевский, развившие некоторые аспекты учения Н.Ф. Фёдорова на новом историческом этапе, не знали его лично. А вот Константину Эдуардовичу Циолковскому повезло: занимаясь самообразованием, он в семидесятых годах девятнадцатого века стал постоянным посетителем библиотеки Румянцевского музея. Н.Ф. Фёдоров приметил юношу, который ежедневно прочитывал и просматривал солидную стопу книг. Уловив интерес читателя к физике и астрономии, он стал подкладывать юноше и такие книги, которые тот не заказывал, но которые, по мнению библиотекаря, могли бы быть ему интересны и полезны.

Наконец, знакомство состоялось. Будущий учёный из первых уст услышал о космическом корабле – планете Земля. Узнал о грандиозных планах гармонического регулирования природных процессов. Впервые открылась юноше идея космической роли разума… Естественно, беседа касалась и философии общего дела. Но, судя по работам К.Э. Циолковского, мысль о воскрешении отцов не привлекла его внимания. Одно несомненно – первый и достаточно сильный импульс к размышлениям на космические темы и к работе по реализации выхода человека в Космос Циолковский получил от Н.Ф. Фёдорова.

Сегодня мы знаем К.Э. Циолковского как основоположника экспериментальной аэродинамики и современной космонавтики. Учёный впервые определил и сформулировал принципы конструирования ракет для полёта в мировое пространство. Мы знаем Циолковского и как гениального изобретателя. Его ум работал в самых разных направлениях – от проекта металлического дирижабля, цельнометаллического моноплана, вагона на воздушной подушке до проекта слуховой трубы… Известен Циолковский и как писатель-фантаст. Занимательна его фантастическая повесть «На Луне» (1893). Блестяще написана книга «Грёзы о Земле и небе» (1895)…

Но немногим, к великому сожалению, доступны все философские произведения К.Э. Циолковского. Те из них, что увидели свет, были изданы автором за свой счёт крошечными тиражами и после кончины учёного долгое время замалчивались. В действительности же, Циолковский-философ не менее значителен, нежели Циолковский – теоретик космонавтики. Он писал: «По моей чрезвычайной любознательности я энциклопедист… Моя натурфилософия, которую я вырабатывал в течение всей жизни и ставил выше всякой другой своей деятельности, требовала сведений во всех отраслях знания… Я всё время искал, искал самостоятельно, переходил от одних трудных и серьёзных вопросов к другим, ещё более трудным и важным…». В Архиве Академии наук в Москве хранится несколько десятков до сих пор неопубликованных философских сочинений учёного. Общее число философских работ К.Э. Циолковского превышает количество его работ по воздухоплаванию и космонавтике.

Открытие Циолковского-философа ещё впереди. Но уже сегодня можно утверждать, что в русле философии русского космизма он предстаёт одним из самых оригинальных и глубоких мыслителей. Циолковский не только критически воспринял учение Н.Ф. Фёдорова, но и творчески развил его – многое синтезировал, выдвинул и обосновал солидный ряд новых плодотворных идей, отвечающих современности. Свою философскую теорию мыслитель характеризовал как «космическую философию» («Космическая философия», 1935. Архив АН). В ней Циолковский отрицает, с одной стороны, религиозное противопоставление духа и тела, а с другой – так называемый «пессимистический материализм», который не отвечает на вопрос о космической роли жизни и разума. Ниже кратко рассмотрим некоторые из проблем, которые поставлены и исследованы К.Э. Циолковским как философом, среди них – жизнь как структурный элемент Вселенной; разум и космос; человек и космос; социальная философия; космическая этика; человек и человечество будущего.

Жизнь – структурный элемент Вселенной. Жизнь как элемент Вселенной рассматривали все представители русского космизма. Однако, в отличие от них за основу космической философии Циолковским принято утверждение способности атома чувствовать. «Всякий атом материи чувствует сообразно окружающей обстановке. Попадая в высоко организованные существа, он живёт их жизнью…, попадая в мир неорганический, он как бы спит…» («Монизм Вселенной», 1925. С. 9). Мыслитель вводит два понятия, условно разграничивающие способность материальных тел чувствовать – отзывчивость и чувствительность. Отзывчивы, по Циолковскому, все тела космоса. Вступая в многообразные виды взаимодействия, тела изменяются в объёме, форме, плотности, цвете и т.п. «Отзывчива всякая частица Вселенной» (там же. С. 7), но чем она сложнее по структуре, по уровню развития и характеру взаимодействия, тем более возникает у неё возможность чувствовать. Эту стадию развития Циолковский определял как «способность организмов ощущать приятное и неприятное» и называл её чувствительностью.

Из всех известных нам живых существ чувствительнее всего человек. Остальные живые существа тем менее чувствительны, чем ниже их организация. Но непреодолимого различия между чувствительностью и отзывчивостью нет и на границе живой и неживой материи, так как не существует и самой этой границы. «Так как всякая материя всегда, при благоприятных условиях , может перейти в органическое состояние, то мы можем условно сказать, что неорганическая материя потенциально жива» (там же. С. 9).

Отсюда Циолковский делает вывод: общей для Вселенной закономерностью является возникновение жизни на планетах с благоприятными к тому условиями. Более того, мыслитель независимо от других учёных – астрофизиков, астробиологов и философов – формулирует аналог антропного принципа: «Какой бы смысл имела Вселенная, если бы она не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром» («Космическая философия». С. 3). По этой же причине Циолковский принимает природу как развивающуюся и самоорганизующуюся целостность: Вселенная, галактики, солнечная система, Человек, биосфера, разум.

Разум и Космос. Циолковский считал также, что хотя природа и создала условия для возникновения жизни и разума, но именно разум призван познать и упорядочить природу, превратить Хаос в Космос. В рукописи «Разум и звёзды» мыслитель наметил основные принципы их взаимодействия – влияние жизни на Вселенную; влияние разумных существ на развитие Вселенной; влияние разума на устройство Вселенной (выделено нами В.П.); мысль как фактор в эволюции Вселенной («Разум и звёзды». Л. 2). Разум и Космос у Циолковского не противостоят один другому как независимые и враждебные силы, но образуют единство. Разум участвует в процессе самоорганизации Вселенной. Он внутренне присущ природе.

На страницу:
2 из 7