bannerbannerbanner
Антология греха
Антология греха

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 5

Казалось бы, жил Адам с Богом в благодати, был царем твари, чего же ему не хватало? Точнее кого? Неужели недостаточно общения с Богом Творцом? Недостаточно, говорит Сам Бог! Более того, положение Адама в одиночестве было опасно для возгордения, наподобие падшего Денницы. Для предупреждения этого Господь Бог, помимо развития любви к Нему, создал для Адама ближнего, для развития любви к ближнему. Это была подготовка для двойной заповеди о любви к Богу и ближнему, в которой просматривается крест. Вертикальная ось – любовь к Богу, а горизонтальная – любовь к ближнему. Бог заповедал любовь к ближнему, как к самому Себе. Это оттого, что первым ближним была жена! Посмотрим как Писание описывает ее происхождение:


Быт 2:

“7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

8И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

15 И взял Господь Бог человека, [которого создал, ] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

18 И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.

25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились”.


Из 18 стиха мы видим, что при всем блаженстве Адама и жизни с Богом Сам Бог определяет и указывает, что НЕХОРОШО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКУ ОДНОМУ! Казалось бы, можно создать еще мужчину из глины. Но не так делает Бог! Он создает жену (женщину), причем, из ребра Адамова. Теперь Адаму стало ХОРОШО: ибо есть любимый Бог и любимая жена! Влечение (особая любовь) к жене превосходит влечение к родителям, что хорошо видно из стиха 24–го. Два = одна плоть, это указание на возвращение женщины в мужчину (как его кости и плоти). Это совокупление мужчины и женщины (которое одно лишь естественно; вот почему совокупление мужчины с мужчиной есть сугубое извращение, ибо мужчина не произошел от мужчины непосредственно) необходимо для напоминания природного единства двух полов, а в последствии – для деторождения. В свете происхождения женщины можно уразуметь, почему при ее вступлении в брак говорится "выходит ЗА-муж" (а не "заходит замуж" или как иначе), т. е. идет напоминание ее происхождения, когда она впервые вышла за пределы своего мужа и стала женой. Вот почему положение женщины без замужества не нормальное, ибо женой она становится только выходя замуж. В древности это было настолько однозначно, что слова «женщина» и «жена» воспринимались синонимами, мы это можем видеть в церковнославянском переводе Священного Писания.


Слова "нехорошо быть человеку одному" нельзя рассматривать, как то, что человеку было плохо. Нет, он был блажен, купаясь в благодати Божией. Не хорошо здесь в смысле не достаточно, т. е. нехватки, не полного удовлетворения. Не хорошо так же в смысле для размножения людей, ибо для того и была прежде всего нужна помощница жена. Все остальное Адам мог делать и без нее.


Для чего же Бог усыпил Адама во время создания ему жены? Некоторые полагают, что это была своего рода анестезия (обезболивание), но это неверно, ибо взято из земного опыта. В Раю не было еще болезней и боли, и Бог мог вполне безболезненно сделать это на глазах у Адама. Цель усыпления Адама как раз и была в том, чтобы он не видел ее создания. Почему это должно было быть сокрыто от Адама? Для того, чтобы Адам не стал боготворить свою жену (женщину). С тех пор (особенно же после падения) существуют две опасные крайности в отношении к женщинам: 1 – попытка боготворить; 2 – нелюбовь, презрение, неуважение. Итак, правильное отношение к женщине со стороны мужчины таково: любить, но не боготворить, и не ставить в один ряд с Богом (не говоря уже выше Его).


Из 22 стиха мы видим, что Бог не только создал жену особым актом, но и привел ее к человеку, т. е. сочетал их! Это был первый брак на земле, где брачующим Священником был Сам Господь Бог! Как мы видим, таинство брака есть первое и самое древнее из таинств, как, впрочем, и священство. Монашеством тогда и не пахло, ибо оно не нужно (не предусмотрено Богом) было вовсе.

Проснувшийся Адам по благодати увидел, что приведенная к нему Богом женщина есть кость от костей его и плоть от плоти его (ибо Бог взял для создания жены не только кость-ребро, но и плоть). Тут же, давший имена всем зверям называет женщину женой, объясняя происхождение этого названия взятием ее от мужа. Итак, женщина (природа) – это создание от Бога, а жена – это происхождение от мужа и связь с ним! Итак, мы видим, что жена по происхождению вторична, ибо сделана не непосредственно из земли, как мужчина, но взята от мужа.


Интересно заметить, что в стихе 23 именно Адам, а не Бог, хотя и по вдохновению Бога, пророчески устанавливает заповедь об оставлении отца и матери ради жены, и прилеплении к ней. Теперь понятно, почему надо возлюбить своего самого ближнего человека – жену, как самого себя. Ведь она и есть часть тебя самого!


Обратим внимание, что заповеди: плодитесь и размножайтесь; прилепится к жене; будут двое одна плоть; были даны до грехопадения человека. По падении изменения произошли лишь по причине привнесения греха, что в отношении к женщине (и, соответственно, к мужчине с ее стороны) стало выражаться в похоти плоти. Можно сказать, что похоть плоти – это извращение особого рода любви к женщине по причине греха, вошедшего в человеческую природу посредством грехопадения первой четы. Нет сомнения, что Адам неизреченно любил свою жену Еву. Выбора у него не было. Вот почему, когда Сам Бог приводит к нам обстоятельствами и промыслом Своим нашу (Свою) женщину (жену) – у нас нет выбора (хотя количественно он есть, в отличие от положения Адама). Когда мы не смиряемся перед Божьим приводом (выбором), но выбираем сами (чаще всего руководствуясь похотью или корыстью), то начинаются проблемы и беды (как плата за не смирение).


В 25–м стихе показано, что в благодатном покрове брака и любви между мужем и женой нет и не может быть стыда. Стыд появляется в случае лишения благодати, или отсутствия должной любви.

Итак, любовь к женщине, как к своей жене имеет двоякое происхождение. Она и от Бога, и от самого человека. От Бога, как благодатная сила и энергия (ибо Бог есть Любовь), от человека, как осознанный выбор и отношение. Тем не менее, любовь эта остается великой тайной и не подвластна рассудку.

Не нужно бояться любви к женщине – она естественна и вожделенна. Нужно бояться греха, извращения и нарушения воли Божией и отпадения от благодати!

В царстве Божием, по слову Господа, не женятся и не посягают (на плотское совокупление и деторождение), но пребывают как ангелы. Тем не менее, различие полов там будет сохранено, как и любовь между ними.


Еще раз посмотрим на: Быт.1:

“26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями, ] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их”.


Мы можем видеть, что в начале Бог (а именно Вся Пресвятая Троица) сказал (так называемый совет Пресвятой Троицы), а после сотворил. Сказал Бог Сам для Себя, посредством общения Лиц Пресвятой Троицы. Вот почему было сказано: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему. Нашему – т. е. по образу Трех Лиц единого Бога. Затем Вся Пресвятая Троица участвовала в сотворении человека, почему и сказано: сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его. По образу Своему … по образу Божию – т. е. образу одного Бога, в Трех Лицах. Чтобы мы не подумали, что эти слова о сотворении относится только к одной особи человека, а именно Адаму, сразу добавлено: мужчину и женщину сотворил их. Но не только единое человеческое естество (а именно его следует разуметь под словом «человек» в данном месте Писания) разделенное на два «лица» по половому признаку: мужское и женское, но и третье «лицо» – ребенок (для семьи) или дети Адама (т. е. все люди произошедшие от первой четы).


Итак, образность Божию мы видим в Человеке (т. е. всем человечности) в троичности его создания: Адам (муж) + жена + потомки = человечество. Видим мы троичность или образность Божию и в каждой человеческой личности: дух, душа, тело; ум, сердце, воля.


"По образу Нашему, (и) по подобию Нашему"… Здесь употреблены два родственных по значению слова, хотя и заключающие в себе некоторые оттенки мысли: одно означает, образец совершенства; другое – воплощение этого идеала или копию с указанного образца. "Первое (т. е. по образу) – рассуждает святой Григорий Нисский – мы имеем по сотворению, а последнее (т. е. по подобию) мы совершаем по произволению. Следовательно, образ Божий в человеке составляет неотъемлемое и неизгладимое свойство его природы (причем совокупной человеческой, как сказано в книге Деяний, 17, 26: 26 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли"), богоподобие же есть дело свободных личных усилий человека, которое может достигать довольно высоких степеней своего развития в человеке (например, Мф.5, 48; Еф.5, 1–2), но может иногда и совершенно отсутствовать (например, Быт. 6, 3,23; Рим.1,23; 2,24).


Что касается самого образа Божия в человеке, то он, оставаясь непостижимой тайной, отражается в много различных силах, качествах и свойствах: троичности или триединства (Кол.3,10), самовластия, духовности (Бог – Дух, и человек – дух), творчества (Бог Творец), безсмертии человеческого духа (Прем.2,23), в первоначальной невинности (Еф.4,24), чистоте (Еккл.7,29), и т. д. и т. п.


Полным и всесовершенным отражением божественного образа Писание называет лишь только Сына Божия (Евр. 1, 3; Кол.1,15). Человек же сам по себе был сравнительно очень слабой, бледной и несовершенной копией этого несравненного Образа (отсюда и наименование икон "образами"); но тем не менее, он стоял в несомненной родственной связи с Ним и отсюда получил право на название Его рода (Деян.17,28), сына или чада Божия (Лк.3, 38)., а также и прямо – "образа и славы Бога" (1Кор. 11, 3).


Обратим внимание, что при самом сотворении человека говорится лишь "по образу Божию" и не добавляется “по подобию". Это окончательно подтверждает ту мысль, что богоподобие отлично от образа (природной схожести) Божия и состоит в той или другой степени свободного, личного развития человеком свойств божественного образа по пути их приближения к Первообразу. Например, в каждом человеке заложено свойство любить, но уподобиться в любви Богу (стяжать любовь, достигнуть любви) есть дело человеческой свободы.


Итак, что же особенного было первой человеческой паре по сравнению с последующими парами? А вот что:


1. Мы видим, что первую пару создал Сам Господь Бог. Причем сперва Адама, а затем его жену.


После указания, что первые люди будут созданы по образу и подобию Пресвятой Троицы, Бог сразу же сказал и главное назначение человека: "да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными. и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле". Итак, мы видим, что человек был создан царем и владыкой над всеми прочими земными тварями и над всей землей. Здесь интересно отметить такой переход "сотворим человека" и "да владычествуют они". Т. е. Писание ставит знак равенства между «человеком» и «они». Т. е. Бог замыслил человека не как отдельно взятую личность, а как социум. Вот почему промысел Божий заботится не только о каждом отдельном человеке, как автономной единице, а как о части целого социума – Церкви Христовой, которая и будет составлять человека или человечество в Царстве Небесном. Вот почему Христос Бог называется Женихом по отношению к сакральному социуму – Церкви Его, в которой Он благоволил занять место Головы. Мы же все, как верно указывал Апостол Павел, отдельные части Тела Христова. Потому то Церковь и именуется Телом Христовым, что все мы предопределенные Богом ко спасению и вошедшие для этого в Его Церковь составляем это Тело! Вот почему цена наша не только в том, что мы являем из себя сами по себе, но прежде всего и более всего в том, что каждый из нас являет для Тела Христова – Церкви! Итак, если мы составляем со Христом одно Его Тело, а Он в нем Голова, то понятно, что наше послушание Ему должно по самой природе этого Святого Тела быть святым и безупречным. Если в теле человека разлад, то это говорит либо о болезни тела, либо о болезни головы (т. е. о сумасшествии). Наша Голова – Христос – не может быть больным или ущербным, значит если и бывают проблемы, то только с нашей стороны. Вот почему так растягивается дело Божьего домостроительства и спасения людей, что пасти надо не просто кучу автономов, а целый, совершенный социум – Церковь Христову, состоящую из точного и одному Богу известного числа членов.


Итак, мы имеем пару "человек = они". Как же в жизни формируется эта пара? Это мы видим из последующих стихов книги Бытия. "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их". Вот и первое разрешение вопроса с «они». Человек = они = их = мужчина + женщина. Мужчина + женщина это малый социум. Почему же Бог сказал "сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему", а затем "сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его"? Последняя фраза, в которой после "по образу Своему" добавлено "по образу Божьему" говорит нам, что человек был создан не по образу одного Лица Пресвятой Троицы, а по образу всей Пресвятой Троицы. О подобии при сотворении н упомянуто потому, что оно дано человеческой природе не как дар наличия, а как дар потенциальный. Уподобиться Богу человек должен сам, но он для этого имеет все необходимое со стороны Бога.


После малого социума семьи речь идет о создании большого социума или человека коллективного: "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…". Большой социум должен был быть образован путем размножения. Поскольку земля имела ограниченные размеры, то и этот социум имел бы ограниченное и конкретное число людей. Ведь люди до падения не умирали. Если бы они прошли проверку, не пали, остались бы верными Богу и наполнили бы по Его плану всю землю, то этот временный эксперимент был бы благополучно завершен и человек (социум) в полном его составе перешел бы в новое вечное качество.


2). Итак, мы видим, что первую пару людей благословил Сам Бог. Он Сам сказал им две их главные задачи:

а) плодиться и размножаться, и наполнять землю;

б) владычествовать над прочей земной тварью.


Почему сказано "плодиться и размножаться", а не просто «размножаться»? "Размножаться" указывает на задачу создания себе подобных без указания способа самого размножения. "Наполняйте землю" указывает на пределы размножения – полноту земли, которая могла бы вместить всех людей. «Плодиться» указывает на способ размножения. Людям не было дано размножаться путем создания взрослых особей, но лишь путем созревания плода, рождение его и выращивания до взрослости.


Разве возможно сегодня, да и вообще когда бы то ни было после падения людей, чтобы родители сказали своему ребенку, который хоть сколько пришел в разум: "Ты благословлен Богом. Ты должен плодиться и размножаться и наполнять землю, а также владычествовать над всеми рыбами, птицами, зверями, скотами и гадами"? Нет, невозможно!


3) Дальше Бог сказал первым людям о том, что Он ставит их в зависимость от вкушения произведений растительного мира: "И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу". Чтобы человеку не было огорчительно от его зависимости от растительной пищи, Бог поставил и прочие твари в такую же зависимость от этой же пищи: "а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду, ] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу".

Мы видим, что и в пище человек был выделен Богом по сравнению с прочими тварями. Человеку было дано в снедь всякую траву сеющую семя – т. е. преимущественно злаки, а прочим тварям только зелень травную. Но более всего человек отличался тем, что ему было дано вкушать от всякого дерева, у которого плод древесный сеял семя. Больше никто не мог вкушать от плодов деревьев. Вот почему и заповедь Божья запрещавшая вкушать от плодов конкретного дерева относилась только к людям. Вот почему дерево стало таким важным для людей. Оно после падения осталось единственным, что отличало его от прочих животных. Дерево не только давало человеку плоды для питания, но и очень удобный строительный материал, вещество для поддержания огня и тепла, вещества для лекарств, материал для рабочих и музыкальных инструментов, материал для бумаги и т. д. Вот почему в таких хорошо известных нам словах, как «здравствуйте» и «привет» мы видим корнями этих слов дерево и ветки.


Сперва мы узнаем, что Бог сказал: "сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему". Здесь сразу возникают вопросы: что значит Бог сказал? кому Он сказал это? Сказано было к Лицам Пресвятой Троицы, на что указывает множественное число употребленное в слове «Нашему». Нашему – значит по триединому образу Отца, и Сына, и Святого Духа.


Что значит, что Бог создал человека по Своему образу?


1. «По образу Своему, по образу Божию» это значит по образу одного Бога, в Трех Лицах.


Единое человеческое естество (человек: мужчина + женщина) + ребенок (для семьи) или дети Адама (все люди, произошедшие от первой четы). Как итог: образность Божия в Человеке (во всём человечестве) в троичности его создания: Адам (муж) + жена + потомки.


Образ Божий – образец совершенства.


2. В чем мы можем видеть эту образность у человека?


2. Мы можем увидеть что образ Божий в человеке отражается в много различных силах, качествах и свойствах:


1) троичности и единства: «и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол.3,10);


2) самовластия, духовности (Бог-Дух, и человек-дух);


3) творчества (Бог Творец и человек творец);


4) безсмертии человеческого духа: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем.2,23);


5) в первоначальной невинности: «и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4,24);


6) чистоте: «Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл.7,29).


Рождающий Слово и Cоздавший словесных тварей не словесен ли? Словесность Бога должно разуметь не грубо по плотски, а как неотъемлемое и всегда присущее в Его сущности (каждого Лица) качество. Ведь словесность проявляется как качество, способное донести разумную мысль или слово до уха восприемлющего, а также как способность слышать и воспринимать говоримое слово. Бог (каждое Лицо) как никто другой из тварей имеет Свою природную способность слышать, видеть и говорить! Ведь Лица Пресвятой Троицы еще до сотворения мира, ангелов и людей разговаривали между Собой. Они совещались перед созданием человека:


Быт:1:

“26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему".


Быт.2:

“7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал”.


Здесь человеком назван «мужчина» + женщина, которая потенциально присутствовала в мужчине, но еще не была выделена или отделена. Собственно выделением женщины и образуется мужчина. Поэтому мужчина без женщины, как и женщина без мужчины, это просто человек, но не мужчина или женщина.


Быт.2:

“15 И взял Господь Бог человека, [которого создал, ] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь”.


Обратим внимание, что женщина еще не создана и заповедь о не вкушении от дерева познания добра и зла формально дана мужеобразному человеку. Мы же справедливо вменяем ее и к женщинам. Важно отметить, что первый человек не называется еще Адамом, но просто человеком, ибо в нем уже присутствует и Ева в виде выпирающего «ребра». Ребро в общем смысле это то, что отделяет одну грань или плоскость от другой. Отделяясь от человека, женщина-ребро и отделила мужчину-грань, став сама женщиной-гранью.


Быт.2:

“18 И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.

25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились”.


В 18 стихе Господь Бог говорит, что нехорошо быть человеку одному, а в 19 и 20 стихах опытно показывает это человеку-мужчине. Только после этого опытного свидетельства Господь Бог приступает к особому акту: сотворению женщины-жены. Слова "одно из ребр" не означают буквального бокового ребра, известного нам у мужчин. Иначе должно полагать, что Бог создал человека-мужчину не симметрично, но с перекосом на одном боку, что недостойно Бога. Речь идет об особом «ребре» в виде кости с плотью, находившегося в месте, которое отличает мужчину от женщины. В этом смысле можно твердо полагать, что первая женщина и жена была сделана не без участия мужского естества. И действительно, теперь мы находим, что "то место", из которого было взято ребро, закрыто плотью. Вот почему несправедливо относить это «место» к грудным ребрам, где "то место" никак не определяется.


Итак, мы видим, что мужчина и женщина различаются своим происхождением или способом сотворения и разной функцией в заповеданном Господом Богом деле положения и размножения. Как только человек узнал в приведенной к нему Богом женщине свою кость и плоть и определил ее как СВОЮ ЖЕНУ, так он стал сам ПОЛ-но-ЦЕННЫМ МУЖЧИНОЙ и МУЖЕМ и впервые назван Адамом. По благодати Адам произнес пророчество Духом Святым об оставлении мужами еще не существовавших отцов и матерей своих, ради прилепления каждого к жене СВОЕЙ, определяя брак мужа и жены словом "ОДНА ПЛОТЬ". Это слово исключает всякое другое неравенство, кроме природного, которое изначально заложено Богом и которое отличает мужчину от женщины. Никакого унижения или раболепства жены перед мужем в первом браке не было. Более того, есть даже некоторое преимущество женщины перед мужчиной, заключающееся в способе ее сотворения. Мужчина взят и сотворен был из земли (глины, грунта) непосредственно, а женщина уже из готового человека, от части его. Поэтому женщина является по природе более мягкой и возвышенной, чем мужчина. Существовала даже опасность ее боготворения Адамом, которая была упразднена наведением крепкого сна.

На страницу:
2 из 5