bannerbannerbanner
Антология греха
Антология греха

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

Человек до греха

Святитель Игнатий (Брянчанинов) справедливо отметил, что нам должно познать человеческое естество в трех его бытийных качествах: до грехопадения (сотворенный человек), после грехопадения (падший или ветхий человек) и после восстановления Христом (новый, духовный, спасенный человек).

О состоянии человека по его сотворению и о его пребывании в раю мы знаем очень мало.

Господь сказал: «нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника соответственного ему».

Даже в раю одному Адаму было нехорошо без другого человека! Ему нужен был соответствующий ему помощник. Однако Бог не спешил творить этого помощника, а вместо него Он сперва создал животных райских полевых, птиц небесных райских, привёл их к человеку и человек, видя сутьевые логосы познаваемых им животных, точно назвал их, отражая суть каждого из них и дал им имена. Это был первый творческий акт человека. И тогда возникает вопрос почему же так? Господь сказал “сотворим человеку помощника”, но не сразу сотворил, а сперва дал человеку называть какие-то другие живые существа. В этом был какой-то смысл. Почему Адам должен был сперва встретиться с животными, и лишь после этого с помощником, человеком, который ему подобен? Очевидно, что в живой, даже совершенной, райской природе, человек без другого человека одинок. Человек должен был сперва убедиться, что среди всех сродных ему по плоти живых существ (а животные полевые и птицы небесные были сотворены, как и человек, из почвы Адама) не было равного ему. У Адама, была способность ощущать жизнь, которая была невероятно яркой и насыщенной. Для нас падших и не знавших рая это невозможно представить. Адам был поставлен Богом в раю с растительностью и живностью рая. Вот почему первый человек мог подумать, что он любит это всё. И сейчас люди тоже говорят, что они любят земную природу. Но так говорить неверно, потому что в живой природе человек одинок. Вот почему человек не может любить природу, растения, животных, птиц и т. п., а может лишь миловать. Человек может любить только другую человеческую личность, также Личность Бога и Его Ангелов, как личностей. Ничто, даже творчество, не заменит человеку человека. Ведь творит человек не для себя, а для других людей! Здесь, в этой зависимости человека от человека, Богом заложена у него любовь к ближнему и то, что мы ныне называем социальностью человека. Святой царь и пророк Давид, отражая эту мысль, восклицает в своем псалме, что добро и красиво жить братии вместе.

Господь так нас создал, что ничто из того, что доставляет каждому из нас огромное наслаждение, не может заменить человека.

Вернемся к событиям в саду Эдемском. Человек называет одно животное за другим, а Господь Бог смотрит на это. На что же смотрит Господь? Господь принимает в бытие те имена, которые Адам дает животным. Но Господь смотрит не на имена, а на Адама. Адам называет животное и одновременно сравнивает его с собой, со своей человеческой природой: и всякий раз Адам понимает и убеждается, что нет ему равного среди животных, что ни одно из них не заменит ему человека и что он остается одиноким. Так Бог и человек творят совместно. Согласие Бога и человека в творчестве это великая вещь, но никакое творчество, даже богоугодное, не заменит человеку человека. “Нехорошо быть человеку одному” – вот истина изреченная Богом. И даже такой творческий человек, как Адам, который творит так, что Господь к нему приводит животных и смотрит на то, как он их называет и Сам принимает эти имена, принимает продукт этого творчества, его результат не может удовлетвориться этим творчеством, ибо всё это не заменяет ему человека.

Вспомним, что Адам есть образ Божий, а Бог для него Первообраз. Образ может двигаться к своему Первообразу, а Первообраз – к образу. Но не хочет Господь Бог, чтобы человек к нему шел один. В этом уже виден намек на Церковь Божию! Господь Бог хочет, чтобы у человека было личное отношение к Нему. Господь хочет, чтобы человек отнесся к Нему, как к Личности. Только тогда может возникнуть и возникает любовь человека к Господу Богу.

Когда образ движется к первообразу – это еще не любовь. А когда личность благостно относится к личности – это уже любовь. Но Адам прежде должен был сам понять, что он личность и что его задачей не является растворение в Боге. Не хочет Господь, Творец мира, чтобы человек в Нём растворялся так, как щепотка соли растворяется в море. Бог хочет, чтобы человек воспринимал себя как личность, а затем и Его, своего Творца тоже воспринимал, как Личность – Личность, Которая выше и совершеннее его, Которая достойна поклонения, благоговения и любви. Только тогда заповедь любви обретает свой полный смысл. Адам в своем опыте должен был это познать и почувствовать. Он должен был почувствовать, что он не является равным никому из животных. Бог хотел, чтобы заповедь любви человек открыл для себя сам. Господь не сказал ему в раю, чтобы он возлюбил Его или ближнего своего в лице жены. Это на земле скажет Христос. Вся сила первой и высшей заповеди состоит в том, что человек сам должен был её открыть для себя. Творчество человека не есть его назначение, но оно есть просто способ обучения или школа бытия. Такой первой школой для Адама было называние имен животных.

Если говорить о качествах Адама, то он был создан совершенным, чистым, добрым и мудрым, но не в окончательном виде. Он проходил усвоения в бытии и проверку одной сказанной ему Самим Богом заповедью, проверку на верность Богу, на смирение перед Ним, на утверждение своей воли и своего выбора в Боге. Адам должен был прийти к смиренному благодарению Бога за свое творение, за сотворение жены, рая и всего прочего, что было даровано первым людям Богом. Его любовь к Богу должна была стать благодарной и благоговейной.

Отмечу то, что в раю и в райской жизни Адама и его жены не было еще человеческой истории, ибо там не было времени, но пребывало то, что мы именуем вечностью. История людей начинается не на Небе, а на земле и не с момента их сотворения, а с момента их изгнания из рая на землю за их нераскаянность в их грехопадении, преступлении, вероломстве, замены правой веры на чуждую и погибельную. Уже задним числом, находясь в истории и во времени, мы прикладываем земные понятия и земной календарь к райским событиям. Это возможно сделать только с земли. И в этом ракурсе мы полагаем земной мерой времени в отношении всех райских событий от сотворения Адама до изгнания его с женой из рая и находим, что Адам был сотворен 1–го марта (жена позднее), а уже 1–го сентября он и жена его были изгнаны из рая. Эти даты отражены в датах церковного новолетия, отмечавшегося на Руси сперва 1–го марта, а затем (по сегодня) 1–го сентября. Таким образом, считая земным историческим временем, мы определяем, что Адам прожил в раю всего шесть месяцев или полгода. Но определить, сколько эти земные полгода значат в вечности мы не можем. Мы можем лишь предполагать, что там за этот период Адаму можно было многое познать и многому научиться у Господа Бога. Способности Адама были уникальны и божественного свойства! Именно этого не смог вынести гордый и завистливый Сатаниил. Тем не менее, Адам еще не был утвержден в своем окончательном вечном качестве. Он был поставлен Богом в срединное положение между плотными творениями и безплотными силами. По духу своему он принадлежал к безплотным и духовным существам, имея у себя потенциалом возможность стать Богом по благодати Бога! Эту особенность уловил диавол и стал отчаянно принимать возможные ему меры, чтобы не допустить обожения Адама и его жены по Божьему плану. Он придумал коварную вещь − предложить первым людям утопическую (заведомо неосуществимую) идею “обожения” от себя, с богопротивленческим элементом − нарушением единственной запретительной заповеди Господа Бога. Этот план Сатаниил не мог привести в исполнения без обмана людей. Для их обмана он использует ложь клевету на Бога и лукавство. Именно с этого момента этот гордый и злой дух Сатана стал дополнительно именоваться отцом лжи, лукавым духом, искусителем и клеветником (диаволом), а также первым убийцей людей, ибо его соблазном смерть, как враг, вошла к падшим людям и стала для них неизбежным роком и законом.

Жена

Жену сотворил Господь Бог, но не непосредственно из земли, как Адама, а из части Адама – из его ребра. Бог сотворил жену не ради нее самой, а ради помощи Адаму, в качестве его помощницы. Но, тем не менее, она была сотворена свободной человеческой личностью во всем подобной Адаму, кроме иерархического положения, пола и половых различий. Она могла и добровольно должна была стать помощницей Адама посредством своего смирения и любви к нему. Адаму было проще любить свою жену, как самого себя (а именно так Христос изложил на земле заповедь о любви к ближнему), ибо он знал и видел, что она была сделана из его части (ребра) и есть кость от его костей и плоть от его плоти. Эта установленная через кость и плоть связь между Адамом и женой, которую святой Апостол Павел истинно сравнивает со связью Христа и Его Церкви и называет великой тайной, остается и для нас малой тайной, проникнуть в которую мы можем через откровение только отчасти. Узнав об этой части, мы можем лучше понять о внутренней связанности в Церкви Христовой, о связи между мужем и женой, об отношениях между мужчиной и женщиной (мужем и женой) и об исполнении вложенной в человеческую природу благословением Бога для размножения людей способности:

Быт.1, 28:

“И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, и зверьми, и птицами небесными, и скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земле”.

В этом Божьем благословении можно увидеть важные и интересные для нас детали:

1. Благословение, которое есть благо творимое благословляющим лицом (имеющим силу и власть благословлять и владеющим словом) в виде составленного им с конкретным смыслом словом, производит передаваемое им словами содержание в действие.

2. Чтобы благословение имело силу и осуществилось в нашем бытии, оно должно быть глаголемо (т. е. произнесено вслух).

Здесь имеет смысл остановиться на некотором углублении в понятие о благословении и уяснении того, как оно работает. Благословение всякий раз должно произноситься вслух уполномоченным на его выдачу лицом, и что еще важно, так это то, что оно должно быть услышано вслух принимающим это благословение лицом. Вот почему в условиях письменного общения, при получении, например, иерейского, пастырского или родительского благословения, непременно нужно произнести присланное письмом благословение вслух от лица давшего его. Важность благословения и его провозглашения вслух хорошо знали и понимали в древности. Это видно по целой библейской истории о добыче благословения святого Исаака его сыном Иаковым. Еще нам важно знать то, что переданное и озвученное вслух благословение неповторно, невозвратно и неизменно. И оно работает только к тому лицу или лицам, которые его получили и услышали сами. Мы видим из упомянутого повествования, что когда Исав после того, как Исаак уже дал благословение Иакову (полагая, что это Исав), стал просить это благословение у отца еще раз, то тот ответил ему, что его уже больше нет и он не может благословить второй раз этим благословением.

3. Важно проследить порядок передаваемых в благословении вещей, а также порядковую иерархию упоминаемых в нем существ. Так мы видим, что из действий на первое место для людей Бог поставил “раститеся и множитеся”, а из существ – рыб морских. На последнее место были поставлены все гады и пресмыкающиеся, в том числе и самое разумнейшее животное, а также “царь” всех гадов (если не всех животных) змий, который для некоторого превосходства над прочими животными мог говорить человеческой речью и ходить на ногах. Этого преимущества он лишился после того, как позволил Сатане использовать его для искушения людей. Сатана, при выборе “маски” для искусительной беседы избрал змия именно за его отличительные способности.

Интересно отметить, что слово “раститеся” уподобляет нас растительному миру, а значит и связывает с ним. А слово “множитеся” – уподобляет животному миру и связывает с ним. Еще раньше, при сотворении животного мира, Бог тоже творил растительный и животный мир Своим словом, но без благословения: Быт.1, 20–26. Также был создан ангельский мир (Небо), со всеми чинами Ангелов и всем числом их – одним словом Бога, без благословения. С благословением Бога был создан только человек. Решение в Предвечном Совете о сотворении человека по образу и подобию Бога тоже было изречено без благословения, ибо Бог не может Сам Себя благословлять. Здесь уместно вспомнить слова Апостола Павла, сказанные им по поводу дачи Аврааамом десятины Мелхиседеку и принятия от него благословения, что без всякого прекословия (спора) должно принять, что низший благословляется высшим, а меньший – большим. Это законная часть смирения, нарушение которой свидетельствует о гордости нарушителя, со всеми вытекающими из этого худыми последствиями. Усвоим, что благословение работает только сверху вниз по всей цепочке иерархии, от высшего лица к нижнему, но никак не в обратном порядке.

Мы видим, что способ размножения у людей был подобным тому, какой имели скоты и подобные им звери (млекопитающие), для чего всякий вид был разделен на два противоположных пола, которые должны были случаться в урочное время для брачного совокупления с целью производства себе подобных живых существ. Однако скотское совокупление, которым люди вынуждены заниматься после грехопадения, не было прилично для созданного по образу Божьему человека. Вот почему Богом был предусмотрен инструмент для размножения людей посредством благословения словом мужа и наитием его духа на жену. После этого жена несла благословенный плод чрева и блаженно, безболезненно рожала нового человека в мир. К сожалению грехопадение не позволило использовать этот “инструмент” ни одного разу. Впервые в истории человечества это духовное и безсеменное зачатие случилось в миг зачатия Бога и Человека Христа от Приснодевы Марии и Духа Святого. Информация (вся программа зачинаемого нового человека) передаваемая через благословение мужа и отца жене и плоду, которая утверждалась во чреве жены посредством осенения ее духом мужа, после грехопадения стала передаваться по-скотски – через семя мужа, вносимое плотским совокуплением во чрево жены.

4 И наполните землю, и господствуйте ею, и рыбами морскими… –

Отметим, что рай, с его Едемским садом насаженным Самим Богом, и земля это не одно и тоже. Рай не был размещен на земле, но давал лишь свою проекцию на нее. Земля (планета) была дана людям в качестве их творческой лаборатории. Вот почему был предусмотрен переход из рая на землю и обратно через специальный портал. Находясь в раю, человек мог созерцать то, что происходит на земле, но не мог в свое отсутствие ничего делать. Для делания ему надо было посещать землю. Эти посещения нужны были человеку и для размножения людей, ибо Бог прямо сказал, чтобы люди наполнили землю, а не рай. В этом двойственном положении людей мы можем увидеть подобие творчеству и покою Бога, который шесть дней творил, а на седьмой день “ушел” в Свой покой. Таким местом покоя для людей был рай, а местом для деятельности, творчества и размножения − земля.

Мы видим, что по-сути человек (равно муж и жена) был поставлен господином и царем (господствуйте всей землей и всем, что на ней), владыкой (владейте ею) и, можно сказать, богом на земле и над всеми земными существами. Первыми в человеческом господстве упомянуты рыбы морские. Это для нас удивительно и трудно постижимо. Как можно владеть какими-то существами, которые (по нашим сегодняшним представлениям) обитают в другой среде, которая враждебна и труднодоступна для пребывания в ней человека? Значит для этого у человека тогда было все необходимое: способность естественно пребывать в воде и под водой на любой глубине; покорность всех рыб и прочих обитателей морей, как и всех живых существ на земле вообще; контакт между человеком и прочими существами. Из этого первенства рыб нам понятно предпочтение профессии рыбарей (рыбаков), которая покаянно напоминает ловцам рыб (особенно, когда рыба не ловится) об утраченном человеком господстве над ними. Надо знать, что человек тогда не питался ни рыбой, ни мясом животных и что в самом мире животных не было хищничества. Было установлено лишь безболезненное для растений употребление плодов растительного мира. Для людей такими плодами были плоды райских деревьев, собирая которые, человек должен был смотреть вверх, чтобы созерцать Бога и помнить Его. В этом положении и делании (собирания и вкушения плодов древесных), соединенном с созерцанием Бога было смирение человека.

Если господство над рыбами и прочими животными обитающими на земле нам хоть как-то можно понять, то как нам понять господство человека над всей землей? Это должно понимать прямо, как сказано. Человек имел способность повелевать земле своим словом, программируя ее на какие-то свои желания, а земля слышала, принимала слово человека и исполняла его во всей точности. На этом словесном управлении было позже установлено земледелие для выращивания злаковых культур и прочих плодов земли необходимых для человека. Это делание именуется “оранием”. У нас слово “орать” воспринимается в двух значениях: как синоним вспашки (разрыхления) поверхности земли и как сильный крик производимый на природе (на поле, в лесу, в горах). На самом деле вспашка поверхности земли сохой, оралом или плугом это более поздний способ обработки земли, который люди стали применять после утраты орального способа − т. е. возделывания земли с помощью энергии испускаемой человеком оральным способом – выкрикиваемой им словесной программы в виде повеления.

Интересно отметить, что в древности люди использовали словесную энергию крика или воя во время битв с противником, а именно во время атаки. Сила воя массы людей собиралась в энергетический “кулак”, который направлялся в самый центр атакуемого противника, пробивая его защиту и ниспровергая врага. Дальше шла рукопашная битва энергетически поддерживаемая воем. Вот почему в древности люди именовались “воями” или “воинами”, а боевые действия – “войнами”. По этой же причине люди в те времена могли часами и даже сутками сражаться без устали, орудуя мечами, копьями, щитами и прочими видами холодного оружия. Так, согласно библейскому повествованию о войнах царя Давида один из лучших его воинов мог за одну битву перебить до 800 врагов!

На этом закончим рассмотрение деталей творения Божьего и вернемся к человеку, и, в частности, к жене. Итак, после опытного познания Адамом, что среди всех животных нет подобного ему помощника, пришла очередь для сотворения жены. Посмотрим как это описывает нам бытописатель Моисей. Сперва нам говорится, что:

Быт.1, 27:

“И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их”.

Это общее указание на сотворение человека (позже нареченного Богом Адамом), не прописанное в деталях. Отметим, что в Предвечном Совете был указан план сотворения человека по образу и подобию Нашему, но на деле сперва человек был сотворен только по образу Божьему. Уподобиться Богу он должен был самостоятельно после своего становления в бытии и установления правильных отношений с Богом со стороны человека. В помощь этому становлению Бог дал человеку одну единственную заповедь – запрещение вкушать от одного дерева находящегося в раю. Слова “мужчину и женщину” в данном месте следует разуметь, как Адама и жену, находящуюся в нем, до момента ее отделения через взятие Богом ребра у Адама. Отметим, что само наименование человека Адамом способствовало его смирению, ибо напоминало ему, что он взят от земли. Для смирения Бог поставил человека в зависимость от материальной пищи, что не предусмотрено в вечном Царстве Христа Бога для всех спасенных людей.

Быт.1:

“29И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу;

30а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду, ] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

31И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой”.

Мы видим, что в этом изречении Бог установил для сотворенного человека питание травой, сеющей семя по всей земле (злаки и прочее) и плодами древесными. Питание травой производилось во время пребывания человека на земле, а питание плодами древес – во время нахождения его в раю. Срывая плоды с дерева, человек должен был благоговейно и с благодарностью помнить о Боге, а срывая злаки и прочее от травы – смотреть в землю и помнить свое происхождение от нее, чтобы не превозноситься.

Вся зелень травная была дана Богом также в снедь всем животным обитающим на земле. Это питание травой роднило человека со всеми животными. Ведь каждому подданному почетно сидеть на пиру у своего царя, а царю приятно и радостно видеть своих подданных на своем пиру.

В другом месте Моисей излагает более детальную картину сотворения человека и жены:

Быт.2:

“4Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,

5и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,

6но пар поднимался с земли и орошал все лице земли”.

Отметим, интересную деталь в обороте речи – “Господь создал всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю… и не было человека для возделывания земли”

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5