bannerbanner
HOMO TOTUS. Учение об актуальности
HOMO TOTUS. Учение об актуальности

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Пока мы наблюдаем из периферии, нам будет доступен лишь ограниченный фрагмент реальности. Только взгляд из целого, только пребывание в Полноте даст возможность увидеть все сразу, включая то, что желает проявиться через нас. Каждый Наблюдатель находится в постоянном взаимообмене с окружающим миром и творит свою реальность. Мириады реальностей сосуществуют в едином Поле, и они перманентно проступают из Полноты, частью которой является каждый из нас.

Все связано со всем. Часть содержит в себе все, что есть в целом, ибо является его зеркалом. Целое, или Полнота, не исключает из себя ничего – его суть есть интеграция, синтез, воссоединение. Полнота отражается в каждой из своих частей, постигая себя через них и позволяя им постигать себя через сопричастность к ней. Полнота – это Учитель, Грандмастер бытия.

Полнота – это Поле энергии, где все проявленное и непроявленное пребывает в состоянии связности. Это вместилище Вселенной, сотканной из взаимодополняющих противоположностей: добра и зла, милосердия и ярости, дружбы и вражды, любви и неприятия, наслаждения и боли, света и тени, победы и поражения.

Полнота ничего не исключает из себя. Для нее нет отвергнутого и отброшенного. Она вбирает в себя все, чтобы однажды его проявить. Все элементы сущего сплетены друг с другом подобно квантовой сети. Ничто не обособлено.

Есть много способов подключиться к Полноте: через внутреннего Наблюдателя, через учителей, учеников и Грандучеников, через творчество и сотворчество, через «практики себя» или специальные упражнения, через Поля ЧистоТЫ, имеющие силу проявлять реальность во всех измерениях, через состояние блаженства, через использование трех Законов силы. Каждый человек изначально связан с Полнотой уже потому, что является как ее частью, так и ее воплощением. Человек и есть Полнота, Homo Totus. Это его изначальное состояние.

Существует уровень, находящийся за пределами позиции Наблюдателя. В квантовой психологии он известен как квантовый уровень, или уровень квантового сознания. На этом уровне Наблюдатель и Наблюдаемое переживаются как одно. Исчезают всякие границы. Это состояние непроявленного единства, целостности, где больше нет дистанции между творцом и его творением. На этом уровне микрокосм – человек – расширяется до масштаба макрокосма – Вселенной.

Одним из таких квантовых состояний является состояние потока, когда ты настолько вдохновлен и захвачен каким-то делом, что перестаешь наблюдать и начинаешь именно делать. То есть с позиции Наблюдателя переходишь на позицию Делателя, который уже не может наблюдать за тем, что он делает, потому что сам стал процессом своего делания. Исчезла всякая дистанция. Делатель и дело стали одним целым. То есть – Наблюдением.

Интегративное наблюдение – это когда ты пребываешь сразу и в роли Наблюдателя, и в роли Наблюдаемого (даже если ты один, за тобой и через тебя наблюдает Полнота). Проживание этого, пребывание в Наблюдении есть активация Самости. Самость – это Magister Ludens.

За всеми видимыми проявлениями личности стоит Magister Ludens, Играющий Мастер. Стоит и наблюдает за тем, как проявляется божественное свойство Протея, который владел искусством становиться кем и чем угодно. Протей мог присваивать себе любые обстоятельства, переходить из одного состояния в другое. Воплощенная неочевидность. Танцующий Хаос.

Magister Ludens играет в себя всевозможными способами. Лучше сказать – невозможными способами. Ибо только так и можно у себя выиграть.

Глава 4

Связь со всем творением

Человечество представляет собой единый организм, единое сознание, элементы которого неразрывно связаны друг с другом. Нередко ученые, находящиеся на разных концах земного шара, приходят к одним и тем же открытиям. На квантовом уровне расстояние не имеет никакого значения. Бесполезно даже пытаться отыскать привычные объяснения таким феноменам. Это уровень, на котором перестают работать причинно-следственные связи, здесь царит нелинейность и непредсказуемость, а грань между порядком и хаосом практически стерта.

Здесь материя переживается как энергия определенной частоты. Согласно теории струн, каждая, даже самая малюсенькая частица (кварк) есть вибрирующая нить, или струна. Состояние и свойства материи находятся в прямой зависимости от частоты ее вибрации. Эта теория применима и к человеку: он притягивает в свою жизнь именно те ситуации, те события и тех людей, которые отвечают частотам его внутренних душевных струн.

Человек создает субъекты коллективного развития, сообщества, компании по тому же принципу. Равно как и становится частью таких субъектов. Он притягивает и притягивается к энергии определенного качества. И, находясь внутри того или иного субъекта коллективного развития, пребывает в постоянной корреляции с сознанием тех, кто его окружает. В свою очередь, эта среда представляет собой часть более глобального целого. И благодаря тому, что человек является причастным к чему-то большему, чем он сам, он может прийти к состоянию счастья или блаженства.

Ответ на вопрос «что такое счастье?» пытаются найти со времен появления человечества. Чаще всего люди понимают счастье либо как мимолетное чувство – прекрасное, головокружительное, пьянящее, но недолговечное, – либо как состояние тотального удовлетворения от собственной жизни. Однако и удовлетворение не может быть вечным. Человек – не застывшая форма, человек – это процесс, движение. В многообразии своих проявлений человек склонен ставить и достигать мириады целей, а значит, чувство удовлетворения живет лишь до тех пор, пока не появится новая цель.



Психологи, проводившие исследования повседневных целей людей, пришли к выводу, что одновременно мы можем задумывать или преследовать около 15 разных целей, среди которых есть как грандиозные замыслы, так и простые желания. Ты когда-нибудь задумывался, какие из целей – твои, а какие были интегрированы извне? Как часто каждый из нас попадает в силки искусных медиаторов желаний – социальных сетей, – когда начинает присваивать себе потребности, стремления и цели тех, за кем ведет тщательное наблюдение? Что из того, что ты силишься повторить, завоевать и получить, можно назвать твоими истинными целями? И каким будет «срок годности» у твоего счастья после того, как ты их достигнешь?

Аристотель, рассуждая о счастье, говорил об эвдемонии. Обычно это слово переводят как «блаженство», «счастье», «процветание». Эвдемония – не просто удовольствие или удовлетворение. Это именно блаженство. Только эвдемоническая жизнь по-настоящему полноценна, поскольку дает возможность войти в Поле ЧистоТЫ и ощутить связь со всем творением. Постигая это состояние – полноты бытия и абсолютного блаженства, – ты видишь, как проявляются все измерения Октодома (см. книгу «Религия ЧистоТЫ»), и тебе действительно нравится то, что с тобой происходит. Октодом – это инструмент, который позволяет мне направить внимание на восемь граней моей Полноты:


1. Corpus (лат. ‘тело’) – физический тонус;

2. Familia (лат. ‘семья’) – взаимоотношения в семье;

3. Opus (лат. ‘работа, труд, творение, деятельность’) – взаимоотношения на работе и с близкими, партнерами;

4. Pecunia (лат. ‘имущество, состояние, собственность’) – финансовая автономность;

5. Homines (лат. ‘люди’) – взаимоотношения в обществе;

6. Ego (лат. ‘индивидуальное «я»’) – внутреннее самочувствование / внутренняя энергия;

7. Mundus (лат. ‘мир, вселенная’) – внешнее самочувствование / связность с миром;

8. Deus (лат. ‘бог’) – чувство Бога и интуиция.


Часто цели человека настолько краткосрочны, что, достигая их, он испытывает сначала непродолжительную радость, а потом – опустошение. Как ребенок, который долго тянулся к коробке с тортом, а затем, удовлетворив свой аппетит одним кусочком, потерял к лакомству всякий интерес. Долгосрочное или, как его еще называют, соборное мышление планирует на столетия вперед, оно не ждет быстрых результатов и мыслит не столько о наследстве, сколько о наследии. Строители готических соборов с самого начала знали, что не увидят проект завершенным, поскольку на это потребуются сотни лет. Но каждый мастер возводил это величественное сооружение с полным осознанием того, что он совершает священнодействие. Он понимал, что созидает для поколений, которые придут после него. Он умел обратить свой взгляд за горизонт отдельной жизни. Там и была его цель. Подлинная цель, при мысли о которой ты входишь в состояние связности со всем миром, всегда располагается за пределами твоей жизни. Это Проект Личного Бессмертия, внутренняя нерушимая ось, точка опоры, благодаря которой можно сдвинуть Землю.

И эта точка находится внутри тебя. Позволишь ей проступить – узнаешь, что такое эвдемония, и поймешь, что блаженство – не цель, а практика.

Глава 5

Интерпретация – бог моего успеха

Как только ты начнешь наблюдать за своим умом, то увидишь: он устроен таким образом, что постоянно ищет, с чем бы ему отождествиться. «Я зол», «я печален», «я счастлив», «моя жизнь – испытание», «мой путь – борьба» – все это различные интерпретации, с которыми мы привычно отождествляемся, вместо того чтобы просто подвергать их наблюдению. Ты пробовал задуматься – а кто порождает мысли «я печален» или «я счастлив»? Быстрый ответ: «Это я». Но кто этот «я»?

И в это мгновение возникает пауза, пробел, ничем не заполненное пространство. Цезура бытия между случившейся мыслью и чем-то еще не помысленным и не проявленным.

Только в этом пространстве и возможно найти Наблюдателя, обрести сознание Наблюдателя, или квантовое сознание. Там нет того, с чем можно было бы отождествиться. Нет хорошего и плохого, радостного и трагичного, черного и белого, высокого и низкого. Есть Поле ЧистоТЫ, где ты свободен от жестоких стереотипов, которые тебя изнашивают.

Цель идеального Наблюдателя заключается в том, чтобы сделать благоприятное развитие событий наиболее вероятным.

На самом деле нет событий строго негативных или строго позитивных: таковыми их делает восприятие. То, как ты реагируешь на событие, то, как его интерпретируешь, определяет его модус.

Стоики, например, считали, что человеку достаточно просто принять решение, чтó будет значить для него та или иная вещь. Своим решением он может лишить внешние обстоятельства всякой власти над ним. Если кто-то хочет нанести ему обиду, он может принять решение не обидеться. И этого достаточно. Обида не имеет над ним власти. Аналогично: если кто-то или что-то внушает ему страх, он может принять решение не бояться. Как говорил Эпиктет, всегда можно выбрать, как реагировать. Это и дает возможность обрести контроль над ситуацией. Существуют выгодные и невыгодные интерпретации, и в наших интересах выбирать первые.



Простой пример: торопился на встречу, пролил кофе на белую рубашку. Можно выйти из себя, впасть в гнев и оказаться в подчинении у своих эмоций – а можно спокойно пойти и переодеться. Часто выводят из себя вещи, совершенно недостойные сильных эмоций: дорожные пробки, очередь в магазине, плохая погода. И ты позволяешь им влиять на твое состояние. Качество наших решений определяет качество нашей жизни. Можно решить выбрать наиболее выгодную интерпретацию. Я всегда говорю: «Интерпретация – бог моего успеха».

Умеешь брать паузу – откладывать свою реакцию на событие? Между самим событием и реакцией на него есть промежуток, точка спокойствия и наблюдения, где еще нет никакой оценки, никакой эмоции, никакой мысли, а значит, никакой интерпретации. Есть только Наблюдатель. И он принимает осознанное, а не автоматическое решение, как ему отреагировать.

Эпиктет учил: «Что значит быть правильно подготовленным к жизни? Это значит должным образом применять свои естественные склонности, а еще отделять то, что находится в нашей власти, от того, что вне нашего контроля». Ты постоянно испытываешь страдания из-за вещей, которые не можешь контролировать. Представь ситуацию: человек находится на борту падающего самолета и понимает, что катастрофы уже не избежать. Какой будет его реакция? Страх, паника, истерика, судорожные попытки что-то предпринять.

Что делает стоик? Применив принцип «дихотомии контроля», определяет, чтó можно контролировать, а что нет. Если он никак не может взять под контроль управление падающим самолетом и предотвратить трагедию, то стоит ли паниковать? Стоик обратит внимание на то, есть ли у него реальная возможность выжить, и если повезло, то наденет парашют. А если вариантов спасения нет, то паника не поможет, а отравит последние минуты. Это, конечно, пример экстремальный. Но доходчивый.

Одно и то же событие, проживаемое разными людьми, может порождать разные поведенческие реакции, то есть иметь разные интерпретации. Пока остальные пассажиры пребывают в состоянии стресса, стоик определяет, что он может контролировать в данной ситуации, и, сфокусировавшись на этом, действует, повышая шансы на спасение. Эпиктет сказал бы, что он правильно подготовлен к жизни. Основное правило: сфокусироваться на том, что ты контролируешь; то, что находится вне твоего контроля, принять как должное, а затем подумать о выгодных шагах без потерь.

Разве кто-нибудь был правильно подготовлен, когда внезапно появился СOVID-19 и весь мир изменил образ жизни? Ты помнишь свою первую реакцию? Больше всего обескураживало то, что никак не можешь контролировать ситуацию. Но через некоторое время многим удалось использовать открывшиеся возможности: самоизоляция – хорошо, кто-то освоил новые цифровые инструменты, кто-то выучил иностранный язык, другие нашли время на то, чтобы превратить свое хобби в источник дохода, кто-то умудрился поднять бизнес на новый уровень. Пока одни паниковали, изнашивались и теряли, другие обретали и приумножали.

Ты точно не можешь контролировать мысли и поступки других людей, а также обстоятельства, в которые попадаешь (хотя временами способен на них повлиять). Зато ты точно можешь взять под контроль свое отношение к тому, что происходит, и не дать негативным эмоциям одержать верх. У тебя есть свобода выбирать свои интерпретации. Не реагировать на автомате, а именно выбирать. И в твоих же интересах, чтобы эти интерпретации были выгодными. Даже ситуации, в которых испытываешь парализующий страх, можно выгодно интерпретировать.

Моя личная история, связанная с переживанием сильного чувства страха, относится к тому периоду, когда мы с моей супругой Катей только занялись благотворительной деятельностью и образованием. Мы стали публиковать статьи в каких-то журналах, появляться на телевидении, но, что бы ни делали, попадали только на пятые-шестые полосы. Я задавался вопросом: «Как же так? Ведь это образование. Ведь это так важно!» Все СМИ отвечали одно и то же: «Да, это важно, но у таких материалов нет охвата». В тот момент я почувствовал реальный страх. Получается, что мы создаем садики, школы, но не можем дотянуться до своей аудитории. Я испытал страх, что наша миссия – улучшить жизнь миллиарда людей на Земле – не будет реализована. Для меня все это было полной неожиданностью.

Я мучился до тех пор, пока ко мне не пришел один бизнес-блогер и не сказал: «Игорь, тебе самому нужно стать СМИ». Я был обескуражен. Я – СМИ?.. Я же миллиардер, какое СМИ? Тогда он задал вопрос: «Что вызывает у тебя больший страх – то, что ты мне рассказал, или же провал миссии?» Конечно, не выполнить свою миссию было для меня несоизмеримо бóльшим страхом, чем пойти в Сеть и столкнуться с сотнями хейтеров. Следом появился другой страх – как я приду туда «голым»?

Я выложил первое видео на канале в YouTube. Естественно, набежали 20 тысяч хейтеров и облили меня грязью. Мое окружение настаивало, что нужно сворачивать эту затею и закрывать канал. Было тяжело и страшно. Я готов был отказаться от создания видеоблога, но решил продолжить. Во втором ролике я заявил: «Хейтеры, что-то вы не очень умеете хейтить. Давайте создадим Академию трехэтажного хейта». И потом их комментариев я больше не видел.

Я обнял свой страх, использовал его – тот самый страх, который преграждал дорогу к моему замыслу. А те страхи, что были намного меньше, превратились просто в задачи. Нужно понять, что любой страх, по сути, выдуман. Пугает само чувство страха. Оно охватывает и увлекает за собой. Это изнашивающее состояние, когда вся живая энергия канализируется в сжатие, в давление, в домыслы. И так по кругу.

Прежде чем провалиться в страх, у меня есть, доля секунды, когда я могу повесить на него бирку «опасная мысль», чтобы потом попробовать переключиться. Но если я пропускаю этот момент и страх все же овладевает мной, я оказываюсь в стиральной машине, где уже нет кнопки «Выкл.», и просто вращаюсь в барабане. В этом изнашивающем состоянии можно можно быть и биться до тех пор, пока не наступит конец. Пребывая в страхе, ты каждую секунду соглашаешься с тем, что идешь к смерти. Вот она, невыгодная интерпретация.

Есть только один прием, я называю его «принципом рычага»: распознать, что тебя охватывает чувство страха, повесить на него бирку, а затем вспомнить или вообразить то, что пугает тебя в тысячу раз сильнее, чем этот страх. То есть представить еще больший страх.

Либо ты ныряешь в проживание страха и крутишься в стиральной машине, пока кто-то не услышит твой крик и не выдернет штепсель, либо представляешь еще больший страх, чем тот, который сейчас испытываешь. Этот больший страх охватит тебя и вытянет из невыносимого состояния. Это тот страх, который находится на пути к тому, что ты замыслил. Попробуй проделать это с одним из своих сильных страхов.

Часть II

Практики блаженства

Только тот учитель, кто – ученик.

Игорь Рыбаков

Глава 6

Дирижировать миром

Учитель, как дирижер, приводит в движение все, что уже проявлено, и все, чему только предстоит проявиться. Благодаря ему Полнота отсутствующего встречается с Полнотой явленного, чтобы то, чего еще не было, смогло проступить. Он дирижирует миром, будучи связан с ним через десятки и сотни своих учеников и Грандучеников, через различные поведенческие стратегии, через пребывание в особых состояниях, через воздействие на культуру, через попытку установить новую этику за пределами зон влияния.

Учитель – не тот, кто учит. Учитель – это тот, кто создает Поле причин, в котором все случается – и у его учеников, и у него самого. Тот, кто подключен к этому Полю, получает возможность проявить свои таланты, раскрыть внутренний потенциал. Те, кто входили в близкое окружение Сократа и становились его учениками, попадали под влияние Поля, которое жило и действовало через их учителя. Благодаря этому они достигали самоосуществления, или состояния ЧистоТЫ, и сами становились учителями. Так они длили себя в других – в своих учениках и Грандучениках, создавая цепочки преемственности.

Человечество изобрело немало технологий передачи опыта и знаний. Создание цепочек преемственности – одна из них. В Rybakov University мы не только передаем знания через открытия, через проживание, через создание бесконечно длинных цепочек «учитель – ученик». Мы создаем инструменты человеческой эволюции. Так мы возвращаемся к Homo Totus, человеку целостному.

Учение об Актуальности исходит из того, что человек есть Полнота, Homo Totus. Он изначально содержит в себе все. И его развитие не является попыткой восполнить некую недостаточность, найти отсутствующие фрагменты вселенской мозаики, чтобы сложить их в единый узор. Человек уже есть единство. Единство тела, ума и сердца. Он одновременно и часть мира, и его отражение. Все, что есть во Вселенной, есть в самом человеке. Микрокосм – это малая копия макрокосма.



Учение об Актуальности не восполняет некую нехватку – оно проявляет то, что у тебя было изначально. И было всегда. Мастер Академии, учитель – проводник Учения об Актуальности. Он создает некую среду – Поле причин, в котором с его учениками случаются открытия. Учитель создает условия, в которых ученики становятся активными участниками образовательного процесса: они переходят из поля вопросов в поле ответов, конструируют свою картину мира, проживая и присваивая себе знания, практики, приемы, технологии, предлагаемые наставником. Знание не берется готовым – оно буквально создается. Вернее, оно добывается и открывается учеником.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2