bannerbanner
Точка сборки. Внимание о внимании
Точка сборки. Внимание о внимании

Полная версия

Точка сборки. Внимание о внимании

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Как мы уже убедились мысли проистекают из нас. Из нутри. У нас внутри есть некая сущность и она отображается во вне словами. Сначала в нашем мозгу возникают мысли, мы их переводим в слова и говорим другому: ты мол де, не прав, я лучше знаю. Ну, или типа того. Ты говори, говори, но я -то лучше знаю. Ну и не только это. Основная наша идея у нас внутри сидит: где бы взять. Взять что-то что бы мне пригодилось для моего комфорта и удобства: знания, здания, машину, колбасу, пиво. Где взять?

Такой тренд нашего мышления, чего греха таить. Можно конечно возвышенно: вырастить сына, посадить дерево, построить дом… Чтобы оставить свой след на земле. Ну, чтобы не зря жил. А то как-то. Всё суета получается, если следа нет. А у земли спросили? Нужен ли ей этот твой след? Ну так, между прочим. Будет он для неё полезен? И так ли уж необходим земле Ваш след? Ну это так, к слову. Понятно, что не зря же мы здесь месим глину: ну, чтобы вырасти духовно. В глине. А где ж ещё? Только на земле, в теле, в душе. Чем? Конечно Духом. Иначе смысла нас сажать сюда не было. Посадили зерно и оно должно прорасти. В зависимости от условий и наших стараний. Как могём, так и растём. Кто в вере, кто без веры, кто в надежде, кто без неё. Кому какой талант выпал. Кому знания, кому незнания. Кто под фонарь попал, а кто во тьму. Все в равных условиях, не зависимо от обстоятельств. Каждый стоит на своём. Вот, поэтому и говорю: каждый пишет, как он слышит, как он слышит, так и пишет. По-научному, по психобиологическому устройству нашего организма эта называется доминанта.

Такое наше устройство. Физическое. Это нужно понимать и осознавать. Так рулит наш организм, так воспринимает мир, каждый – по своему. Со своей доминантой и фильтром: мы видим только то что мы видим и не видим того, на что мы не обращаем внимание.

А когда обращаем внимание начинаем видеть. Так вот об этом сейчас пойдет и речь – о внимании. О слове внимание.

Чтобы мы обратили внимание на внимание

Потому что это основа в нашем мышлении. Без внимания мы ничего не сможем понять, осознать. Внимание – это тот канал, через который к нам приходят знания. Обращая внимания на то или иное мы получаем знания и потом уже только начинаем думать. А если мы не внимательны, то мы ничего не получаем, ничего не знаем, ничего не понимаем. Понять – это значит внимать. Вот с этого слова и начнём

Небольшое вступление. Для меня осознание и понимание внимания есть очень важная тема в моих размышлениях о мышлении и жизни. Мне хотелось разобраться и понять это одно из самых важных и фундаментальных свойств нашей личности. Без внимания никуда. Долго думал об этом, не один десяток лет. И всё что надумал по этому вопросу решил поделиться с Вами, своим представлением и пониманием. Тема очень сложная и непонятная при всей её кажущейся простоте. Все мы изначально знаем и понимаем, что такое внимание. И тем не менее. Вот поэтому буду рассказывать долго, дотошно, детально, постоянно повторяясь, возвращаясь, описывая одно и тоже с разных сторон, изменяя акценты и контекст повествования. Цель простая – как можно более полнее высветить с разных сторон это понятие.

Как известно, меняя контекст понятия, мы изменяем его интерпретацию и понимание, тем самым получаем больше информации о «наблюдаемом понятии». Различный контекст понятия образует различные значения и смыслы. Есть такой способ в мыслительном процессе.

Сначала рассмотрим, что мы знаем о внимании и наши представления о нём. Обычное и привычное понимание внимания. Принято считать, что внимание есть некая умственная способность, умение сосредотачиваться на объекте (на чем-либо или ком-либо) на некоторое время. В психологии внимание определяется как избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Внимательность – это способность концентрироваться на том или ином объект не отвлекаясь на посторонние мысли и эмоции. Одним словом – направленность, избирательность и концентрация. На что-то направляем своё восприятие и сосредотачиваемся на нём, не отвлекаясь на нечто другое. Значит для внимания нам нужен некий объект на котором мы сосредоточим своё восприятие. Восприятия чем? Конечно умом, а чем же ещё, мы только умом и пользуемся. Думаем-то головой, мозгом. А как жеж иначе? Спросим себя – а, кроме ума у нас ничего не воспринимает? Мозг только одним умом живёт? Или ещё у него есть тело, сердце, душа, чувства и прочие прибамбасы, которые обеспечивают его питание? Опять же, ум нам так застил «глаза», что кроме его мы ничего не видим. Только ум и мысли. Я это к тому, что наше ПОНИМАНИЕ восприятия мира ограничилось лишь только умственными способностями. И полностью исключило из понимания понимание того, что кроме мозга у нас есть ещё и сердце и живот, которые тоже участвуют в полной мере в восприятии действительности. И тоже должны обладать своим вниманием. Как мозг через ум имеет своё внимание при восприятии, так и сердце через чувства имеет своё внимание при восприятии, так и живот через действие имеет своё внимания для восприятия. Вот так тихонечко и подошли к новому пониманию внимания. Где под вниманием будем понимать не только восприятие умом, но и восприятие сердцем и животом. В целом восприятие всей нашей сущности, не разделяя его на части (мозг, сердце, живот). Будем понимать слово внимание, не только как деятельность одного ума, а ещё и биение сердца и движение «живота». Они ведь тоже участвуют в нашей жизни, а не только один наш мозг. Не так ли?

Три сферы внимания

Внимание может быть обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие для познания и преобразования внешнего мира. Называется сенсорно-оперативное.

Внимание может быть обращено на объекты внутреннего мира, на его субъективные представления. Необходимое условие для самопознания, самовоспитания и саморазвития. Называется интеллектуальным.

Внимание может быть обращено к Богу. Здесь, я думаю, пояснения не требуются. Необходимое условие для нормальной жизни любого человека. Называется религиозным.

Возможны ещё варианты обращения внимания в «потусторонние сферы», к неизвестным и непонятным стихиям, иерархиям, сущностям, нетварным субстанциям, природным явлениям, в «ноосферу», в «архивы Акаши», обращение ко Вселенной и её силам и т. д. Называется такое внимание – мистическим. Ответственность за выбор такого направления внимания несет на себе сам человек. Результаты такого обращения давно известны. Это сфера нечеловеческих сил, явлений и субстанций, которые не подвластны человеку и не имеют в себе ничего человеческого. Не понимают его желаний и стремлений, так как не имеют человеческих свойств и качеств. К примеру такие природные явления как вода, камни, земля, деревья и другие нетварные явления.

Традиционные представления

Обратим внимание на то, что это нужные и важные представления и понятия, которые раскрывают или поясняют суть внимания.

Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания на определённых объектах и определённой деятельности при отвлечении от всего остального.

Внима́ние – состояние сосредоточения сознания индивида на процессе отбора собственной психикой требуемой ему информации. Это психический процесс, который выполняет функцию отбора части информации, поступающей на органы чувств или актуально представленной в психике и сосредоточения на ней.

Внимание позволяет выделить какое-либо восприятие или представление из всего содержания сознания, усиливая его ясность и отчетливость. Оно не является самостоятельным психическим процессом, но проявляется во всех других процессах, таких как слушание, смотрение, мышление и действие. В зону внимания попадают объекты, имеющие для человека устойчивую или ситуативную значимость, которая определяется свойствами и актуальными потребностями человека.

Внимание может быть обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие для познания и преобразования внешнего мира. Называется сенсорно-оперативное.

Внимание может быть обращено на объекты внутреннего мира, на его субъективные представления. Необходимое условие для самопознания, самовоспитания и саморазвития. Называется интеллектуальным.

Внимание может быть направлено на тело человека, на его местоположение и ориентацию в пространстве.

Перечислим некоторые свойства внимания: направленность, избирательность, объем, концентрация, распределённость, распределенность на несколько объектов, широта, равномерность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость, непрерывность, длительность, переключаемость, приоритетность.

Окинув взглядом принятые определения и свойства внимания, попробуем нарисовать общую схему этого процесса. Она послужит нам для детального рассмотрения и понимания сути происходящего, с целью правильного и эффективного применения в своей жизни. Другой цели нет, кроме как для действий наших. Не для знаний же нам нужны наши знания, чтобы похвастаться что мы знаем, а для наших же действий, для самоё себя, ни для чего больше.

Схему рисуем простым методом. Берём известные уже всем понятия, смотрим на них, находим нечто общее, группируем, ранжируем и получается схема. Такой общий методических подход в систематизации знаний. Ставим себе цель или вопрос, начинаем копить под него информацию, затем собираем вместе, сортируем, группируем, «кодируем», присваиваем новым понятиям свои обозначения (коды) и молвим это словом, или выкладываем это знание условными графическими изображениями – кругами, квадратами, стрелками, диаграммами, картинами, стихами, романами или поэмами. Кому как удобно или понятно, кто как умеет. Можно об этом тихо говорить, можно громко, с надрывом, в поэтических строках, мол де я всё понял, а вы тут сидите в темноте. А порой этому пииту и невдомек, что мы все братья, а это значит, что мы тоже знаем то, о чём он вопит. Иначе никак. Если бы не знали, то и не понимали, и не слушали. Закон такой физиологическо-психический конструкции нашего тела. Если бы не было слушающих его, кому бы он песни пел? Он так и сказал, – буду жить в ваших сердцах, до тех пор пока будет жить хоть один пиит. То есть, до тех пор пока будет кто-то, кто понимает его алфавит. До тех пор он будет жить. Значит вывод: он, пиит, живёт до тех пор пока, мы живы. Это я всё к чему? А к тому, что все мы знаем обо всём, только придуриваемся. Как говорил другой, такой же просветленный, – весь мир театр, а мы в нём актеры. Не потому что мы кривляемся или играем как-то не искренне. А потому что мы всё это знаем и играем, от души, от чистого сердца, по-настоящему и по полной программе. Иначе нам никто бы не поверил, каждому. Нам так нравится. Понапридумывали себе сценариев, по ним и живём. В каждой избушки свои погремушки, развлечений ради. Прописали себе роли: кто умный, а кто слушатель, и играем. Иногда забываем, что мы все из одной труппы, все мы братья и сценарий всем известен. Но играем. Для красоты и звука, чтобы с песней по жизни и от души. Отвлеклись, или наоборот, привлеклись, именно тем, ради чего здесь и болтаем.

Новая парадигма. Новый взгляд

В традиционном подходе, внимание рассматривается как сопутствующий процесс других психических процессов, таких как слушание, смотрение, мышление, действие. Однако, заметим следующее, если оно присутствует во всех, значит оно общее для них. Отсюда простой вывод. Если оно общее для психических процессов значит оно не побочное, а основное, центральное, существенное. Вот на этой посылке и основан новый взгляд и подход к вниманию. Внимание как основой психический процесс, который распределяется уже по остальным сенсорным и мыслительным органам человека.

Почему традиционный подход психологов отводит вниманию сопутствующий аспект, а не основной, это и понятно. Человек рассматривается ими как просто тело с набором нескольких сенсорных органов, не связанных между собой «единым психическим существом», а действующих по мере материальных потребностей материального тела. И взаимодействие человека с миром ими рассматривается как взаимодействие тела посредством только органов чувств, которые по отдельности воспринимают мир. И не рассматривают связь человека и мира как взаимодействие цельного единого организма с едином телом, душой и духом. Вот поэтому и все психические процессы они рассматривают как отдельно протекающие, не связанные с общим главным процессом. А главный процесс в теле человека есть взаимосвязь его существа со вселенной через душу. Материальный взгляд на человека закрыл им понимание такой связи. Они считают человека отдельным самостоятельным, материальным объектом, без всякой души и духа. Вы тоже так думаете, что у Вас нет души, или Вас никогда не посещал Дух вдохновения? И вся Ваша жизнь проходит только в устремлении покушать колбаски и больше никаких душевных порывов нет? Если так, то тогда психологи материалисты правы – «поймал и съел» – в этом смысл жизни. Кака така душа….

Кстати, Вы обратили внимание на слово «психология». Наука о Душе, о Психее. Люди, которые материалисты, которые отвергают наличие души, изучают того, что для них не существует и еще учат нас как нам устранить наши душевные переживания. Если нет души, то какие психические свойства они изучают? Они говорят, что изучают свойства психики. А как это возможно если не учитывать душу (психею), как центральную образующую всех эти психических процессов восприятия и взаимодействия с миром. И что? Какой результат может быть в результате этого изучения? Какие советы? Если изучать частности, не имея представления о целом, то вряд ли можно говорить о адекватном понимании сути происходящего, не говоря уже об эффективности советов. К сведенью.

Психология – гуманитарная научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирование психики и психической деятельности человека или группы людей.

Нужно сказать в оправдание самих психологов. Они сами понимают, что не понимают того что изучают. Они прямо об этом и говорят. «Понятно, что психика находится где-то внутри человека. Изучая разные проявления человека взаимодействия с миром, можно понять механизмы работы чёрного ящика психики. Психологи изучают психику по косвенным проявлениям. Это далеко не самый лучший способ, но он единственный, который у нас есть».

Определение понятия «психика» тоже непростое.

Психика:

· Совокупность мыслительных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, памяти и т.п)

· Форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия человека и мира.

На этом закончим описание традиционного представления о психологии и перейдем к новому взгляду…….

Внимание внимание. Там где наше внимание там мы.

Начнем с начала. Как всегда сверху: от идеи, от общего к частному, а затем к деталям, примерам и пояснениям. Для лучшего понимания нашего внимания и его роли в нашей жизни, будем использовать некоторые «модели» (условные понятия), которые послужат нам «помощниками» для прояснения этой темы. Эти модели подробно описаны в книгах «Точка сборки. Образ жизни», «Точка сборки. Отражение и преображение». Здесь же напомним кратко, чтобы было понятно о чем речь. Речь, конечно, о человеке. У человека есть тело, душа и Дух. Он так устроен. Такая общеизвестная «модель» его. В частности, в нашем общем сознании. Мы так знаем. Не важно, верим мы в это или нет. Потому что никто толком не знает как оно всё на самом деле, а мы здесь, в этом изложении предположим такое допущение, такую «модель» человека. Забегая наперёд, скажу, что все понятия и определения, которые Вы встретите по ходу изложения, считайте символическими, вымышленными, придуманными и не претендующими на истину. Но, они нам необходимы для понимания процессов внимания. Как управлять нашим вниманием и что это такое. «Вещь» эта не простая, а сложная и про него будет написана целая книжка. Потому что наше внимание не только сложное, но ещё и фундаментальное. Без него никуда. Ни в чём и никак. И так, человека можно представить как некую «конструкцию». По аналогии с компьютером. В нём «железо» и «софт», аппаратная часть и программная, То, что видимо – это «железячка» и невидимо – это программное обеспечение. Как и у человека: тело – видимо, душа – невидима, как сейчас говорят виртуальна. Про Дух отдельная песня. Мы о нем поговорим по ходу изложения. Потому что без Духа нам вообще никак. Если без тела ещё можно обойтись, то без Духа никак нельзя. Есть Дух, есть Жизнь, есть тело. Нет Духа, нет Жизни, нет тела. Такая вот зависимость. Продолжаем.

По ходу изложения, иногда, периодически или почти всегда буду отклоняться от темы. Сознательно. Почему именно так, об этом написано в предисловии. Но, несмотря, на все отклонения, буду придерживаться генеральной линии изложения. Все эти отступления необходимы для того, чтобы сформировать контекст для основного понятия (внимания), чтобы оно могло «проявиться» с разных сторон и стало Вам понятней и ближе. Напомню, форма изложения текста в книге не логическая, а художественная. Это значит, что оценивать текст (воспринимать его) нужно не по принципам непротиворечивой последовательной логики, а по принципу «картины», где каждая мысль есть некий мазок на холст. Это мазок (мысль в тексте), в каждый момент может быть положен в разных местах плотна, различным цветом и с разным оттенком, но с одной целью – написать красивую гармоничную и понятную всем картину.

Продолжаем. Тело в свою очередь можно представить различным моделями и способами. Для нашего изложения нарисуем такую картинку. Тело «содержит» в голове мозг, ниже – сердце и «живот». Физически. Условно их можно обозначить «центрами»: центр мозга, сердца, живота. Это так сказать, «физическая» часть тела. В ней, на ней «существует» «разместилась» виртуальная часть тела. В мозгу – ум и сознание. В сердце – душа. В центре живота – «движение». Почему движение? За подробностями к восточным китайским мудрецам. Они тысячу лет об этом уже рассказывают и показывают во всех своих школах и Шаолинях. Они подробно рассмотрели эту связь «живота» и вселенной. С успехом ей пользуются и применяют для свой деятельности. Они живут не только умом, как мы, но ещё и «животом». Для нас сейчас важно обозначить, что такая связь есть и её можно использовать в своей жизни. Не только как мы раньше думали – набивать пищей, но ещё и «двигаться» по- настоящему, в единстве со Вселенной. А не болтаться как лом в проруби.

Относительно сердца и души. Кто сомневается в связи этих двух компонент, прошу обратиться к православным священникам. Они в полной мере знают эту взаимосвязь и всю нашу жизнь стараются нас научить ей пользоваться. Все полные 2000 лет. Но пока для нас это непостижимо. Не в коня корм. Мы живем только своим умом и про сердце и душевные отношения знать не хотим. Только некоторые догадываются и пытаются про них нам рассказать, но мы ни гу-гу, не берётся. Всё это сложно: нужно кого-то уважать, любить, не вредить, помогать, сочувствовать – это не по нам, этого мы не понимаем. То есть понимаем, но на фига это нам нужно не понимаем, поэтому и не делаем, живём как живется, до сэбэ.

Резюмируем. Дух-душа-тело.

Тело: Мозг + ум, сознание. Сердце + душа. Живот + движ.

Вот такая моделька. Коротенько. Как мы здесь определили что такое ум, сознание, душа, дух и прочие понятия можно посмотреть в конце книжки, в главе «Понятия и определения», чтобы было понятно на время чтения.

Продолжаем. Значит в нашем мозгу есть ум. Как некая способность управлять нашим мыслительным процессом. У него есть некие «шаблоны», «правила» по которым он оформляет наши «туманные» представления и ощущения в мысли. И мы эти мысли высказываем через рот или записываем на бумаге, ну или поём. Одним словом, ум помогает нам оформить и рассказать другим о том, что мы знаем. Какие знания у нас в мозгу («голове»). Эти знания мы накопили по ходу жизни с самого рождения. Они достались нам от родителей, в виде генов, потому нас воспитали, потом мы сами воспитались и образовались. И всё это лежит у нас в памяти, в мозгу. Это наши знания. Обращаясь к ним своим умом у нас возникает сознание. То есть совместное знание. Это и есть сознание. Сознание – это наша память плюс наш ум. Программистским языком: данные и систему управления ими. Сознание – это то что мы осознаем своим умом, во внутри себя. А где же ещё? Мы только знаем, что у нас внутри. Ремарочка. Ничего другого больше мы не знаем. Мы мир знаем только тот, что отобразился в нашем мозгу, через чувства. В нашем мозгу лежит отражение, копия мира, но не сам мир. Вот это отражение мы и знаем. Понимаете, тонкость момента. Мы знаем не сам мир, а знаем его отражение, копию, ту, что лежит в мозгу. Про это уже давно догадались учены и обалдели. Они до сих пор не знают, что с этим представлением делать. Они пудрят нам мозг, заводят рака за камень и рассказывают сказки о том, как всё сложно и нейросетево устроено. Это для нас не важно. Пусть думают, это их работа. А мы пойдем в своих исследованиях дальше. Нам же нужно понять, что такое внимание. А без осознания того, что у нас есть мозг + ум, сердце + душа, живот + движ, нам к пониманию внимания не добраться. А вот это представление нам и поможет. В дальнейшем Вы увидите стройную картинку нашего существования в жизни. А иначе, зачем нам внимание. Само по себе внимание нам не нужно. Нам нужно осознание и понимание как это внимание использовать для своей жизни. Вот цель наших поисков – научиться пользоваться своим вниманием. Научившись пользоваться вниманием мы сможем сознательно управлять своей жизнью. Сознательно, а н случайным образом. И что захотим, то и сделаем, то и получим. А то сейчас хотеть хотим, начинаем делать и тут что-то опять не так идёт, не туда и не в ту строну….идёт как всегда, как не задумывали, а как получилось. А умение управлять внимание позволит нам отклонения от своей цели и желания. То есть более эффективней думать, а значит и жить.

Начнем свой не простой путь к пониманию и осознанию этого бесконечного и многогранного понимания – внимание. Начнем как всегда сверху, от сути процесса, который протекает в нашем организме. Как вы понимаете все процессы, протекающие в нашем организме имеют две составляющие – физическую и виртуальную. Мы об этом у же говорили. Напомним аналогию: hard and soft компьютера. Одно без другого не существует. Аппарат нужен для того чтобы выявить, проявить содержание идею человека через soft. По сути, ни хард, ни софт не нужны сами по себе, они всего лишь инструмент для «рассказа» человеком о свей идеи.

Начнем с самой сути внимания. Попробуем как-то понять само содержание процесса и как им управлять.

Внешняя сфера внимания

Схема внимания

И так, схема внимания. Берем определения и свойства его, группируем, находим общее:

Внимание – это избирательная направленность…

Внима́ние – состояние сосредоточения сознания индивида на процессе отбора собственной психикой требуемой ему информации…

Внимание позволяет выделить какое-либо восприятие или представление из всего содержания сознания…

Внимание может быть обращено на объекты внешнего мира…

Внимание может быть обращено на объекты внутреннего мира…

Перечислим некоторые свойства внимания: направленность, избирательность, объем, концентрация, распределённость, распределенность на несколько объектов, широта, равномерность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость, непрерывность, длительность, переключаемость, приоритетность.

Внимание – избирательная направленность, сосредоточение сознания, выделить из много одно… Значит есть некий объект, на который оно направлено. Объект, цель, ориентир, метка, знак, образ на который внимание обратило внимание. Это первая и главное в схеме. Образ на что нужно обратить внимание. Этот образ обеспечивает нам восприятие информации из мира, он фильтрует то, что ему соответствует. Именно он является центральным ориентиром, эталоном, который позволяет нашему сознанию ориентироваться в окружающем нас пространстве. Избирательность внимания и заключается именно в томя, что наше сознание принимает в себя только то, что соответствует этому образу, нашему внутреннему представлению. Всё остальное оно игнорирует. Избирательности внимания не было, если бы не было этого образа, не было того, что служило бы критерием отбора.

Значит вывод.

Образ, объект – есть первое и главное в схеме внимания. Первое и главное в нашем внимании. Это основа и база. Без него никак. Это нужно осознать.

Когда нам говорят будь внимателен. Это значит нужно понимать, что имеется ввиду именно конкретный объект на что нужно обратить внимание. То есть нужно знать, что искать и что видеть. Когда нам просто говорят – будь внимателен – это значит пустые слова. К чему быть внимательным, что искать, чего бояться, куда пойти, что выбрать? И так, снова и опять ещё раз.

На страницу:
2 из 3