bannerbanner
В поисках кадра. Все, что вы хотели знать о съемке в путешествии шаг за шагом
В поисках кадра. Все, что вы хотели знать о съемке в путешествии шаг за шагом

Полная версия

В поисках кадра. Все, что вы хотели знать о съемке в путешествии шаг за шагом

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Иван Сергеевич Дементиевский

В поисках кадра

© Дементиевский И. С., текст, фото, 2025

© Научная редактура, эксперты Nature Photo Team Королёв Алексей Юрьевич, Питенин Дмитрий Александрович, 2025

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2025

Введение


Приветствую тебя, дорогой читатель!

Если ты держишь эту книгу в руках, значит, тебе небезразлична фотография и ты мечтаешь приобщиться к миру светописи.

Эта книга – результат многолетней работы с различными глянцевыми журналами: Digital Photo, Men’s Health Russia, National Geographic, «Вокруг света», «ГЕО», «Аэрофлот» и проч. Мне часто приходилось работать фотографом в различных экспедициях в непростых условиях.

Книга будет интересна и новичкам, и профессионалам: в первых главах я постарался кратко, без лишней «воды», изложить общую информацию по фототехнике, основам композиции, а еще разобрал некоторые частные случаи. И конечно же, поделился своим опытом работы в сложных экспедициях, который, надеюсь, будет интересен тебе и полезен.

В настоящее время стало возможным делать качественные фотографии не только на профессиональную технику. Смартфоны сильно потеснили зеркальные и беззеркальные камеры. Так что фотосъемке на смартфон тоже уделим внимание. Думаю, здесь ты найдешь полезную для себя информацию и улучшишь свои навыки в мобильной фотографии.

Основная тема книги – фотография в путешествии. Репортаж, портрет, пейзаж, и все это – в постоянно изменяющихся условиях, за которые мы и любим путешествия и вообще эту жизнь.

Еще в книге есть раздел для начинающих фотографов, где мы коротко пройдемся по основным понятиям, таким как оптика, сам фотоаппарат, его «начинка» и некоторые аксессуары, которые помогают фотографу сделать кадр лучше.

Мир вокруг нас полон удивительного и чудесного. И фотография может помочь увидеть много интересного. Поверь мне! Пока обычный турист досматривает десятый сон, ты уже где‐то среди песков и древних римских руин. А когда тот самый турист ужинает, ты смотришь, как угасает где‐то над Гималаями день. Жажда фотографии поможет тебе замечать больше удивительного. Через какое‐то время ты уже «на автомате» будешь смотреть на небо и определять: произойдет ли то самое интересное. Каждый день – это новая возможность. Просто, отправляясь в путь, не забудь свою камеру и телефон, чтобы было чем поделиться с друзьями!


Извержение вулкана Ключевская Сопка на Камчатке, 2021 год

Время, потраченное на съемку этого кадра, – пять суток


Существует два подхода к съемке в путешествии. Первый – найти тему и долго ее «разрабатывать». Например, как‐то я снимал извержение вулкана Ключевская Сопка на Камчатке. Ради одного кадра мы жили у подножия пять дней. С одной стороны, было довольно скучно сидеть на одном месте. И условия были непростыми: то дождь, то пепел из извергающегося вулкана, который я находил в еде, в волосах и в палатке. Интересно, что снимать вулкан можно было только в очень короткие промежутки времени: либо утром, либо вечером, в так называемое режимное время, когда видны и сам вулкан, и лавовые потоки. При условии, что повезет с погодой. Нам пришлось провести на одном месте пять суток, и лишь в последний вечер вулкан открылся для наших объективов.

Второй подход – больше перемещаться. С одной стороны, шансов снять идеальный кадр существенно меньше, однако появляется больше возможностей и вариантов увидеть что‐то интересное.


Случайный кадр: шел по горной тропинке, в руках – камера с объективом 70-200. У реки встретились эти колоритные ребята. Буквально за пару секунд я успел сделать два или три кадра, и все. Сюжет «ушел»


Первый подход больше про планирование и техничность, второй – про импровизацию на месте. Я использую оба. Когда нужно работать над редакционным заданием, чаще сижу на одном месте или следую четкому графику. Если же у меня развязаны руки, я за большее количество перемещений. В любом случае, отправляясь в путешествие, каким бы оно ни было, берите камеру, настроение «хочу фотографировать» и наслаждайтесь процессом. Кажется, это то, ради чего мы все тут и собрались!

Совет

Наш преподаватель по фотографии говорил: неважно, какая у вас сейчас камера. После курсов вы сможете грамотно и вдумчиво выбрать именно то, что вам необходимо, а пока прочтите внимательно инструкцию к той камере, что у вас есть на данный момент. Звучит очень банально, но самое смешное, что никто в нашем классе инструкций к своим камерам не читал!

Техника

Когда я только начинал свой путь фотографа, еще не было цифровых фотоаппаратов, и вопрос выбора техники стоял очень и очень остро. Впрочем, когда появилась «цифра», возникли уже другие вопросы. Мой преподаватель по фотографии (я учился в фотошколе, считая, что самостоятельно буду гораздо дольше познавать секреты фотомастерства) советовал не покупать камеру, пока не пройдем фотокурсы, на которых нам выдавали технику. Во время обучения будет возможность понять, что нравится, что не нравится, что удобно, а что категорически не подходит. Учитель оказался прав: после двух месяцев плотной работы с тремя видами камер (35 мм, средний формат, большой формат) у меня сформировалось четкое понимание, что мне нужно под индивидуальные задачи. Тогда это был среднеформатный Pentax 67II – идеальное решение для того, кто хотел снимать и получать качественные снимки, которые могли пойти в бумажные издания. Да, я мечтал работать фотографом, снимающим для глянца!

С тех пор мир ушел далеко вперед. С одной стороны, стало проще: мы все снимаем на «цифру». С другой стороны, производителей стало больше. Что же выбрать? Скажем так, тот совет учителя, который я услышал 17 лет назад, еще будучи студентом, не потерял своей актуальности. И когда меня спрашивают, что же лучше, я говорю: если есть возможность попробовать – сперва пробуйте. Вариантов масса: одолжить фотоаппарат у друзей или узнать, где взять технику в аренду. Только через собственный опыт фотосъемки можно понять, что именно вам нравится в технике, а что нет. Со временем сформируется понимание, что нужно для работы, чтобы получить результат. На начальном этапе необязательно иметь невероятно дорогое или эксклюзивное оборудование. Простая камера с простым объективом вполне сгодятся. Даже с ними можно оттачивать свое фотомастерство, изучая и практикуя композицию, свет и тени.

Какую камеру выбрать?

На сегодняшний день есть два распространенных типа камер – зеркальные и беззеркальные системы. Рассматривать мыльницы, редкие экземпляры и раритет здесь не будем.

Зеркальная камера – это классический вариант, пришедший на смену пленочным зеркалкам. Теперь вместо пленки у нас есть матрица. А свет, как и прежде, проходит через объектив, падает на зеркало, от которого отражается через пентапризму, и после отправляется в видоискатель. Если нажать на кнопку спуска, зеркало поднимается и свет попадает на матрицу. Фотография готова!

Беззеркальные камеры относительно недавно пришли на рынок. Одно из главных их свойств – компактность. Именно поэтому они все набирают популярность среди фотографов: качество то же, а вес (и в некоторых случаях размеры) меньше. В беззеркальной системе нет зеркала. Свет через объектив попадает сразу на матрицу. То, что видит фотограф в видоискателе, – это сигнал с матрицы. И в некоторых беззеркальных камерах нет механического затвора, который бы отсекал свет.

Если выбирать между этими системами, стоит рассмотреть их плюсы и минусы. На самом деле, это очень условное понятие: кому‐то нужна камера поменьше и полегче, другой видит свой фотографический инструмент тяжелым и основательным.

Плюсы зеркальных камер

➧ Огромный парк оптики. Зеркалки уже давно обосновались на рынке, и компании за многие годы выпустили огромное количество оптики. Причем использовать подходящую можно и от старых камер еще пленочной эпохи.

➧ Как правило, зеркальная камера будет работать немного дольше от одного заряда аккумулятора. Беззеркальные камеры расходуют больше энергии, поскольку видоискатель выдает цифровое изображение.

➧ Для путешествующих любителей фотографии будет плюсом, что у зеркальных фотоаппаратов при смене объектива матрица защищена от попадания пыли, песка и других частиц.

➧ В некоторых ситуациях работать с обычным аналоговым видоискателем проще, чем с электронным. Например, ночные съемки северного сияния на зеркалку мне давались легче: я видел картинку и мог кадрировать ее как мне надо. Электронный видоискатель моей камеры выдавал только черноту. Правда, техника не стоит на месте, и, думаю, сейчас этой проблемы у беззеркалок нет. Но, конечно, все это надо проверять опытным путем.

Плюсы беззеркальных камер

➧ На первом месте, конечно, небольшой вес и компактность. Это отмечают многие любители и профессионалы.

➧ Удобство фокусировки и ее скорость. Кадрировать также стало гораздо удобнее.

➧ Увеличилась скорострельность, и исчез звук срабатывания затвора – можно снимать практически бесшумно. Иногда это очень нужно, например, если вы снимаете в городе в общественном месте и не хотите, чтобы звук камеры привлекал к вам внимание.

Рассматривая системы камер, стоит обратить внимание еще на один параметр, который может существенно повлиять на выбор, – размер матрицы.

Обычно камеры с матрицей, сопоставимой размеру кадра 35‐мм пленки, называют полнокадровыми. Соответственно, камеры, у которых размер матрицы меньше, называют камерами с кропнутой матрицей. У таких камер есть несколько размеров матриц. Один из самых распространенных – 1,6. Это значит, что матрица с кроп-фактором в 1,6 (меньше в 1,6 раза, чем полный кадр) будет иметь размер 25х16 мм.

На первом месте по качеству будут полнокадровые камеры, ведь их матрица имеет больше пикселей относительно матриц меньшего размера. А это означает, что на снимке будет меньше шумов и более интересное боке (более размытый фон). Также производитель старается свои лучшие объективы делать под полную матрицу.

Несколько советов по выбору камеры

Многие гонятся за количеством пикселей, что не совсем верно. Конечно, ЭТО важно, но вы заметили, как часто производители выпускают новую технику? Полгода-год, и мы видим новую камеру с новой матрицей. А вот что остается неизменным, так это оптика. И если вы покупаете оборудование с нуля, я бы рекомендовал брать один топовый объектив, а саму камеру необязательно последнего года выпуска. Мои съемки часто публикуют в журналах и на выставках, а я до сих пор пользуюсь уже весьма и весьма старым Nikon D750, который выпущен аж в конце 2014 года! И ОН отлично работает и по сей день, качества снимков вполне хватает для печати даже больших картин размером два и более метра по длинной стороне. Конечно, сейчас уже не стоит брать такую старую камеру, но я не вижу смысла покупать самые последние новинки. Только если вы целиком и полностью осознаете, для чего вы берете именно эту модель и что вам необходим весь ее потенциал.

Также стоит помнить, что у новейших камер количество мегапикселей существенно больше, а это напрямую влияет на «вес» одного файла. В этом случае, будьте готовы как минимум докупить переносной жесткий диск и несколько карт памяти, а если ваш компьютер работает уже не первый год, возможно, придется менять и его, поскольку он не будет успешно справляться с большим объемом файлов.

Что еще можно сказать про выбор камеры? Обратите внимание на технику, которую используют ваши компаньоны по съемке, или возьмите в аренду. Попробуйте различные варианты, выберите то, что больше всего подходит именно вам, и уже после этого покупайте и докупайте оборудование.

Думаю, что будет верно такое утверждение: камеры примерно одного ценового диапазона, по сути, одинаковы. Да, могут быть свои фишки, особенности и нюансы, но в целом сейчас производители устанавливают цену примерно одинакового уровня. Я не беру такие эксклюзивные марки, как Leica, – это другая философия и другое ценообразование. Поэтому идите в магазин и трогайте технику руками. Бывают абсолютно разные подходы к выбору камеры. Например, один мой знакомый выбрал фирму Nikon лишь потому, что можно было одним пальцем включить камеру и тут же им и снимать. Кто-то будет смотреть на удобство использования поворотного экрана или как сама камера лежит в руке.

Оптика и объективы

Здорово, если есть возможность приобрести новые топовые стекла, но очевидно, что это доступно не всем. Можно рассмотреть для покупки б/у оптику. Есть шанс найти весьма и весьма старые модели, которые и по сей день выдают шикарное качество, просто перед покупкой стоит их протестировать на своей камере. Если хочется еще больше сэкономить, – рассмотрите неавтофокусные объективы. Но нужно понимать, что без приличной практики в этом случае вы будете снимать много брака.

Кто‐то говорит, что «сердце» фотоаппарата – это матрица. Я считаю, что это объектив. От его характеристик зависит, какого качества будет картинка, которую «поймает» матрица. Разумеется, качество самой матрицы тоже крайне важно: количество мегапикселей, размер пикселя и прочие параметры. Поэтому выбору оптики стоит уделить столько же внимания, а может, даже и больше, чем самому фотоаппарату.

Две основные характеристики объективов, на которые смотрит большинство фотографов, – это фокусное расстояние и светосила.

Фокусное расстояние

Этот параметр определяет, каким будет изображение, которое попадает на матрицу. Если проще – насколько объектив будет приближать или отдалять картинку. Чем меньше фокусное расстояние (например, 16 мм), тем шире обзор у этого объектива. А если у вас объектив с фокусным расстоянием 200 мм, то угол обзора значительно меньше, и он «приближает» картинку существенно.

Совет

После нескольких месяцев работы с камерой вы отчетливо поймете, на какие объективы снимаете чаще всего и каких возможностей вам не хватает. Отсюда и придет понимание, какая камера будет максимально подходить именно вам и именно под конкретно ваши задачи. Так, в свое время я выбрал среднеформатный пленочный Pentax 67II, который довольно долго решал поставленные перед ним задачи, пока на смену ему не пришла цифровая камера Canon 5D (покупал в 2006 году).


Две фотографии, сделанные с одной точки: верхний кадр – 24 мм, нижний – 120 мм

Какие объективы бывают?

Сверхширокоугольные и широкоугольные

Их чаще всего используют при съемке пейзажей и интерьеров. Это и понятно, большой обзор этих объективов позволяет захватить за один раз больше пространства в кадр. Почему я говорю про один раз? Сейчас есть технологии, когда можно делать несколько кадров «внахлест» и потом их сшивать в специальных программах, добиваясь еще большего обзора. Плюс широкоугольника – большой охват. Минус широкоугольного объектива – завалы по краям и, если вы снимаете им людей, искажения лица. Чем ближе к краю линзы объект, тем сильнее видны искажения. Поэтому портреты стараются не снимать на широкий угол. И если уж приходится это делать, стоит поместить портретируемого в центр кадра.

Объективы 35–70 мм – так называемые «нормальные» объективы. Их используют для большинства съемок. Например, имея в фоторюкзаке 16–35 мм и 24–70 мм, 80–85 % всей фотосъемки я делаю на второй.

Хочу также отметить по себе и коллегам: в жизни фотографа бывают периоды, когда он больше снимает на определенное фокусное расстояние. Я в свое время начинал с широкого угла, а мой коллега, наоборот, любил чаще всего снимать телеобъективами. Потом эти предпочтения могут меняться. Я перепробовал многие объективы и остановился на Nikon 24–120. Чаще всего именно он стоит на моей камере.

Телеобъективы (100–400 мм) используются для портретной съемки и съемки пейзажей. Например, в горах часто нужен телевик, поскольку объекты съемки могут находиться очень далеко. На такую оптику уже можно снимать спорт и репортаж.

Супертелеобъективы (500–1200 мм) – наверное, самая редко используемая группа объективов. На такую оптику снимают спорт, диких животных в естественных условиях. Отмечу, что в редакции к снимкам, сделанным на большие телеобъективы, относились с бо`льшим вниманием, поскольку они встречались не так часто, как широкий угол и нормальные фокусные расстояния. А в эпоху пленки такие кадры были крайне редким явлением.

Мы пробежались по фокусным расстояниям объективов. У оптики есть еще одна очень важная характеристика – глубина резкости. Сокращенная аббревиатура ГРИП расшифровывается как глубина резкости изображаемого пространства.

Все объективы делятся на две группы. В одной – объективы с переменным фокусным расстоянием – «зум-объективы». Именно с такой оптикой работает подавляющее большинство фотографов. Вторая группа – объективы с фиксированным фокусным расстоянием, или «фиксы». Считается, что фиксы имеют более четкую картинку, и ими часто пользуются профессионалы, которым требуется максимальное качество. Такие объективы являются более узкоспециализированными и зачастую стоят сильно дороже зум-объективов.

Светосила

Следующее, на что стоит обратить внимание при покупке объектива, – светосила. Светосила – это параметр, показывающий, насколько большое количество света может пропускать объектив. Количество света, попадающее на матрицу, контролирует диафрагма – механическое устройство в объективе. Именно в диафрагменном числе выражается светосила: например, F/1,4. Часто можно слышать фразы: «дырку зажал» (уменьшил диаметр) или «открыл» максимально – максимально открытое отверстие.

Светосила у объектива может быть постоянной на всем диапазоне фокусных расстояний у зум-объективов. Например, классический объектив 24–70 мм с постоянной светосилой 2,8 – один из самых популярных объективов у фотографов. С фиксами все понятно, там и максимальная диафрагма, и фокусное расстояние неизменны, потому они и называются фиксами.

У бюджетных зум-объективов встречается переменная светосила. Например, «линза» с фокусными расстояниями 70–300 мм имеет светосилу F/3,5–5,6. Это значит, что светосила будет меняться по мере изменения фокусного расстояния. В нашем случае от 3–5 до 5–6 в диапазоне от 70 до 300 мм.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу