bannerbanner
Сын Человеческий. Истоки религии
Сын Человеческий. Истоки религии

Полная версия

Сын Человеческий. Истоки религии

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
8 из 8

138

Иоама, 85а, 1; Мак. 2: 32–41.

139

См. кумранский текст, именуемый «Дамасским документом», X–XI. Позднейшие учители иудейства пытались дать субботним запретам богословское обоснование в том смысле, что человек, соблюдая праздничный покой, отказывается от любых действий, связанных с его властью над природой. Тем самым он исповедует свою зависимость от Создателя. Однако ничто не указывает на существование подобной идеи в евангельскую эпоху.

140

Мф. 12: 1–6; Мк. 2: 23–28; Лк. 6: 1–5.

141

Лк. 13: 15; 14: 5; Мф. 12: 11. Обрезание совершается, несмотря на субботу, – учили раввины (Тосефта к Шаббат, 15).

142

Мк. 3: 1–6. «Иродиане» действовали в данном случае как представители светской власти (Ирода Антипы).

143

Ср.: Ам. 7: 10–15.

144

Древний сборник раввинских толкований.

145

Санхедрин, XI, 3; Тосефта к нему 14, 13. Иудеи в ту эпоху уже фактически отказались от соблюдения многих параграфов уголовного кодекса, содержавшегося в Пятикнижии. Эти законы отражали уровень древневосточного правового сознания и в более поздние эпохи перестали соответствовать потребностям дня. Едва ли можно считать, что судебник Пятикнижия есть во всех своих подробностях плод божественного Откровения (см. ниже, приложение 3). Целый ряд уголовных принципов Торы заимствован из месопотамских и др. судебников. См., в частности, параллели между кодексом вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.) и законами, приведенными в 20–23-х гл. Исхода, указанные в кн.: И. М. Волков. Законы вавилонского царя Хаммураби. М., 1914, с. 70 сл.

146

В качестве примера можно привести запрет «варить козленка в молоке матери его» (Исх. 34: 26). Происхождение его некоторые связывают с тем, что это блюдо было приготовляемо во время какого-то ритуала пастухов-язычников (см.: Дж. Фрэзер. Фольклор в Ветхом Завете. Пер. с англ. М., 1931, с. 341 сл.). В раввинской же традиции запрет стали относить уже ко всякому смешению мяса и молока. Их не только нельзя было готовить вместе, нельзя было даже ставить на стол рядом посуду, употребленную для молока и для мяса.

147

Мф. 15: 10–11, 19–20; ср.: Рим. 14: 14.

148

Деян. 10: 9–15.

149

Мф. 9: 14–15; Мк. 2: 18–20.

150

Мф. 9: 16–17; Мк. 2: 21–22.

151

Это очень важное свидетельство, идущее против народного убеждения, будто вся Тора получена Моисеем непосредственно с Неба. См. приложение 3.

152

Слово «плоть» в Библии обычно обозначает всего человека.

153

Мф. 19: 3–12; Мк. 10: 2–12.

154

Ин. 4: 4–34.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
8 из 8