Полная версия
Магия стихий: руководство по проживанию колдовской жизни. Магия Огня: все тайны стихии в одной книге
Герметизм – это смесь греческого, египетского, персидского и еврейского мистицизма, который алхимики и герметисты многих традиций затем применили в духовной практике. То, что появилось в результате их экспериментов, превратилось в западные эзотерические науки, такие как астрология и теургия. Именно с помощью алхимии были найдены викканские знания о четырех силах стихий Воздуха, Огня, Воды и Земли. Понимая, откуда берутся наши основополагающие идеи, мы можем пойти вглубь «современного» ведьмовства и подтвердить его подлинность. Поэтому давайте начнем с изучения истории, принципов и космологии герметической философии, которая создала системы астрологии, планетарной магии и формуляра для работы с заклинаниями. Затем герметический след приведет нас в современную эпоху, и мы проведем исследование семи герметических принципов, представленных в «Кибалионе».
Философия герметизма
Герметическая философия возникла в Александрии, Египет, на основе древних языческих религий Египта, Греции, Персии и Ближнего Востока и была популярна в течение первых трех столетий нашей эры. Название «герметическая философия» происходит от имени мифической фигуры Гермеса Меркурия Трисмегиста, которое переводится как «трижды величайший Гермес»[33]. В Древнем Египте «трижды величайшим» часто называли бога Тота, или Техути[34], которого изображали с головой ибиса. Александрийские философы, являясь египтянами по происхождению и получившие образование в греческой философии, отождествляли своего древнего бога Тота с греческим богом Гермесом и римским богом Меркурием. Эти божества мудрости, письма, общения и магии рассматривались как три лица эволюционирующего бога, которому Высший Разум космоса поручил обучать тайнам магии человечество… но только тех людей, которые были подготовлены к истине.
Некоторые ученые предполагают, что Гермес Трисмегист был первым человеком, который достиг гнозиса, или духовного знания, посредством божественного откровения, а затем обучал и других людей. После смерти мудрец стал богом, что возможно и для любого другого человека[35]. Ученики Гермеса Трисмегиста стали его священством и передавали знания от мудреца к мудрецу в своих храмах, где сохраняли тайны и обучали новых последователей.
Гермесу Трисмегисту приписывают создание «Герметического корпуса», сборника из восемнадцати текстов, или трактатов, раскрывающих космологию и учения Гермеса. Однако эти тексты появились гораздо позже. Они написаны различными учителями, которые жили в египетской Александрии, находящейся под властью Рима, и указали автором своих произведений Гермеса, как это было принято в то время. Флориан Эбелинг в своей книге «Тайная история Гермеса Трисмегиста» описывает его фигуру и приписываемую ему философию как «продукт синкретической, эллинистической концепции природы, которая сама по себе являлась конгломератом аристотелевских, платонических, стоических и пифагорейских доктрин, перемежающихся мотивами из египетской мифологии и темами еврейского и иранского происхождения»[36].
Христианство было объявлено официальной религией Римской империи в 380 году н. э.[37] В 391 году н. э. император Феодосий I издал еще один указ, который полностью запрещал язычество и разрешал снос оставшихся храмов в Александрии[38]. Действуя в соответствии с данным указом, Феофил, епископ Александрии, и яростная толпа его последователей-христиан дотла сожгли храм Сераписа, где находились оставшиеся богатства Александрийской библиотеки[39]. Спасаясь от преследований как еретики, многие из философов-герметистов мигрировали на восток в доисламскую Персию (современный Иран и Ирак), где с осторожностью продолжили свои исследования. Слово «алхимия» образовано от слова, обозначающего Египет, – Хем, или Хемет, что означало «черная земля». Данное название относилось к темным плодородным землям, орошаемым водами реки Нил. Знание египетских наук называли хемией, или «черным искусством». В Персии к этому слову добавили арабский префикс аль- (англ. the). Слово аль-хемия, ныне алхимия, стали приблизительно переводить как «черное искусство Египта» и описывать им практическое применение герметической философии как для духовного, так и для физического развития[40].
Герметическая философия с ее неоплатоническими влияниями формирует нити основы, на которых соткан гобелен современного ведьмовства. Невозможно извлечь эти нити, не распустив всю нашу магическую парадигму. В «Герметическом корпусе» мы находим фундамент для основанной на природе духовности, которая обеспечивает механику божественного космоса и показывает, что магия не только возможна, но и вездесуща, очевидна и является неотъемлемым правом каждого разумного существа.
«Божественный Поймандр»: оккультная космология
«Герметический корпус» начинается с рассказа о сотворении космоса. В 1871 году эта история будет переиздана под названием «Божественный Поймандр» афроамериканским оккультистом Паскалем Беверли Рэндольфом из герметического братства Луксора, в результате чего займет видное место среди школ мистерий, которые позже передадут ее Викке[41].
В «Божественном Поймандре» описывается, что Гермесу Трисмегисту однажды во время медитации пришло видение творения Божественным Источником, представленным под именем «Поймандр [Пэмандр] Разум Вселенной»[42]. Поймандр показывает и рассказывает Гермесу историю, в которой космос обрел форму через произношение Слова. Какое слово Поймандр использовал для создания космоса, все еще подлежит интерпретации. Мэнли П. Холл в своей работе «Тайные учения всех веков» перевел его как «причина»[43].
В версии Холла Поймандр предстает в образе Великого Дракона, олицетворения Вселенской Жизни. Гермес «увидел фигуру, ужасную и внушающую благоговейный трепет. Это был Великий Дракон, с крыльями, закрывавшими все небо, и светом, струящимся во всех направлениях из его тела»[44]. Гермес просит Великого Дракона «раскрыть природу Вселенной и суть богов», а затем форма Поймандра превращается в «великолепное пульсирующее Сияние. Этот Свет был духовной природой самого Великого Дракона»[45].
Поймандр поднимает сознание Гермеса в божественное сияющее великолепие и показывает ему, как первые движения творения установили полярность. Из хаоса возникло восходящее движение света, стихий Огня и Воздуха, которое позже приобретает отчетливые мужские вибрации. Затем появляется «движущаяся вниз тьма… извивающееся и обволакивающее движение» стихий Воды и Земли, которое получает отчетливые женские вибрации. Когда они разъединяются, Гермес слышит «нечленораздельный крик» света и «скорбное эхо» воды, как будто им больно находиться в состоянии разделения[46].
Источник, который в переводе описывается как гермафродит, содержащий представителей всех полов, породил другой Высший Разум по имени Нус, который также описывается как всеполый. Нус – создатель мира, который устанавливает семь небесных сфер, управляющих судьбой, и приводит в движение бесконечные циклы природы. Нус затем пожелал, чтобы семь небесных сфер произвели «из движущихся вниз элементов живых существ без речи». Из Книги 1:11 «и Воздух произвел крылатых существ, а Вода плавающих существ. Земля и Вода были отделены друг от друга… и Земля произвела из себя то, чем она обладает, четвероногих животных, рептилий, зверей; диких и ручных»[47].
Нус Создатель формирует другое божество по своему образу и подобию (опять же, всеполое), чье имя переводится как Вселенский Человек, которому затем даруются все силы творения. Обратите внимание, что теперь у нас есть три пласта созидательной силы. В оригинальном тексте Источник, Нус и Вселенский Человек описаны так, как если бы они представляли три поколения: дедушку, родителя и ребенка. Также заметьте, что животных здесь называют «существами без речи».
Будучи ведьмой, я приравниваю творческую силу, называемую Вселенским Человеком, к неоязыческому архетипу Отца-Неба, света, Воздуха и Огня, но с пониманием того, что это существо на самом деле содержит весь потенциальный пол. Когда я читаю описание «нисходящей природы» тьмы, Воды и Земли, то нахожу знакомый языческий архетип Матери-Природы. Я перефразирую следующий отрывок истории творения Поймандра, убрав некоторые неоязыческие термины.
Книга 1:14. Затем Отец-Небо смотрит вниз из царств Духа сквозь гармонию космоса, управляемого небесными сферами, и он показывает Матери-Природе свою энергетическую форму. Увидев его красоту и силу, Мать-Природа «улыбается с любовью». Она узнает Отца-Небо по его отражению в ее водах и по тени, которую он отбрасывает на ее землю. Когда Отец-Небо увидел Мать-Землю, он узнал в ней «подобную его собственной форме» и влюбился в нее, желая жить с ней в Срединном царстве[48].
С легкостью и скоростью мысли Отец-Небо спускается через небесные сферы и принимает «форму без речи»[49]. Мать-Природа выгибается, чтобы обнять его. «Она заключила его в свои объятия, и они слились воедино; ибо были влюблены друг в друга»[50]. Его свет, Огонь и Воздух, окутаны ее тьмой, Водой и Землей. В Божественной Любви они соединились как Двое, Которые Движутся как Одно Целое, как Великий Бог/Великая Богиня, из которых проистекает все блаженство.
15-16. От их союза рождаются семь людей, каждый из которых создан в соответствии с силами семи небесных сфер. Человечество сочетает в себе материю и дух, бессмертную часть, наделенную силой творения Божественного Разума, и смертную, обладающую плотским желанием союза. Пройдя через сферы небес, чтобы поселиться на Земле, человечество подчиняется механизмам небесной судьбы.
17. Сотворение этих семи людей произошло следующим образом: женщина-земля и ее могущественные воды, встретившись с его огнем, принесли плод. «…И из эфира природа получила дыхание и произвела тела» по образу Бога/Богини. Они были «за пределами пола и величественны»[51].
18. В конце цикла и в начале веков первые семь людей-гермафродитов были «разделены» на отдельные виды мужского и женского пола[52]. Божественный Разум сказал им Святое Слово: занимайтесь любовью и размножайтесь, признавайте, что вы также наделены моим Божественным Разумом и, следовательно, бессмертны и могущественны; физическое желание приносит гибель; живите так, чтобы «познать все сущее»[53].
19. По божественному провидению вся природа занималась любовью, и гармония космоса породила поколения всего живого. Перевоплощаясь и проходя множество жизней, они познали все учения судьбы сфер. Те, кто осознал собственный Божественный Разум, в конце концов сбросили свои смертные тела и поднялись обратно через семь сфер, вернувшись к своему Источнику за пределы неподвижных звезд. Те, кто потерялся в материальной иллюзии обособленности, повторяли свои страдания из-за страха смерти.
В этой истории мать и отец размножаются не для того, чтобы завести отдельного ребенка, они сливаются в единое существо, обладающее всеми их способностями. Божественный Дух Источника, Божественный Разум Нуса, силы творения Вселенского Человека, мысль (Воздух) и воля (Огонь) соединяются с физическим телом Матери-Природы (Земля) и эмоциями (Вода). Результатом становится всеполый, многообразный, панентеистический Бог/Богиня природы. Затем они производят на свет семь архетипических людей.
Вы заметили великолепную символику инь и ян в этой космологии? Она увидела Бога, отраженного в ее водах. Он увидел Богиню в своем собственном образе. Двое, Которые Движутся как Одно Целое – каждый распознал в себе противоположное! Творение началось с того, что Богиня и Бог отделились от единого источника, чтобы установить шкалу полярности, а затем влюбились друг в друга. Затем они воссоединились в любви, породив в природе и всех ее существах двойственность, в которой сочетаются материя и дух. Их Божественная Любовь наделяет природу силой продолжать развиваться посредством непрерывного творения.
Обратите также внимание, что, когда Отец-Небо спускается, чтобы присоединиться к Матери-Природе, в переводе говорится, что он принял «форму без речи» – такая же формулировка использовалась для описания творения животных в предыдущем отрывке. Эта фраза относит нас к викканским мифам о божественном мужском персонаже, который появляется на Земле в виде животного, как Рогатый Бог, супруг Богини, как Кернунн, кельтский рогатый бог зверей и дикой природы. Еще более интересным является сопоставление с Паном, греческим богом пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы. Пан описывается как чувственный, похотливый мужчина с козлиными ногами, рогами и бородой. Его отец – греческий бог Гермес. «Пан» – начальная часть сложных слов, которая указывает на полный охват чего-либо и переводится как «все». «Пан» также является корнем слова «панентеизм», что значит «все в боге»[54].
Эта поэтическая история выражает вечную философию, которую мистики постигали веками. Она необязательно должна стать для вас самой правдивой просто потому, что какой-то древний мудрец по имени Гермес Трисмегист рассказал ее в Египте тысячи лет назад. Тем не менее данная история перекликается с бытийностью человеческих надежд и мечтаний, находящейся в глубине души, когда мы задаем вопрос: о чем вся эта ерунда? Мы просто знаем, что ответом должна быть любовь. Мы просто знаем, что целью жизни должно быть воссоединение и переживание плотской жизни в полной мере.
Семь небесных сфер устанавливают астрологию
В космологии «Божественного Поймандра» подробно изложены механизмы космоса, управляющие судьбой человека. В этом произведении материальная земля представлена в виде ядра, которое окружают вложенные друг в друга небесные сферы. При этом каждый слой управляется одним из семи странствующих богов или одной из звезд, которые видны с Земли. В некоторых переводах их называют «управителями» конкретной небесной сферой. Однако мы достаточно хорошо знаем, что планета Земля не является центром космоса или Солнечной системы. Космические своды не окружают планету буквально. Воспринимайте их метафорически, как сферу влияния.
Под такими силами, управляющими своими сферами влияния – звездами, планетами, богами или управителями, – теперь подразумеваются другие планеты (и Луна) нашей Солнечной системы, которые видны невооруженным глазом и вращаются вокруг Солнца по своим орбитам. Их сферы влияния простираются от Земли в порядке удаления от нас. «Традиционный порядок следующий: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн»[55].
С нашей точки зрения, эти блуждающие боги/планеты/звезды движутся по спирали на фоне неподвижных внешних звезд, которые разделены на двенадцать знаков зодиака. Представьте, что наша Солнечная система похожа на огромный спирограф, где каждое небесное тело держит ручку и рисует линию, двигаясь по огромному трехмерному холсту. Когда они вращаются друг вокруг друга по своим орбитам, а Солнце движется в спиральном рукаве галактики Млечный Путь, увлекая за собой все ее планеты, полученное изображение будет очень похоже на гигантскую мандалу, которая состоит из повторения циклических фрактальных узоров.
Астрологическая путеводная карта личной судьбыКаждая планетарная сфера связана с одной из семи областей сознания, сфер жизни, божественных архетипов, стихий, энергетических центров чакр, частей человеческого тела, цветов в спектре, нот в октаве и так далее до бесконечности. Подумайте о том, что каждая сфера, каждая планета, движущаяся по зодиакальному кругу, подобна винтику в гигантском механизме. Происходит постоянное движение, создающее определенный взаимосвязанный фрактальный узор. Каждый момент творения отражает уникальный циркулирующий паттерн. Паттерны цикла все больше и больше увеличиваются, бесконечно повторяясь во всем механизме: от макрокосма к микрокосму. Паттерн каждого слоя отражает все остальные паттерны слоя.
Одни и те же циклические движения ментального и духовного планов точно отражаются на физическом плане. Это означает, что энергии данного фрактального паттерна материализуются в химии растений, биологии животных, кристаллической геометрии камней и геологических образованиях ландшафта. Герметическая аксиома гласит: как вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху.
В момент рождения ваш дух прошел через астрологический фрактальный фильтр данного конкретного момента и воплотился в физическую форму, и жребий был брошен. Ваш дух выбрал этот момент и это тело с сильными и слабыми сторонами, уроками, которые необходимо выучить и преподать, и священной миссией, которую требуется выполнить, основываясь на астрологическом паттерне того момента. Такая карта называется вашей натальной картой. Прочтите ее, и ваша жизнь и священная цель пребывания здесь станут намного яснее. Это карта вашей судьбы, которой вы руководствуетесь в текущей жизни. Звезды передают божественное послание, которое вы оставили для себя. Оно написано большими буквами на небесах, настолько большими, что вы сможете увидеть его из любой точки Земли, когда будете готовы. Следовательно, звезды и планеты не «заставляют события происходить»; они отражают повторяющийся паттерн и поток энергий, находящийся повсюду. Божественный механизм работает предсказуемым образом, но Божественность находится внутри механизма, как сам механизм, а не как что-то снаружи, что произвольно дергает рычаги.
Знания о семи небесных сферах на протяжении веков изучались алхимиками с помощью астрологии. Они различали характеры планетарных сил и архетипов и то, как эти силы закодированы во всех материалах и существах творения; создавали таблицы соответствий планетарным и стихийным силам. Каждое растение, камень, металл, животное и так далее также существовали одновременно в трех мирах, обладая бессмертным духом (алхимическая ртуть), душой (алхимическая сера) и физическим телом (алхимическая соль), которые содержали ключ к конкретным силам здесь, на Земле. Это триединство иногда называли святой троицей Вселенной. Еще один ключ к пониманию бытийности заключается в том, что большинство культурных парадигм и систем традиционной медицины в той или иной форме состоит из трех основных частей. В астрологии они известны как мутабельные, кардинальные и фиксированные модальности. В аюрведической медицине Индии существуют вата, питта и капха. В физике эти части представлены протоном, нейтроном и электроном. В западной алхимической традиции их называют философской ртутью, серой и солью. Эти термины описывают один и тот же тройственный принцип с точки зрения их культурной парадигмы[56].
Бо́льшая часть алхимии была связана с усовершенствованием и использованием данных материалов в духовных, магических и медицинских целях. Эта сокровищница соответствий может использоваться ведьмами, когда они создают собственный магический формуляр. Именно такие алхимические операции привели к ферментации алкогольного «спирта» (ртуть, духовное царство), извлечению летучих эфирных масел (сера, душа), а также приготовлению травяных настоек, растительных экстрактов (соль, тело) и спагирике[57].
Алхимики обнаружили и то, как планетарные силы влияют на наше движение во времени, а также методы магического определения времени по знаку зодиака, дню недели и часам дня. Мы обсудим данную тему более подробно в главе 11.
«Кибалион»: герметическая философия
Семь герметических принципов часто приписывают Гермесу Трисмегисту; однако это еще не вся история. «Кибалион» был опубликован в Соединенных Штатах в 1908 году, и первоначально утверждалось, что его авторами являются «Трое посвященных», которые пожелали остаться неизвестными. В настоящее время точно установлено, что данное произведение самостоятельно написал Уильям Уокер Аткинсон (1862–1932)[58]. В начале XX века Аткинсон активно пропагандировал движение «Новая мысль». Также он был адвокатом, известным оккультистом, плодовитым писателем, редактором многочисленных журналов и издавал книги через Yogi Publication Society в Чикаго[59].
Уильям Уокер Аткинсон успешно объединил герметизм, неоплатонизм, трансцендентализм, спиритуализм и философию «Новой мысли» с достижениями в области субатомной физики и развивающимся психологическим направлением[60]. В ту же эпоху из идей трансцендентализма и движения «Новая мысль» возник термин «панентеизм».
Семь герметических принципов Аткинсона стали повсеместно использоваться в движении нью-эйдж в течение следующих ста лет. О них, в частности, писал Эрнест Холмс в журнале «Наука разума», а также Ронда Бирн в книге «Тайна». Семь герметических законов проложили свой путь в современное ведьмовство через Лори Кэбот, которая назвала их «наукой ведьмовства» и посвятила им пятую главу своей книги «Сила ведьм», вышедшей в 1989 году[61].
Семь герметических принципов «Кибалиона»«Кибалион» представляет герметическое понимание божественного порядка. Он также дает структуру для эффективной работы в рамках этого порядка с целью стать капитанами собственной судьбы. «Кибалион» предлагает «ключи мастера», с помощью которых мы можем открыть «многие внутренние двери в Храме Тайны», а затем использовать раскрытые тайны, чтобы успешно играть в игру жизни[62]. Ниже приведен краткий обзор каждого из принципов применительно к теалогии современного ведьмовства.
1. Принцип ментализма«ВСЕ есть РАЗУМ; Вселенная представляет собой мысленный образ», – «Кибалион»[63].
Космос существует в разуме Божественности, «нус» по-гречески, что переводится как божественный разум или высший разум. Все в космосе является мыслью внутри этого Божественного Разума. В герметизме «ВСЕ» – это способ обозначения Божественности в ее самом большом и всеобъемлющем аспекте и источника, из которого исходит все остальное. «Бесконечный разум ВСЕГО есть чрево вселенных», – «Кибалион»[64].
Поэзия здесь заключается в том, что все творение – это мечта, заключенная в Божественном Разуме, соединяющем все творение посредством мысли. Бог/Богиня – это и мечтатель, и мечта. Люди, дети Бога/Богини, созданные по их подобию, также думают божественными мыслями. Разделенность – это иллюзия, на самом деле мы все – одно сложное существо. «Спасение» из циклов реинкарнации происходит благодаря простому воспоминанию о нашей взаимосвязи через Божественный Разум. Если мы осознаем силу своих мыслей, то сможем найти им хорошее применение. Эта сила либо освобождает нас, либо порабощает.
2. Принцип соответствия«Как вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху», – «Кибалион»[65].
Все, что происходит на макрокосмическом уровне Вселенной, отражается на микрокосмических уровнях Вселенной. На всех планах реальности существуют повторяющиеся паттерны, которые гармонично и согласованно соответствуют друг другу. Эти три плана в герметизме называются физический план, ментальный план и духовный план. Я соотношу эти планы с трехчастным делением мира в неоязычестве следующим образом:
• физический план = Срединный мир;
• ментальный план = Подземный мир и астральный план;
• духовный план = Высший мир и Небеса[66].
На протяжении всего существования семь небесных сфер, управляемых семью классическими планетами, отражают эти семь областей сознания. Семь – это магическое число, куда бы вы ни посмотрели! «Кибалион» описывает, как эти «октавы» бесконечно повторяются на трех великих планах, каждый из которых далее подразделяется на семь подпланов. На ментальном плане Подземного мира существуют подпланы разума минералов, растений и животных, а также разума стихий и людей. Я называю их царствами растений, камней и костей.
Каждая йота космоса содержит карту целого в бесконечно повторяющихся паттернах. В природе мы наблюдаем фрактальное масштабирование, где золотое сечение повторяется во всех природных образованиях, от лепестков на цветах до завитков в ракушках и узоров береговых линий. Золотое сечение представлено пентаграммой! Каждая клетка содержит инструкции ДНК, которые могут воссоздать весь организм. Строение галактик очень напоминает солнечные системы, которые устроены во многом как атомы. Нейроны в мозге структурированы подобно множеству галактик в космосе. Все это мысли внутри Божественного Разума.