bannerbanner
Магия Воздуха: все тайны стихии в одной книге. Магия Воды: все тайны стихии в одной книге
Магия Воздуха: все тайны стихии в одной книге. Магия Воды: все тайны стихии в одной книге

Полная версия

Магия Воздуха: все тайны стихии в одной книге. Магия Воды: все тайны стихии в одной книге

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

Некоторые божества, такие как Яхве, Один и Олорун, вдохнули жизнь в первых людей. Индейцы племени навахо верят, что первый вздох ребенка определяет его судьбу. В некоторых индейских практиках шаман может вобрать в свои легкие фрагмент чьей-то души и выдуть его обратно в этого человека. Шаман умеет с помощью дыхания воссоединить осколки распавшейся души. Помимо этого связь между дыханием и духом выражается, например, как многие считают, в том, что дыхание способно очистить ум и может стать ключом к астральному плану.



Воздух наполнен духами и божествами

Во многих древних цивилизациях существовало поверье, что в воздухе обитают духи. В Древней Греции их называли даймонами. Их считали полезной или безвредной группой духов, куда входили духи природы, души умерших, хранители и наставники[2]. Даймоны могли действовать от имени людей в мире, а также выступали посредниками на встречах людей и богов.

В некоторых древних культурах ветер ассоциировался с духами. Ирландская легенда о сидхе, или духах, называемых феями, буквально переводится как порыв ветра или воздушный народец[3]. Скандинавский миф рассказывает о Дикой охоте – сборище духов во главе с Одином, которые ездят на призрачных лошадях, заставляют ветер завывать и предвещают гибель любому, кто их увидит.

Во многих культурах ветер считался божеством. В религии индейцев племени навахо Святой ветер – это всеведущая, всемогущая сущность, управляющая всеми процессами на Земле. Эти индейцы верят, что все на свете заключает в себе этот внутренний ветер, который можно перевести как дух. В некоторых культурах (например, у египтян, греков, римлян, кельтов, американских индейцев и скандинавов) имелось божество для каждого из «четырех ветров», или ветра для каждой из четырех сторон света. Такое божество ассоциировалось с определенной энергией, температурой и временем года.



Ум – это энергетический центр

Еще одно распространенное представление, возникшее в те времена, заключается в том, что на энергетическом уровне ум служит связующим звеном между мышлением, визуализацией, передачей информации и другими аспектами Воздуха. Эта идея ясно прослеживается в индуистской шестой чакре, скандинавском хугре, суфийском нафсе, кельтском Койре Соис (котле знаний) и ухане учения Хуна, где этот термин обозначает как сознание, так и дух.



Средние века: подавление ума и духа

После падения Рима, в 476 году нашей эры, наступили темные века Средневековья. Языческие религии в Европе деградировали, а патриархальные религии приобретали все большую популярность. По мнению некоторых историков, это изменение было связано с мировоззренческой революцией, произошедшей в результате изобретения линейного письма. К 538 году Римская церковь запретила все языческие культы. Те же немногие языческие обычаи, которые сохранились, были лишены своего первоначального значения и включены в систему вероучения. Научные, алхимические и магические исследования были запрещены. Некоторые алхимики бежали в районы Ближнего Востока, где религиозная терпимость была выше.

Для значительной части Западного мира это был период регресса. Грамотных людей было мало, а книги хранились лишь в библиотеках землевладельцев, по причине их дороговизны. Однако, несмотря на растущую мощь Церкви, кое-что от язычества и фольклора уцелело. В VIII и IX веках церковные чиновники записали ряд показаний женщин, сообщивших о том, что они летали – по-видимому, в астральной проекции или в осознанном сновидении – по ночному небу вместе с другими людьми, животными, богиней Дианой и/или сверхъестественными сущностями. Сказки о ведьме, летающей по ночному небу, возможно, возникли благодаря этим рассказам.

В XI и XII веках в Европу были доставлены недавно переведенные арабские, еврейские и греческие книги, что пробудило на континенте интерес к науке. Люди начали изучать философию, астрономию, астрологию, физику, алхимию, магию, общение с духами, гадание и такие предметы, как магическая сила камней и растений. Этой информации было достаточно, чтобы заложить основу для развития средневековой магии и так называемого Возрождения XII века.

В это время церковные чиновники, вероятно, читали древние тексты о даймонах, которых они считали злыми духами. Такое предположение можно сделать исходя из того факта, что около 1200 года было придумано слово «демон», означающее злого духа, дьявола[4]. Церковь считала злыми вообще всех духов, в том числе старых богов, усопших, духов природы, духов места и фольклорных духов, таких как феи, эльфы и домовые. Эти «демоны» были связаны со стихией Воздуха и с «дьяволом», которого называли Князем тьмы, летающим над землей[5].

Таким образом, демонизировался сам воздух, необходимый для дыхания, и формировалось пугающее представление о жизни как об арене непрерывной битвы между добром и злом. Церковь проявляла все больше ожесточенной нетерпимости к людям, которые вызывали этих духов и общались с ними, называя это некромантией. В 1239 году Церковь создала инквизицию, целью которой было искоренение ереси, всякого зла и смутьянов. По разным оценкам, от сорока до шестидесяти тысяч человек были убиты и еще больше замучены в ходе террора, продолжавшегося несколько столетий вплоть до самой эпохи Просвещения. Однако в то же время люди продолжали издавать и распространять новые книги по магии, невзирая на угрозу смертной казни.



Эпоха Возрождения: первые шаги к свету

Возрождение (оно же Ренессанс) – подходящее название для новой эпохи, когда изобретение печатного станка дало новую жизнь некоторым областям знаний, таким как классические искусства, науки и философия. Книги и брошюры копировались быстрее, а информация распространялась шире, что способствовало развитию грамотности и накоплению знаний. Однако не вся информация, опубликованная в эту эпоху, была полезной. В 1487 году инквизиция выпустила «Молот ведьм» (Malleus Maleficarum) – своего рода инструкцию для охотников на ведьм: как их выявлять, пытать и убивать.

Несмотря на все жестокости инквизиции, оккультные науки втайне процветали с помощью печатных станков. Слово «оккультизм» было придумано около 1520 года[6]. Оно означает скрывать или таить. Необходимо было скрывать тайные знания от тех, кто хотел их уничтожить. В эту эпоху были основаны магические ордена, которые начали распространять брошюры. В то время было опубликовано несколько книг, где выдвигались гипотезы о природе Воздуха.

Эпоха Возрождения закончилась в середине XVII века, когда философ Декарт разработал новую редукционистскую философию, которая ставила во главу угла рациональное мышление. Логика и разум начали проникать в мышление обычных людей, тем самым сея семена эпохи Просвещения. Охота на ведьм усилилась, как реакция на эти тенденции, чтобы подавлять свободу мысли и духа.



Эпоха Просвещения: послабления для мысли и духа

В эпоху Просвещения, начавшуюся примерно в 1715 году, люди, в целом, были более образованными, чем когда-либо прежде за последнюю тысячу лет. Они подвергали сомнению авторитеты, почитали разум и уважали свободу слова. Все эти воздушные принципы начали ослаблять жесткий контроль религии и развеивать суеверия, сеющие страх.

Благодаря большей свободе мысли было скопировано и издано несколько новых книг по оккультизму, расширивших доселе существовавшую картину мира. Образовалось еще несколько тайных обществ (Ложа масонов, Клуб адского пламени и т. д.). И хотя инквизиция еще свирепствовала – например, во Франции, Германии, Швейцарии, Польше – именно в эту эпоху, в 1793 году, в Европе и Северной Америке произошли последние казни за колдовство.

В конце XVIII века наступила романтическая эпоха, с большей свободой слова в искусстве. В литературе зародилась любовь к мрачному и таинственному, как, например, у Китса и Шелли, в произведениях которых часто упоминаются языческие божества. Появились новые художественные и духовные движения. В эту эпоху гаитянские последователи вуду эмигрировали в Новый Орлеан, после чего их религия пустила корни на юге США. Тогда же началось движение за возрождение друидизма – когда в 1798 году друиды провели церемонию в честь осеннего равноденствия.

В XIX веке, в разгар промышленной революции, эпоха романтизма продолжала процветать. Вышло в свет несколько новых книг по мистике и оккультизму, а многие старые книги были переизданы. Книга «Маг», опубликованная в 1801 году, и поныне, хотя прошло больше двухсот лет, продолжает оказывать влияние на адептов церемониальной магии. В 1820 году была издана книга «Давно потерянный друг». Этот сборник рецептов и заклинаний с христианским уклоном стал ассоциироваться с возрождением народной магии и практикой, называемой худу[7].



Спиритуализм: возрожденные духи

Движение спиритуалистов началось в 1848 году с интереса к спиритическим сеансам и медиумизму, которые вскоре получили широкое распространение в Европе и Северной Америке. Это веяние побудило людей изучать оккультизм, древнее язычество и духовные практики в других частях света.

В эту эпоху опубликовал несколько оккультных книг Элифас Леви, герметический алхимик и церемониальный маг. Похоже, у него было большое сродство со стихией Воздуха, поскольку превыше всего он ценил знание. Леви разработал принципы стихиалей, в том числе для познания Воздуха, и присвоил стихиалям, управляющим Воздухом, имя Паралда. Он внес огромный вклад в понимание системы соответствий и учения ритуальной магии.

Во второй половине XIX века в сообществе духовных искателей наблюдалось заметное оживление. Так, с 1850 по 1869 год в Новом Орлеане большой популярностью пользовалась община практикующих вуду во главе с признанным лидером Мари Лаво. Елена Блаватская активно пропагандировала оккультную философию. Именно в это время, около 1875 года[8], появилось слово «неоязычник» и образовались несколько групп и эзотерических обществ, в том числе скандинавские языческие общины и Общество розенкрейцеров в Англии, позднее преображенное в герметический орден «Золотая заря». Именно в «Золотой заре» был разработан ритуал открытия Сторожевых башен по сторонам света, в том числе на востоке, чтобы вызывать стихиалей, правящих Воздухом. Алистер Кроули, который состоял в нескольких эзотерических общинах, в том числе и в ордене «Золотая заря», еще больше популяризировал церемониальную магию. Другие авторы той эпохи, такие как Чарльз Леланд и Маргарет Мюррей, опубликовали книги, в которых утверждалось, что знания о колдовских практиках сохранились со времен Римской империи в неизменном виде. И хотя многие из идей этих авторов так и не получили подтверждение, они все же отразили дух противления той эпохи и свойственную ей идеализацию магии и мифа.



Новое рождение колдовства: тайное становится явным

В 1951 году в Британии был отменен закон о борьбе с колдовством. В том же году Роберт Кокрейн основал традиционное колдовство, неязыческое колдовское движение. В 1954 году Джеральд Гарднер опубликовал книгу «Колдовство сегодня», в которой он рассказал о практике Викки, ранее неизвестного варианта колдовства. В 1960-е годы зародилась контркультура. Многие люди, покончив с социальным конформизмом и организованными религиями, стали ратовать за большее равенство. В это время из пепла спиритуализма вышло движение Новый век. Эта новая парадигма опиралась на силу позитивного мышления и поиск духовного смысла вне социальных норм. Люди начали искать способы соединить ум, тело и дух, в результате чего стали более востребованными восточные практики, такие как медитация и йога. Многих потянуло к природе, язычеству и колдовству.

Тогда же был опубликован ряд книг о колдовстве, некоторые из них пропагандировали одиночную практику, самопосвящение и опору на интуицию в магии и колдовстве.



Глобализация: эпоха информации

Интернет произвел в мире настоящую революцию, ведь в наши дни информация распространяется шире и легче, чем когда-либо прежде, и люди по всему миру отныне общаются не только вживую, но и онлайн. Кроме того, социальные сети открыли людям доступ к знаниям всего мира. Многие называют наше время Информационной эрой или Эпохой Водолея, и это вполне справедливо, если учесть, что стихия Воздуха сейчас гораздо более значима, чем на любом предыдущем этапе истории человечества. Информация буквально витает в воздухе благодаря Wi-Fi и сотовой связи. К лидерам «воздушных» технологий относятся микроволновые печи, энергия ветра, беспилотные летательные аппараты и лидар[9]. И конечно же, вы наверняка знаете об облачных хранилищах данных. Наше время настолько полно воплощает в себе стихию Воздуха, что мы можем уверенно назвать его Эпохой Воздуха.

Многие люди, несмотря на это небывалое разнообразие возможностей с возросшим доступом к информации, испытывают разочарование в современных социальных институтах. Для себя они выбирают возможности, связанные с другой стороной жизни – с колдовством, которое в наши дни изучают больше людей, чем когда-либо прежде. С 2008 по 2018 год численность ведьм, язычников и оккультистов в США удвоилась и, по разным оценкам, составляет примерно 1,5 миллиона практикующих[10]. Книги о колдовстве, язычестве и оккультизме издаются и продаются активнее, чем в прежние годы, и нет ни малейших оснований полагать, что этот «тренд» в скором времени сойдет на нет[11]. Приверженцы магических искусств считают их духовными практиками и способом привнести больше силы в свою жизнь.

В наш Информационный век мы также переживаем невиданный доселе кризис, тесно связанный со стихией Воздуха. Накопленные в атмосфере нашей планеты парниковые газы вызывают изменение климата, которое может оказаться необратимым.

К счастью, мы можем воспользоваться помощью стихии Воздуха для решения дилеммы нашей эпохи. Мы можем быть более разборчивыми при потреблении информации и товаров, осознанно делая тот или иной выбор. Мы можем обращаться к чиновникам, чтобы принимались законы, позволяющие замедлить потепление. Будем надеяться, что с новыми изобретениями и инновациями человечество продолжит процветать в эту эпоху и повсюду на Земле раскрепостится психологически и духовно.



Резюме

Стихия Воздуха в форме нашего разума и духа выросла вместе с самим человечеством. Возможно, наша история не на всех этапах была гладкой, но нам важно знать, откуда мы пришли: так мы не потеряем бдительность на повторных витках спирали истории. С распространением свободомыслия мы получили право выбирать собственный духовный путь и воспарили ментально и психологически на новые, захватывающие дух высоты бытия. И хотя будущее предугадать невозможно, мы вполне можем предположить, что благодаря стремлению людей к знаниям, свободе и равенству все это в дальнейшем достигнет беспрецедентных масштабов.

Глава 2

Мифологические звери и места, связанные с воздухом


Многие мифические сущности и места связаны с магией Воздуха. Такие существа, как драконы, грифоны и феи, занимают заметное место в коллективном человеческом сознании и воображении. Их можно найти почти во всех искусствах, когда-либо зафиксированных на материальных носителях, к которым относятся живопись, гравюра на дереве, керамика, фрески, мифы, истории и гербы. Эти воздушные мифологические сущности фигурируют в историях, которые волновали и пугали в древности всех, кто слышал их. И точно так же почти в каждой культуре мы встречаем мифологические места, связанные с воздушной стихией, столь чарующие и притягательные для нас своей непохожестью на наш собственный мир.

На протяжении тысячелетий люди верили, что многое из этих мифов действительно имеет место. Широко распространенная вера в загадочных существ и мистические места поддерживалась рассказами очевидцев и книгами, в которых упоминались как фантастические, так и реально существующие звери. Считалось, что лишь немногие люди пережили описанное в этих мифах, из-за редкости этих существ, труднодоступности волшебных мест или потому, что существа этих других миров уносили к себе любого, кто приближался к ним, а возвращали его назад спустя десятилетия, а то и столетия.

Когда в XVII и XVIII веках научное мышление стало вытеснять суеверия в маргинальное поле, взгляды на эти мифы изменились. От взрослых ждали рассудительности, а не легкомысленного витания в облаках. Ввиду отсутствия доказательств существования мифологических зверей они были окончательно списаны в разряд сказочных существ. А волшебным сказкам, которыми когда-то наслаждались люди всех возрастов, было оставлено место лишь в детской литературе.

Однако мифы продолжали жить в форме сказок, басен, бестиариев и легенд, подобных тем, что рассказывали братья Гримм, Эндрю Лэнг и Дж. Р. Р. Толкин. В наши дни воздушные сущности и места закрепились в современном искусстве, фильмах, сериалах и книгах. Почти невозможно представить себе сериал «Игра престолов» без летающих драконов, а Филлори, фантастическое королевство из сериала «Волшебники», без фей.

Считайте упомянутые в этой главе мифы причудливыми представлениями о магической стихии Воздуха, ее архетипами и персонификациями. Пусть они, обогащая ваше воображение, помогают вам ощущать более тесную связь со стихией Воздуха. Я приглашаю вас потанцевать с сильфами среди завитков курящегося дыма благовоний. Представьте, как величественный грифон летает над крышами домов. Почувствуйте, как воспаряет ваше сердце. Поищите в облаках воздушные замки. Пусть эти истории возвышают ваш дух и ум, ведь именно в этом заключается их предназначение.



Мистические существа воздуха

Летающие крылатые драконы

Когда-то драконы считались самыми крупными существами на Земле. Они легко летали по воздуху и вызывали любые погодные условия, в особенности грозы. Добрые драконы исцеляли людей и помогали им, а злые пожирали скот и людей, сжигали целые деревни одним своим огненным дыханием. В средневековой Англии очевидцы рассказывали о массивных чешуйчатых драконах с крыльями, как у летучей мыши, которые летали и терроризировали города. Легендарный король Артур был настолько тесно связан с драконами, что даже носил на своем шлеме эмблему с изображением одного из них. По мнению некоторых историков, драконы были символом древней языческой культуры, а также сопротивления христианству. Победа над злым драконом часто олицетворяла собой победу во внутренней битве за освобождение души от ментальных и эмоциональных ограничений.

В Древнем Китае драконы были могущественными хозяевами стихии Воздуха, приносящими удачу. Драконы играют в облаках, резвятся и порой гоняются за сферой из света. Они могут стать огромными, как небо, или совсем крошечными, как червячок. Будучи повелителями погоды, они управляют ветром, облаками и дождем. И хотя драконы обладают способностью вызывать бури, они наносят ущерб собственности людей только в том случае, если недовольны их поведением.

На магическом уровне драконы связаны с честолюбием, подсознанием, вызовами, защитой и разрушением, мечтами, погодой, просветлением, древней мудростью, удачей, плодовитостью, равновесием, проявлением, потусторонними мирами, могуществом, отвагой, богатством, творческим потенциалом и защитой. Эти великолепные существа также иногда связаны с другими стихиями, в зависимости от их анатомии, способностей и среды обитания. С драконом сходны такие мифологические существа, как виверна (дракон с рыбьим хвостом) и василиск (дракон с рыбьим хвостом и головой петуха).



Крылатые змеи

Крылатые змеи встречаются в фольклоре по всему миру, включая древнюю Европу, Индию, Китай, Японию, Центральную и Северную Америку, Гавайи, Новую Зеландию, Финляндию, Египет и Ближний Восток. Они такого же размера, как и обычные змеи, только у них есть красивые, покрытые перьями крылья.

О повадках крылатых змей ходят легенды. В некоторых сказках они предстают перед нами в роли защитников и хранителей, действующих во благо человечества. Финикийцы называли их агатодаймон, что значит «дух-защитник». В одной китайской сказке крылатые змеи являются в дом и предупреждают семью о грядущей засухе. В некоторых сказках говорится о том, что крылатые змеи опасны и враждебны: их укусы вызывают болезнь, а моча растворяет плоть. Арабские крылатые змеи, называемые сиренами (по аналогии с одноименными персонажами греческих мифов), испускали яд, который убивал мгновенно, и эти змеи могли обогнать даже лошадь.

Некоторые египетские божества изображались в виде крылатых змей, в их числе богини Меритсегер, хранительница гробниц, и Нехбет, помогающая роженицам и матерям. Богиня Буто, покровительница фараона, также изображалась в виде крылатого змея, а иногда даже в короне.

В древней культуре майя пернатому змею Кукулькану поклонялись как милостивому божеству, умеющему менять свою форму. Спустя столетия легенда о Кукулькане перешла по наследству к Кетцалькоатлю, ацтекскому богу, изображаемому в виде пернатого змея.

У индейцев шайеннов есть поучительная легенда о крылатом змее. Как-то раз два охотника наткнулись на гигантское гнездо с самыми большими яйцами, какие они когда-либо видели. Один из них проголодался и съел целое яйцо. Через несколько дней он начал превращаться в гигантского пернатого змея. Все его тело покрылось перьями и чешуей. Вне себя от горя он бросился в реку. Некоторые считают, что именно поэтому шайенны делают подношение из табака или еды всякий раз, когда отправляются в путь по реке или озеру.



Птичьи драконы

У индейцев иллинойсов существует легенда о гигантском драконе Пиасе, известном также под названием «птичий дракон», или «птица-людоед». Размах крыльев у этого существа составляет пять с половиной метров. Его отличают пластины, рога, крылья летучей мыши, длинный чешуйчатый хвост и лицо разгневанного человека. Первоначально этот зверь был доброжелательным, но после того, как он помог иллинойсам в битве, он пристрастился к человеческой плоти. Когда дракон скрылся, прихватив с собой несколько членов этого племени, его пришлось убить. Его изображения и сейчас еще можно найти на скалах штата Иллинойс.

Согласно японским мифам, птичьи драконы считались самыми развитыми среди всех драконов. По описаниям, у них тело птицы, голова дракона, борода и длинные усы, которые развевались сзади во время полета.



Огненные птицы

Некоторые мифологические птицы связаны со стихиями Воздуха и Огня. Наибольшую известность среди них получил феникс – разноцветная птица размером с орла, обитающая на Аравийском полуострове, продолжительность жизни которой составляет несколько сотен лет. Когда фениксу приходит время умереть, он строит гнездо из пряностей, ладана и мирры. После этого он летит к солнцу, загорается, падает в это гнездо и гибнет. Через несколько дней он возрождается, восставая из пепла. Феникс связан с алхимией, превращением свинца в золото и очищением души. Эта волшебная птица также ассоциируется с красотой, духовностью, новыми начинаниями, счастьем, силой, надеждой, разрушением, долголетием, потусторонними мирами, возрождением и обновлением.

Считается, что феникс произошел от египетского Бенну, мифологической птицы, похожей на цаплю, которая родилась во время сотворения мира. Каждое утро на рассвете Бенну возрождается вместе с солнцем. Он связан с поклонением богам солнца Ра и Атуму и сопровождает души умерших в подземном мире. На позолоченных вершинах пирамид часто встречаются резные иероглифы, изображающие Бенну.

Фэнхуан – так у китайцев называется прекрасная жар-птица, рожденная от Солнца, с многоцветным оперением и длинным красновато-золотым хвостом. Фэнхуан обладает как мужскими, так и женскими качествами. Эта мифологическая птица представляет одну сторону царственной пары, а другая сторона представлена драконом-монархом. Птица поет сладкозвучным голосом и дарит человечеству музыкальные гаммы. Фэнхуан появляется в мирное время как предзнаменование какого-то события – например, рождения в скором времени могущественного императора.

На страницу:
2 из 4