bannerbanner
Магия Земли. Все тайны стихии в одной книге; Магия Воды. Все тайны стихии в одной книге; Магия Воздуха. Все тайны стихии в одной книге; Магия Огня. Все тайны стихии в одной книге
Магия Земли. Все тайны стихии в одной книге; Магия Воды. Все тайны стихии в одной книге; Магия Воздуха. Все тайны стихии в одной книге; Магия Огня. Все тайны стихии в одной книге

Полная версия

Магия Земли. Все тайны стихии в одной книге; Магия Воды. Все тайны стихии в одной книге; Магия Воздуха. Все тайны стихии в одной книге; Магия Огня. Все тайны стихии в одной книге

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 7

У древних германских язычников было понятие о праве в отношении древней семейной земли – «одал». Этой землей совместно владел большой семейный клан – «эттир». Связь народа со своей землей была священными узами, которые не мог разорвать даже король. Эта связь подтверждалась обрядом погребения умерших на земле, в курганах. На этих курганах живые приносили жертвы предкам, тем самым внося свой вклад в сохранение традиции дарения. В языческой теологии дарение в знак подтверждения отношений объединяет народы и миры. Именно подношениями мы выражаем благодарность и просьбу о благословении. Именно так мы обретаем покой, плодородие и удачу. В нашей религии подношения являются одновременно метафорой и движущей силой сходных процессов, протекающих в мире людей и в мире природы, круговоротов времен года на нашей планете.

Спустя столетия о предке в кургане забыли. Иногда люди переезжали в новую страну и уже там находили таинственные древние курганы. В любом случае образ предка, обитающего в кургане, эволюционировал, превратившись в мифического эльфа или волшебного карлика – сверхъестественный вид, родственный человечеству, который также был создан богами в начале времен, но должен был жить в подземном мире, по соседству с умершими людьми. После того как первая волна христианства уничтожила следы языческой религии путем ее демонизации, следующей фазой порабощения стал процесс ее принижения, когда уцелевшие языческие обряды и верования, которые не были полностью искоренены, превратились в причудливые суеверия. Тем не менее, хотя создавалось впечатление, будто авраамическое монотеистическое мышление полностью колонизировало сознание германских народов, элементы языческого прошлого сохранились. Люди продолжали рассказывать свои версии старых историй и совершали старые обряды с оставлением даров в виде подношений – может быть, уже не прежним богам, но хотя бы сохранившемуся так называемому тайному народцу, который заменил сонм богов и занял их место.

Ниссе – это своего рода датский домашний дух, изначально являвшийся духом крестьянского двора. По мнению некоторых, это слово произошло от древнескандинавского слова niðsi, которое переводится как «дорогой маленький родственник». Мнение о том, что этот дух заменил родового духа одала из кургана, дополнительно поясняется синонимами, найденными для этой фигуры в других областях Скандинавии, среди которых можно упомянуть такие, как «человек с фермы», «приятель по двору», «смотритель фермы», «человек с кургана», «фермер с кургана» и т. д. Это тайные покровители очагов, хозяйственных построек (например, пивоваренных и молочных цехов), амбаров, полей и садов, а также всех, кто от них зависит, будь то животные или люди.

Ниссе, как правило, воображают в виде старика ростом по колено, с окладистой бородой, в шерстяной тунике, с толстым поясом, в коротких штанах и нередко в высокой остроконечной красной шляпе. Эти существа не уступят в силе взрослому человеку, они очень трудолюбивы и ратуют за справедливость. Если вы хорошо относитесь к своим ниссе и часто разговариваете с ними, не разрушая места, которые они регулярно посещают (например, их курган), и кормите их кашей, маслом, сливками и прочими продуктами, которые они очень любят, тогда вашей семье будет во всем зеленый свет. Однако этого не всегда бывает достаточно. Если вы жадны, если дурно обращаетесь с животными, если уничтожаете всю дикую растительность на своем участке, или вырубаете слишком много деревьев, или не следуете принципам доброты и социальной справедливости в отношении тех, кто живет с вами в одном доме, или гостей, которые в нем поселяются… Что ж, вы можете обнаружить, что ваше пиво или молоко прокисло, что у вас куда-то затерялись ключи или телефон, что нож выскользнул у вас из рук и вы порезались, что неработающая дымовая сигнализация провоцирует пожар в доме. Отчего так? А оттого, что ниссе – большие мастера по части фокусов. Они могут превращаться в таких существ, как черная кошка или бедный пожилой путешественник. Они могут морочить людей, с большим успехом скрывая от глаз окружающих как себя самих, так и предметы. Они не прочь преподать людям суровый урок своими воспитательными шалостями.

Около десяти лет назад мы с женой приобрели землю для мероприятий языческих общин Канады. Именно здесь проходит крупнейшее языческое собрание Канады – фестиваль Kaleidoscope Gathering, а также множество других мероприятий, проводимых садовыми ведьмами, викканами, друидами, язычниками и другими представителями неоязычества. Когда мы впервые приехали на Холм ворона, то обнаружили небольшой холм в тихом уголке леса, среди высоких веймутовых сосен. Я сразу почувствовал, что это место облюбовали ниссе. Я взял три камня и изобразил с их помощью крошечный дверной проем в холмике, придав ему вид коридорной гробницы. Там, во тьме, в этой маленькой норе, находился подземный мир. Я нашел и оборудовал холм, напоминающий по форме большие курганы, которые древние кочевники считали священными местами, где они делали подношения «тем, кто жил до них», то есть эльфам, усопшим, «людям курганов», «сказочному народцу», карликам, духам-хранителям местности и страны, коротышам, лилипутам, лесным духам, злокозненным феям и многим другим. По нашей традиции, именно здесь обитают местные духи Земли.

По обе стороны от дверного проема я поставил две крошечные статуэтки гномов, похожих на ниссе. Благодаря моему первому подношению из блестящих серебряных монет, сливок и меда я пообщался с ниссе. Сделав подношение, я рассказал ниссе о том, как рад поселиться по соседству с ними в этом новом для меня месте, что было бы здорово, если бы они познакомили меня с другими представителями тайного народца этого места, что я с удовольствием начал бы с ними общаться. Я оставил своим новым незримым друзьям ветки можжевельника, душистую зубровку, табак и шерстистый терескен, как это принято у индейских предков моей жены и предков первых народов долины Оттавы. Я говорил о том, что мы будем вести себя максимально корректно и доброжелательно, что мы будем рачительно распоряжаться этой землей, а также о нашей надежде на то, что ниссе будут защищать людей на Холме ворона от несчастных случаев и прочих бед. Я рассказал о том, как тела моих предков обратились в прах, питая следующие поколения, растения, леса и животных самой Земли. Я рассказал о том, как мой народ и ниссе преодолели большие расстояния и время, но все мы по-прежнему придерживаемся старых обычаев. Как и ниссе, мы дорожим своей традицией, хотя она больше не является самой большой религией. И это несмотря на превалирование мирских истин над эзотерическими, на нашу слабую материально-техническую базу и отсутствие у нас протекции со стороны сильных мира сего. И пусть нас, язычников, всячески шельмуют и демонизируют, мы отстаиваем свои ценности. И мы умеем быть благодарными.

Остин Лоуренс


Земля жива

Мифы и легенды о фантастических существах и местах встречаются повсюду на Земле. Предания о родине предков мигрировали вместе с людьми, когда они заселяли новые области земного шара, поэтому истории о местных существах и территориях изменяются и заменяются с новыми поколениями. Что касается меня, то я склонна полагать, что эти легенды уходят корнями в некое зерно истины, что где-то в прошлом реальное существо или место вдохновляло народ на создание сказок и верований их культуры. Мне также хотелось бы думать, что через несколько поколений наши потомки будут рассказывать удивительные истории о легендарном Холме ворона, населенном ниссе и духами шумных язычников, которые разбили лагерь неподалеку.

Глава 3

Земля и небожители

Стихия Земли отличается от других стихий (Огня, Воды и Воздуха) тем, что она обожествлялась повсеместно, во всех уголках мира и на протяжении всей истории человечества. Даже в светской среде можно часто услышать термин «Мать-Земля», используемый для описания нашей планеты.



Во всех мифах и историях об архетипе богини Земли встречаются темы сотворения мира, плодородия, рождения, смерти, изобилия и разрушения. Во многих культурах богиня – это Земля, и она взаимодействует с богом неба. Вместе они создают небеса, мир и все живое.


Многие божества Земли неразрывно связаны с земными занятиями: сельским хозяйством, охотой и плодородием. Чтобы обеспечить свое процветание, люди должны были успешно решать насущные задачи. В каждой ранней культуре способы обращения с просьбами к высшим силам и их задабривания стали обязательными в сезонные праздники и в повседневных обычаях. Таинства прорастания семян, рождения потомства, сбора урожая, поиска дичи и выращивания здорового скота приписывались божественному влиянию. Считалось, что у всех этих сторон жизни есть надзирающая матрона и покровительствующие божества, которые решают, кому (чему) быть плодовитым (плодородным).

Одно дело – боги и богини плодородия для обеспечения земледелия и охоты, но гораздо более серьезный вопрос вставал, когда дело касалось плодовитости людей. До появления современной медицины трудные, опасные, а иногда и смертельные роды настоятельно требовали покровительства небожителей. Женщины то и дело умирали при родах. Уровень смертности младенцев был намного выше, чем сейчас. Божеств стихии Земли, таких как славянская Мокошь, просили защитить рожениц. Молитвы и подношения таким защитникам совершались в надежде обеспечить благополучные роды здорового ребенка и скорейшее восстановление матери.

Боги и богини также могут быть связаны с какой-то частью Земли или неким ее свойством. Региональным божествам, таким как Калех из гэльскоязычных частей Британии, приписывают создание всевозможных гор и холмов в этом районе, а также связь со многими курганами и стоячими камнями.

Наш язык также указывает на склонность к родственным отношениям с землей. Когда мы говорим о месте, которое называем родным домом, мы используем такие слова, как «родина» (motherland – «земля матери») и «отечество» (fatherland – «земля отца»), чтобы указать на нашу привязанность к земле. Англию, из которой на наш континент прибыли первые строители США, мы называем метрополией (mother country – «страна матери»).


Анджела Грей – викканская жрица, поэтесса и страстная любительница природы. Она родилась и выросла на северо-западе Северной Америки (канадская территория Юкон), жила в общинах по всей Канаде и установила крепкую связь с Землей.

Воззвание к Калех

(Первые строки декламируйте тихо.)

Я взываю к приносящей бури,Взываю к приносящей морозы,Синеликой колдунье, мешающей варевоВ котле залива Корриврекан.Я взываю к ходящей в серой пелене ночи.

(Начинайте возвышать голос.)

Я взываю к воющему голосу в буре:О разбивающая камни!Катающаяся на волках!Созидающая горы!Ты возносишь молот над головойИ с грохотом опускаешь его на холмы!Калех!Старая как мир!Матерь зимы!Я называю тебя твоими древними именамиВ знак уважения к тебе!

Анджела Грей


Божества Земли

Ала (нигер.). Богиня Земли, связанная с плодородием людей и животных. Ала следит за ростом младенцев в материнском чреве и присматривает за ними по мере их развития. Будучи правительницей подземного мира, она принимает усопших в собственное тело, землю.

Асасе Йаа (зап. – афр.). Богиня Земли, отождествляемая с полями и плодородием земли. Она замужем за Ньяме, богом неба, и является матерью хитроумного божества Ананси. Ее священный день – четверг, день сотворения Земли.

Бес (егип.). Бог-покровитель домашнего хозяйства, деторождения и плодородия. Возможно, нубийского происхождения. Статуи Беса в виде низкорослого, приземистого бородатого карлика древние египтяне использовали для защиты домашнего хозяйства от невзгод.

Велес (слав.). Бог Земли, его также называют Волосом и Владыкой леса. Он предстает перед людьми в образе медведя, но способен превращаться и в других животных. Велес покровительствует диким животным. Будучи воином, он защищает зверей и лес.

Геб (егип.). Бог Земли, также называемый Кебом или Себом. Вместе с женой и сестрой, богиней неба Нут, он произвел на свет Сета, Исиду и Осириса. Он часто изображается в положении лежа, олицетворяя землю, в то время как Нут изгибается над ним. Его священное животное – гусыня, которая, по легенде, снесла огромное яйцо, символизирующее возрождение и обновление. Гебу приписывают создание драгоценных камней и важных минералов, добываемых из земли. Он также является богом рудников и пещер.

Гестия (греч.). Богиня родного дома, домашнего очага. Одна из двенадцати олимпийских божеств. Будучи дочерью Кроноса и Реи, она, предпочитая остаться девственницей, отклонила предложения руки и сердца от Аполлона и Посейдона. Гестия заведует всей семейной жизнью. Ее главным символом является огонь в очаге. Она изящна и скромна, доброжелательна и терпелива. Гестия учит нас вести домашнее хозяйство и привечать гостей. В Риме ее называли Вестой.

Гея (греч.). Богиня Земли, мать всего сотворенного мира и олицетворение планеты Земля. Она вышла из Хаоса и родила Урана, который был олицетворением Неба. Вместе они породили двенадцать Титанов, правивших Вселенной до олимпийцев. Она также была матерью нескольких других отпрысков, в том числе трех мойр (богинь судьбы), гекантонхейров (сторуких), многочисленных мелиад (нимф), циклопов (одноглазых великанов).

Дану (кельт.). Таинственная богиня, породившая Туата Де Дананн, древние племена богини Дану, существ, населявших Ирландию в доисторические времена. О Дану известно очень мало. Она считается богиней Земли, дарующей всю мудрость, знания, изобилие, магию и плодородие своим потомкам и почве.

Деметра (греч.). Богиня плодородия, круговорота жизни и смерти, а также земледелия. Будучи примерной матерью, она спровоцировала голод в Греции, когда отправилась на поиски своей дочери Персефоны, которую похитил и увел в подземный мир Аид. Деметру отождествляют с растительностью и сельскохозяйственными культурами, в первую очередь с зерном. Ее священными животными являются свинья и змея.

Диана (рим.). Богиня охоты, дикой природы, плодородия, женщин и колдовства. Чаще всего Диана предстает перед нами в виде красивой женщины, которая активно охотится с луком и стрелами. Ее сопровождают дикие животные (как правило, олень), и она является хранительницей лесов. Со временем Диана, эволюционировав, превратилась в Лунную богиню. Она родила Арадию, богиню ведьм.

Дионис (греч.). Бог производительных сил природы, вина, растительности и экстаза. Его прозвали «богом виноградной лозы». В Древнем Риме он был известен под именем Вакх. Его родила смертная женщина Семела от великого бога Зевса. Дионис стал последним из богов, прибывших на гору Олимп. Он путешествовал по земле, обучая людей виноделию. Под его влиянием они создавали искусство, литературу и великие оргиастические обряды.

Думузи (шумер.). Бог посевов, урожая и растительности. Его прозвали Пастырем. Думузи связан с круговоротом смерти и возрождения растительности на земле. Сначала он полгода проводит в подземном мире, создавая зиму, а затем полгода – на земле, даруя нам лето.

Идзанами (япон.). Синтоистская богиня (первая женщина) творения и подземного мира. Ее имя переводится как «Приглашающая». Вместе с мужем, богом Идзанаги («Приглашающим»), она создала острова Японии и родила нескольких других синтоистских божеств. В традиционном искусстве их изображают стоящими вместе на мосту между небом и землей, в то время как они взбалтывают воды океана копьем. Согласно мифу о сотворении мира, соль из воды кристаллизовалась на украшенном драгоценными камнями наконечнике этого копья и, упав обратно в океан, образовала острова.

Исида (егип.). Широко известная богиня земли, материнства и плодородия. Она считается образцом идеальной матери, которой должны подражать все женщины. В искусстве ее часто изображают кормящей грудью младенца Гора, которого она родила от Осириса. После смерти Осириса именно слезы Исиды вызвали разлив Нила и принесли плодородие в дельту. Будучи целительницей, она способна излечивать больных и воскрешать мертвых. Из относительно незначительной богини Исида превратилась в одно из самых почитаемых в Египте божеств. Ее влияние росло и со временем распространилось по всей Римской империи и вышло за ее пределы. Исиде поклоняются до сих пор.

Йорд (сканд.). Богиня Земли, считавшаяся великаншей и матерью бога Тора. Ее имя переводится как «Земля».

Калех (кельт.). Известна во всей Шотландии, Ирландии и на острове Мэн как богиня-создательница и приносящая штормы. Считается, что она создает ландшафты из камней, которые носит в своем фартуке. Ее имя переводится как «старица», «старуха» и «женщина под покрывалом». Легенды о ней связаны с таким большим количеством мест Британии, как ни у какого другого кельтского божества.

Кернунн (кельт.) Один из самых любимых богов неоязыческого движения. Этого рогатого бога отождествляют с животными, изобилием, ландшафтами и дикой природой. Об этом божестве известно очень мало, поскольку мы не знаем посвященных ему исторических мифов и историй. Изображения рогатого божества находили в районах Европы, некогда населенных кельтами. Самым известным образцом стало изображение сидящей фигуры, держащей торк (кельтское ожерелье) и змею, в окружении диких животных. Этот рисунок обнаружили в котле из Гундеструпа – большом церемониальном сосуде, который извлекли из торфяного болота в Дании в 1891 году.

Кибела (греч.). Земная богиня природы, пещер, плодородия и гор. Ее называют Матерью богов и часто изображают с леопардами, поскольку считается, что именно это животное взрастило ее, когда она осиротела. Служители Кибелы в Древнем Риме называли эту богиню Великой матерью. Галлы (жрецы), ее неистовые римские служители мужского пола, во время ритуалов кастрировали себя, надевали женскую одежду и устраивали шумные празднества с музыкой, танцами, выпивкой и барабанным боем.

Миеликки (фин.). Богиня лесов. В обмен на похвалу ее красоте охотники получали удачную охоту. Она способна исцелять раненых животных и сыграла главную роль в сотворении медведей. Она, как и ее муж, лесной бог Тапио, умеет превращаться в медведя.

Мокошь (слав.). Почитается как олицетворение сырой матери-земли. Замужем за Перуном, богом сухого неба. Ее связывают с плодородием и деторождением, а также с прядением и ткачеством. Считается, что она может превращаться в камень.

Нертус (герм.). Богиня Земли, почитаемая несколькими племенами, включая англов, которые позже вторглись в Британию. Около 100 года до н. э. римский историк Тацит написал сочинение о ее культе, в котором утверждал, что на острове в Балтийском море стоял храм, посвященный Нертус. Ее статуя будто бы была закрыта покрывалом и установлена на телеге, запряженной коровами. В этой телеге она объезжала общины. Везде, где она гостила, люди устраивали праздник, отложив все оружие и прекратив вражду. По возвращении процессии в храм рабы мыли статую вместе с повозкой в священном озере, после чего невольников топили в качестве жертвоприношения. Тацит считал ее Матерью-Землей.

Пан (греч.). Дикий и неугомонный получеловек-полукозел. Это бог природы, пастбищ, стад, диких лесов и музыки. Пан родился в Аркадии у бога Гермеса и Дриады. Он бродит по диким и уединенным местам, играет на свирели и, преследуя нимф, демонстрирует чудеса сексуальной силы.

Пачамама (Анды). Верховная богиня Мать-Земля, почитаемая индейцами Анд в Перу, Боливии и Аргентине. Будучи создательницей, она покровительствует растениям, животным, плодородию и сельскому хозяйству. Когда ее не уважают, она устраивает землетрясения и прочие разрушения.

Притхиви (индуист.). Богиня Земли, прозванная «Огромной». Ее имя на санскрите означает «Земля». Она замужем за богом неба Дьяусом. Им обоим поклоняются как родителям других богов. Она по-матерински заботлива и отзывчива. Среди имен Притхиви есть такие, как «Кормящая мать», «Мать растений» и «Источник всего». Ей придана корова как священное животное.

Сиф (сканд.). Богиня Земли, связанная с пшеницей, плодородием и семьей. Жена Тора. Славилась своими красивыми длинными золотистыми локонами, которые, как считается в народе, символизируют пшеничные посевы. Когда хитрец Локи отсек ей волосы, ее слезы затопили землю, уничтожив посевы. Тор приказал Локи найти способ заменить волосы Сиф. Тогда Локи отправился в гости к гномам, которые соткали для Сиф парик из пряденой золотой нити, что позволило ей снова помогать людям на полях.

Теллус (рим.). Богиня Земли, также называемая Матерью-Землей. Она отвечала за плодородие, брак и деторождение. Позже ее отождествляли с греческой Кибелой.

Тлальтекутли (ацтек.). Грозная богиня Земли, имя которой переводится как «Дающая и пожирающая жизнь». Это прозвище она получила за свою потребность в кровавых жертвоприношениях. Тлальтекутли, обладающая как женскими, так и мужскими качествами, считается гермафродитом, но чаще изображается в виде женщины.

Умай (тюрк.). Богиня плодородия и детей, сходная с Матерью-Землей. Она присматривает за родами, а также покровительствует домашнему хозяйству.

Шипе-Тотек (ацтек.). Бог плодородия и обновления сельского хозяйства. Его имя переводится как «наш господь с содранной кожей», что указывает на гибель старой растительности и рост новой.

Эпона (кельт.). Богиня плодородия и материнства, тесно связанная с лошадьми. Культ в ее честь заимствовали римские кавалеристы после захвата Британии. Солдаты пронесли этот культ до самого Рима, где были найдены ее святилища. Древние скульптуры часто изображают Эпону сидящей верхом на лошади и держащей корзину с фруктами или рог изобилия.


Установление контакта

Воззвание к сущности для работы с ритуалом или магией обычно происходит одним из двух способов: вы вызываете или призываете их. Эти слова похожи и, как правило, взаимозаменяемы и все же имеют разные значения и дают очень разные результаты. Обе практики проявляют божество в нашем мире, предоставляют ему место на земле, а нам дают возможность взаимодействовать с ними осязаемым, тактильным, физическим способом.



Вызывая сущность, мы приглашаем ее и просим войти в наше тело, позволив ей овладеть нами. Призывая сущность, мы приглашаем ее присутствовать, но не входить в наше тело. Обе практики распространены во многих языческих и колдовских традициях, поэтому полезно понять механику каждого действия.


В круг сущностей, к которым можно воззвать, входят божества, стихиали, духи природы и даже духи дорогих для нас мертвецов или предков.

Прежде чем вы попытаетесь призвать или вызвать сущность, четко определите свою цель. Вот наиболее распространенные причины:

♦ провести ритуал служителей в честь этой конкретной сущности;

♦ попросить ее оказать вам услугу;

♦ чтобы она стала свидетелем вашего ритуала и поддержала и/или наставила вас;

♦ чтобы она помогла вам в какой-то форме гадания;

♦ чтобы она передала сообщения от умершего человека.


Призывание

Для достижения большинства целей лучше всего использовать призывание божества, стихии или духа. Этот прием требует некоторого размышления и подготовки, но такой уровень практики, подготовки или риска, как при вызывании сущности, не является обязательным. Вы можете успешно призвать сущность с помощью одной только речи, но иногда очень важно и полезно добавить некоторые действия ритуального характера, такие как зажигание свечи и подношение.



В качестве подношения вполне подойдет воскурение благовоний. Ароматами могут наслаждаться любые сущности независимо от того, имеют они материальную форму или нет.

Включение в практику этих простых ритуальных действий создает запоминающуюся атмосферу, которая с течением времени закрепляется бесчисленными практикующими. Действия такого рода люди, божества и духи повсеместно считают знаками почитания.

На страницу:
4 из 7