Полная версия
Капитал. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Манифест Коммунистической партии
Те формы кооперации, господство которых в процессе труда мы находим на первых ступенях человеческой культуры, например у охотничьих народов или в земледельческих общинах Индии, покоятся, с одной стороны, на общем владении условиями производства, с другой стороны, на том, что отдельный индивидуум не порвал еще пуповины, связывающей его с племенем или общиной, и спаян с ним столь же тесно, как отдельная пчела с пчелиным ульем. То и другое отличает эти формы кооперации от кооперации капиталистической. Спорадическое (в единичных случаях) применение кооперации в крупном масштабе в античном мире, в Средних веках и современных колониях покоится на отношениях непосредственного господства и подчинения, обыкновенно на рабстве. Напротив, капиталистическая форма кооперации уже с самого начала предполагает свободного наемного рабочего, продающего свою рабочую силу капиталу. Однако исторически она развивается как противоположность крестьянскому хозяйству и самостоятельному ремесленному производству. По отношению к этим формам капиталистическая кооперация выступает не как особая историческая форма
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
Маркс К. Капитал. T. I, II, III. M.: Госиздат, 1923–1925.
2
См. с. 262 наст. изд.
3
Второй том – в 1885 г., а третий, в двух частях, – в 1894 г.
4
Следовательно, это совершенно иная задача, чем та, которую (например, пытается разрешить так называемое «народное издание» («Капитала») Каутского и Экштейна. Последнее ограничивается переводом на немецкий язык иностранных слов и цитат. Далее, оно охватывает лишь первый том на 700 с. большого формата. 2-й и 3-й тома, представляющие гораздо больше трудностей, едва ли поддаются подобной обработке. А если бы это и случилось, то опять-таки оказался бы труд в 2000 с., в который мог бы углубиться только тот, у кого для этой цели очень много времени и много денег.
5
Появились в 1901 г. в издании Жиара и Бриера.
6
Маркс К. Капитал. Т. I. M.: Госиздат, 1924. С. 364.
7
Т. III. Ч. 1. Гл. 1, 2. Т. III. Ч. 2. С. 351–354, 390–394
8
Т. III. Ч. 1. Отд. 1, 2. T. 1. Гл. 4. § 2
9
T. I. Гл. 1, 2
10
Маркс К. К критике политической экономии. М.: ЛКИ/URSS, 2010.
11
Т. 1. Гл. 4. § 3
12
Необходимо читать это место очень внимательно. Г-н д-р права Фридрих Клейнвехтер, королевско-императорский австр. гофрат и профессор Черновицкого университета Франца-Иосифа, понял это так, будто Маркс утверждает, что рабочий в течение каких-нибудь 6 часов производит 10, в чем нуждается для поддержания своей жизни! (см. книгу г-на профессора «Lehrbuch der Nationalökonomie», с. 153). – Примеч. сост.
13
Т. I. Гл. 5
14
Цифры здесь совершенно произвольны.
15
Различие между более сложным и более простым, квалифицированным и неквалифицированным трудом отчасти основывается просто на иллюзиях или по меньшей мере на различиях, которые давным-давно перестали быть реальными и продолжают существовать лишь как традиционные условности; отчасти на более беспомощном положении известных слоев рабочего класса, благодаря чему они не в состоянии, как другие, вынудить оплату своей рабочей силы по ее стоимости. Случайные обстоятельства играют при этом настолько крупную роль, что положение одних и тех же видов труда изменяется. Так, например, где физические силы рабочего класса ослаблены и относительно истощены, как это наблюдается во всех странах с развитым капиталистическим производством, те грубые работы, которые требуют большой мускульной силы, в общем занимают более высокую ступень по сравнению с много более тонкими работами, которые опускаются до ступени простого труда; например, труд (каменщика) в Англии занимает значительно более высокую ступень, чем труд ткачей камчатных тканей. С другой стороны, труд рабочего, стригущего манчестер, хотя он требует большого физического напряжения и, кроме того, нездоров, фигурирует как простой труд. Впрочем, не следует воображать, что так называемый квалифицированный труд занимает количественно значительное место в национальном труде. Ленг вычисляет, что в Англии (и Уэльсе) существование более чем 11 миллионов основывается на простом труде. По вычете одного миллиона аристократов и полутора миллионов пауперов, бродяг, преступников, лиц, живущих проституцией, и т. д. из 18 миллионов, составлявших цифру населения во время появления его работы, останется 4 650 000 душ среднего класса, включая сюда мелких рантье, чиновников, писателей, художников, школьных учителей и т. д. Чтобы получить эти 4 2/3 миллиона, он причисляет к работающей части среднего класса, кроме банкиров и т. д., всех лучше оплачиваемых «фабричных рабочих»! Даже и каменщики попадают в категорию «квалифицированных рабочих». После этого у него остаются упомянутые 11 миллионов (Laing S. National Distress etc. London, 1844). «Большой класс, который ничего не может дать в обмен на пищу, кроме простого труда, составляет главную массу народа» (Милль Дж. Колония // Прибавление к Британской энциклопедии, 1831).
16
Т. I. Гл. 6, 7. Т. III. Ч. 1. Гл. 8–10. Т. II. Гл. 8
17
Т. III. Ч. 1. Гл. 1.
18
Все цифры взяты лишь для примера. Можно с таким же успехом взять 1180 миллионов.
19
Т. III. Ч. 1. Гл. 9
20
Так мы будем называть те цены, которые получатся, если к издержкам производства капиталиста присоединить среднюю прибыль.
21
В действительности, конечно, цена блуз должна быть гораздо выше. Мы приняли во внимание лишь ту часть капитала, которая требуется для закупки льна.
22
T. I. Гл. 8–10
23
[T. I. Гл. 11]