Полная версия
Социокультурный анализ христианства: история и современная интерпретация нравственности
Современное христианство – это не религиозное самоопределение однородного социума, не наследие предков, «всасываемое с молоком матери» потомками, но скорее вера миссионеров и обращенных; и в этой ситуации христианству может помочь память о его первых шагах – в пространстве между этносами и культурами.
Новым фактором в жизни христианства XX столетия является экуменическое движение за воссоединение христиан различных вероисповеданий. Оно обусловлено ситуацией христианства как веры, заново предлагающей себя нехристианскому миру; человек, в акте личного выбора становящийся христианином, все реже наследует навыки конфессиональной культуры своих предков, но зато и взаимные счеты конфессий, уходящие в века, становятся для него все менее актуальными. Популярный английский христианский писатель К. С. Льюис написал книгу с характерным заглавием «Просто христианство»; заглавие это удачно выражает потребность эпохи в постановке вопроса о существенной сердцевине христианского учения, просматриваемой сквозь все частные особенности того или иного исторического типа. Очевидна содержащаяся в таком умонастроении опасность упрощения и обеднения. Но определенная мера упрощения становится адекватным ответом на жесткую реальность радикального вызова, брошенного христианству и тоталитаризмом, и секуляристским релятивизмом. Многообразие богословских позиций на глубине сменяется делением на двое – за или против Христа. Христиане различных конфессий, находившие друг друга как товарищи по судьбе в сталинских и гитлеровских лагерях, – вот самый глубокий «экуменический» опыт века. Одновременно интеллектуальная честность, отнюдь не принуждая к отказу от вероучительных убеждений, обязывает видеть в реальной истории и жизни разных конфессий, с одной стороны, по известно формуле Бердяева, печальное «недостоинство христиан», контрастирующее с «достоинством христианства», с другой стороны, дела искренней любви к Богу и окружающему миру.
Экуменическое движение дало выражение этим внутренним сдвигам. Инициатива в этом движении принадлежала протестантским деноминациям (Эдинбургская конференция 1910); с православной стороны она была поддержана в 1920 посланием Константинопольского патриарха, обращенным ко всем Церквам и призвавшим их к общению и сотрудничеству. В 1948 был создан Всемирный совет церквей (ВСЦ), объединивший важнейшие протестантские деноминации и ряд православных поместных церквей, с 1961 участие в его работе принимает Московская патриархия, а также наблюдатели от Ватикана. В1965 папой Павлом VI и патриархом Афинагором было объявлено об отмене взаимных анафем между католическим Римом и православным Константинополем.
Как было отмечено выше, в начале IV в. н.э. александрийский пресвитер Арий выдвинул идею подчиненности Иисуса Христа Богу-отцу. В 20-30-х гг. V в. эта идея нашла выражение в учении константинопольского патриарха Нестория (428—431) о единстве человеческой сущности Христа, ставшего лишь в ходе своей деятельности Мессией. В 431 г. учение Нестория было объявлено еретическим. Возникла первая восточная древнехристианская церковь- несторианская. В настоящее время несторианство исповедуют малабарская церковь Индии и ассирийская церковь.
В 40-50-х гг. и V в. появилась монофиситская церковь. Ее основателен был константинопольский архимандрит Евтнхий (умер в 454 г.). Поддержанный влиятельной александрийской патриархией, Евтихий утверждал, что Христос – Бог, отрицал его человеческую сущность. Это учение было объявлено ересью на Соборе 451 г. В настоящее время монофиситство исповедуют коптская церковь в Египте, эфиопская церковь, армяно-григорианская церковь, сирийская яковитская церковь. Было обоснована идея, которая объединяла эти две крайности. Ортодоксальный, православный было признано учение о двойной сущности Христа. Он был объявлен богочеловеком и данная теория в общем господствует в религиозной литературе православной России.
Главный вопросом, вокруг которого разгорелись страсти, был вопрос о Филиокве (похождении Духа Святого от Бога-сына). Константинополь, центр восточного христианства, считал, что Дух Святой может исходить только от Бога-отца. Рим – центр западного христианства, приписывал аналогичные функции Богу-сыну. В этом споре проявляется противоречие души и разума. Для православия в религии Иисуса главным становится духовная сфера, поиск возможностей духовного совершенства личности. Для Римской, католической церкви постепенно главенствующим становится рациональное понимание и толкование учения Иисуса. Таким образом, для Запада открываются возможности очеловечения христианства, когда те или иные теоретические положения начинают пользоваться для защиты интересов самих церковников, класса богачей и власть держащих. Хотя необходимо добавить, что и православие показало возможность адаптироваться изменению социально-политической обстановки, будь то времена Петра Великого, будь период большевизма в России.
Формирование православия произошло в IV – V111 вв., организационная самостоятельность была оформлена в ходе раскола 1054 г. Православие сложилось в восточной части бывшей Римской империи (Византии). Замедленные темпы развития феодальных отношений в Византии наложили отпечаток на религиозную жизнь, веками пребывавшую в состоянии застоя, при которой верность традиционным формам вероучения и обрядности воспринимались как один из важнейших показателей православия. Сильная императорская власть, поднявшая под себя власть православных иерархов, и децентрализация церковного управления, – вот главные социальные особенности православия. На основе четырех равнозначных религиозных центров (Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим) в Византийской империи образовались четыре самостоятельных православных церкви, возглавляемых патриархами.
К началу 90-х гг. XX в. число таких церквей достигло 19: 15 их них имеют статус автокефальных, 4 – автономных (последняя по времени автономизации – Украинская православная церковь получившая свой статус на Соборе 1990 г.). Все православные церкви связаны общностью вероучения, основных норм церковной жизни (канонов) и важнейших обрядов.
Православное вероучение базируется на двух основаниях: священной писании (Библии) и священном предании (решения 1—7 вселенско-поместных Соборов IV – VIII вв.; труды крупнейших церковных авторитетов того времени – «отцов церкви» – И. Златоуста, В. Великого, Г. Назианзина и т.п.). Главные положения этого вероучения (догматы) изложены в 12 параграфах (членах) Символа веры. Все догматы православие считает богоданными и не подлежащими никаким изменениям.
Православие признает 7 таинств (главных культовых обрядов), являющихся первоосновой культа. Все они имеют специфические, характерные только для православия, отличия. Крещение проводится путем погружения младенцев в воду; миропомазание совершают вслед за крещением; причащают хлебом и виной всех.
Центр культовой деятельности православия – храм, здание которого ориентировано с востока на запад и разделено на 3 части: алтарь, собственно храм и притвор. В алтарь, отгороженный от остальных частей храма иконостасам, могут входить лица мужского пола.
Важную роль в православии играет культ святых. Характерно для православия почитание икон, особые почести воздаются кресту. Главный праздник в Православии – Пасха (вознесение Иисуса Христа). За ней следуют 12 великих праздников: 8 из них посвящены Христу (Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение, Преображение, Вознесение, Вход Господень в Иерусалим, Троица и Воздвижение креста Господня); 4 – Богородице (Рождества Богородицы, Введение во Храм, Благовещение и Успение). Много в православии праздников, посвященных различным моментам библейской и церковной истории, а также святым всех рангов. Главная опора православной церкви – монашество. Имеются мужские монастыри и женские (отдельно с VII в.). Монахини к священнической деятельности не допускаются.
Начало утверждения православия на Руси в качестве государственной религии было положено киевский князей Владимиром Святославичем, по просьбе которого в 988 г. византийское духовенство крестило жителей столицы Древнерусского государства – г. Киева. Христианизация древнерусского общества, начатая этим актом и продолжавшаяся несколько столетий, была вызвана потребностями складывавшегося феодального строя, который нуждался для своего укрепления в соответствующей идеологии.
Созданная русская православная церковь, возглавляемая митрополитом Киевским и всея Руси, длительное время была в религиозной зависимости от Византии. Так, в X – XIII вв. из 23 митрополитов Руси, лишь 3 были русичами по происхождению (Илларион (1051—1054); Клин Смолятмч (1147—1149; 1151—1155,1158); Кирилл II (1247—1281). Лишь в 1448 г. она обрела авто- кефалию, ее глава с титулом митрополита Московского и всея Руси стал избираться поместным Собором. С 1589 г. русскую православную церковь возглавляет патриарх Московский и всея Руси, занимающий в иерархии православных патриархов почетное пятое место, непосредственно за четырьмя древними восточными патриархами.
Морально – нравственные ценности православия жизнедеятельности россиян в средние века отражены в «Домострое» – сборнике правил поведения личности. Здесь даются советы, какими должны быть отношения между христианином и священнослужителем.
«Следует знать, как почитать отца своего духовного. Приискать отца духовного доброго, боголюбивого и благоразумного, и рассудительного, а не потаковщика, пьяницу, не сребролюбца. Следует такого почитать и повиноваться ему во всем, каяться перед ним со слезами, исповедуя грехи свои без стыда, и наставления его соблюдать. Призывать же его в дом часто и поучение его с признательностью принимать. И бейте челом ему низко, и давайте ему приношения от своих трудов по возможности; и советуйтесь с ним почаще»13. Источник доносит до нас сведение о том, что в средние века на Руси были иные взаимоотношения между пастырями и стадом, чем они представляются сейчас. Главное, не было духовного деления в жизнедеятельности священников и верующих. Перед нами советы по налаживанию плодотворной деятельности по совершенствованию благочестия. Принципиальная мысль авторов «Домостроя» – формирование полного доверия христианами своим духовным отцам.
Документ наставляет отцов, которые хотят правильно воспитывать своих сыновей. Советуется наказывать сына своего в юности его, так как это успокоит тебя в старости твоей. Не жалея необходимо бить ребенка, если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. «Не улыбайся ему играя: в малом послабишь – в большом пострадаешь. Не дай ему воли в юности, но сокруши ему ребра, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой, и разорением дома, погибелью имущества, и насмешкой врагов»14.
Далее составители «Домостроя» наставляют мужей, как необходимо относится к своим женам. Мужья должны учить свою жену, как Богу угодить и к мужу своему приноровиться, как свой дом лучше устроить и всякий домашний порядок знать. Следует также мужьям поучать жен своих с любовью и примерным наставлением. То есть по отношению к женам авторы источника советует использовать заветы Иисуса: Любовь и Наставление. Жены мужей своих вопрошают о том, как Богу и мужу угодить и дом свой устроить, а что муж накажет, исполнять и иметь страх Божий и пребывать в телесной чистоте. Поднявшись с постели, умывшись и помолясь, женкам и девкам работу указать на день, сама бы хозяйка знала, как муку сеять, квашню затворить, как хлебы испечь, а также калачи и пироги, да знала бы, сколько чего получится из осьмины или из решета, меру знать во всем. «А еду мясную и рыбную, всякие пироги и блины, всякие каши и кисели, – все бы сама хозяйка умела, чтобы и всех слуг научить. Когда же хлебы пекут, тогда и одежду стирают, так и дровам неубыточно, но нужно приглядывать, как нарядные рубашки стирают и лучшую одежду и сколько мыла идет и золы, да хорошо и постирать, прокипятить, выполоскать и высушить и разгладить и скатерти, и платки, и полотенца, и счет всему самой знать, а ветхое осторожно бы залатали, все сироткам сгодится. Когда хлебы пекут, того же теста велеть отложить и пироги начинить в скоромные дни со скоромною начинкой, а в постные дни с кашей или с горохом, или со сладким, или грибы, или рыжики, или капусту, – что Бог подаст, все семье в утешенье. Такая хозяйка домовитая и умелая»15
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Якупов М. Т., Нуриахметов М. А. Нравственность ислама как альтернатива самоуничтожения техногенной цивилизации.
2
Бердяев Н. А. Философия свободного духа // Диалектика божественного и человеческого. М: ФОЛИО, 2003. -С.34. С.15—340.
3
Дэвид Гудинг. Окно в рай. М., 1993.– С. 4.
4
Возникновение христианства. – URL: https://infopedia.su/17xf7f5.html
5
История религий. Уфа, 1996.– С. 16.
6
Происхождение и сущность иудаизма. – URL: https://yandex.ru/search/?text=В+621+г.+до+н.+э.
7
Там же.
8
Христианство. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averincev/sofija-logos-slovar/200
9
Иерархия Руской Православной церкви. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/tserkovnyj-protokol/3
10
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. М., 2000.– С. 219.
11
Аверинцев С. С. София. Логос. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averincev/sofija-logos-slov
12
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.– С. 264.
13
Домострой // Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI в. М., 1985.– С. 85.
14
Там же, С. 107.
15
Там же, С. 121.