Полная версия
Литературная Москва. Домовая книга русской словесности, или 8000 адресов прозаиков, поэтов и критиков (XVIII—XXI вв.). Том II
Вячеслав Недошивин
Литературная Москва
Домовая книга русской словесности, или 8000 адресов прозаиков, поэтов и критиков (XVIII–XXI вв.). Том II
© Вячеслав Недошивин, текст, 2022
© ООО «Издательство АСТ», 2022
* * *Сколько замечательных домов в Москве! Какие удивительные вести писательских биографий могут вам рассказать эти тихие мезонины арбатских переулков, дворовые крылечки деревянного Замоскворечья или шумные подъезды Петровки и Дмитровки. Сколько наслоений эпох подчас на одной улице или в одном доме! Какая красноречивая геология человеческих дум, мечтаний, трудов! Как часто здесь творец и прототип его героя живут рядом, ходят друг к другу в гости, пьют чай и обсуждают последние европейские новости.
Когда мы заходим в эти квартиры, поднимаемся по тем же лестницам, по которым проходили на прогулку, спешили в журналы или на дружеское свидание любимые наши авторы, мы как бы вступаем в самые тайники психологии их творчества, мы посещаем места, где зарождались те идеи и образы, которые формировали нашу юность, которые обогащали наше зрелое сознание мечтами, которые учили нас понимать и любить свою великую Родину.
Борис Земенков,поэт, литератор, художник, москвоведВведение
Литературной карты Москвы, сводной «каменной летописи» русской словесности столицы за последние четыре века, увы, пока не существует. Есть разрозненные многочисленные сведения о домах Москвы, где жили поэты, писатели, критики и литературоведы, есть справочники о литературных сообществах и знаменитых салонах, есть путеводители по местам жительства наших знаменитых соотечественников, есть энциклопедии по общей истории города, наконец, есть всевозможные каталоги и так называемые бедекеры для бесчисленных туристов и зевак, посещающих Москву.
Но не было, увы, и нет даже попыток собрать под одной обложкой все, что связывает великий город с великой русской литературой, все сведения о сохранившихся и не сохранившихся домах, в которых жили и творили незабываемые в истории русского слова гении, таланты, блестящие критики и литературоведы, просветители и яркие мемуаристы.
Известно: в Москве родились и жили А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, И. А. Крылов, М. Ю. Лермонтов, А. И. Герцен, Ф. М. Достоевский, А. Н. Островский, здесь писали свои нетленные произведения Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. М. Горький, А. И. Куприн, И. А. Бунин, В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, С. А. Есенин и сотни, тысячи других мастеров слова, сцены, а позже – экрана и телеэфира. Но где они жили, в каких домах останавливались, где ложились на бумагу их стихи и романы, где собирались они на свои посиделки и чтения, наконец, где жили герои их произведений – прототипы и прообразы?
В этом смысле этот том – уникален. Это первый опыт сведения воедино всех фактов жизни и творчества русских писателей за четыре века, включая нынешний, и сохранившихся и даже утраченных зданий, в которых они жили. Это первая попытка создания общей литературно-градоведческой энциклопедии и – желание, образно говоря, вскрыть напластования истории, каменную и кирпичную кладку домов, геологические слои, где под плиткой, асфальтом и древними деревянными тротуарами Москвы сохранились следы наших великих земляков. Геология и картография Литературы – вот что такое представленная на суд читателя работа.
Интересна ли она широкому кругу читателей? Да, если листающий ее человек влюблен в литературу. Книга эта для путешественников, бродяг, туристов и просто зевак. Она для тех, кто хотел бы знать, где был написан известный с младенчества каждому стих «В лесу родилась елочка», где учился Державин, взошло солнце Пушкина и от какого порога сохранившегося доныне дома отправился на гибель – в последний путь на Кавказ Михаил Лермонтов. Она для тех, кто готов зачарованно бродить от дома к дому, искать в Ермолаевском переулке дом, где Пушкина вызвали на дуэль, к счастью не состоявшуюся, постоять у дверей жилища, где умирал от бедности великий «космист» Николай Федоров, или заглянуть в окна первого этажа, где в узкой комнатке в разные годы – и не зная про это – жили великие Цветаева и Ахматова. Но, помимо этого, книга эта, как справочное издание, своей прикладной «социологической ролью» в литературе, несомненно, будет полезна для историков нашей словесности, для литературоведов и даже для тех из них, кто узко занимается творчеством того или иного писателя, филолога, слависта. При внимательном, глубоком подходе к представленному в ней материалу она таит в себе, думается, и новые открытия в науке о словесности: в топонимике ее, в зарождении литературных направлений и манифестаций, в исследовании истории всевозможных творческих союзов, обществ, «товариществ писателей» (не говоря уже о «салонах» и «кружках» литераторов), наконец – в изучении связей и влияний на творчество литераторов бесчисленного множества московских газет и журналов, чьи адреса в Атласе также приводятся.
Книга эта писалась всю жизнь. Не по страницам писалась, не по абзацам даже – по строчке с номером дома, названием улицы и именем писателя. По мимоходному упоминанию адреса (иногда и вовсе случайному) в литературных мемуарах, примечаниях к научным трудам, комментариях к письмам писателей, перечислению в исторических словарях и адресных книгах, в архитектурных энциклопедиях и краеведческой литературе. А иногда и просто «по прописке» в рукописных домовых книгах, чудом сохранившихся в архивах. Короче, за этим Атласом в прямом смысле – десятилетия дотошного и кропотливого поиска литературных адресов, установления именитых и «безымянных» домов (на которых пока нет мемориальных досок), проверки в реальности их сохранности или утраченности. За ним, за этим по сути справочником, тысячи выписок, сличения мемуаров и дневников очевидцев, попыток установить местонахождение салонов, журфиксов, «посиделок» – всех тех бесчисленных «вторников», «четвергов» и «пятниц», на которые с XVIII века сходились в Москве поэты, прозаики, драматурги и публицисты. И ведь какие имена сходились и сколько: от Кантемира, Тредиаковского и Державина до Гоголя, Достоевского, Цветаевой, Платонова, до наших современников – Окуджавы, Битова, Довлатова и Бродского.
«Я уверен, – заметил как-то Константин Паустовский, – что если бы восстановить во всей полноте историю какого-либо дома, проследить жизнь его обитателей, узнать их характеры, описать события, какие в этом доме происходили, получился бы социальный роман, может быть более значительный, чем романы Бальзака…»
Восстановить историю «во всей полноте», да еще не одного, а тысяч зданий, задача непосильная даже для научных коллективов. Но перечислить дома, где в разные эпохи жили великие поэты и прозаики, включая наших современников, тех, кто «ушел» от нас буквально вчера, где снимали они «углы», останавливались на несколько месяцев или даже дней, куда и откуда они переезжали, – это цель хоть и трудоемкая, но, мнится мне, выполнимая. Более того, здесь, в отличие от просто путеводителей, сделана попытка, помимо перечисления адресов, установить также и тех, кто приходил, навещал в названных домах писателей, кто принимал участие в вечерах, литературных собраниях, домашних чтениях и концертах. Причем в перечни гостей главных фигурантов Атласа (в тексте они выделены полужирным шрифтом) мною были включены лишь те имена, которые в этом качестве упоминались в исторических источниках. Велик был соблазн, сообщая о том или ином адресе Пушкина или Блока, Толстого или Чехова, тут же написать, что в их домах бывали все близкие им великие современники. Более того, возможно, так и было. Но я, составляя своеобразную картотеку этих домов, старался избегать подобного своеволия и включил в Атлас только тех, про которых встречал упоминание в мемуарной литературе, в переписке, в специальных исследованиях. Но зато, остановившись у того или иного дома, вы можете быть в точности уверены, кто конкретно входил в этом дом, стучал или звонил в эти двери, смотрел в эти окна. Только имена, только даты жизни здесь того или иного литератора и фамилии посещавших его великих, выдающихся и просто знаменитых людей.
Назначение данного Атласа, конечно, градоведческое, и цель его умещается в два слова: «литературная топография» Москвы. Слово «Атлас» в применении к градоведению, как я говорил уже в первом томе этого издания – не моя придумка (см., например, Атлас Н.Цылова, выпущенный в 1849 г., или «Атлас Москвы» Хотева, опубликованный в 1852 г.). Впрочем, цель его составления можно уместить и в одно слово – «путеводитель» – карманная книжечка либо электронный вариант ее, заложенный в ваш мобильный телефон, в айпад или айфон.
Готовя к изданию эту книгу, я, экономии ради, счел необходимым не включать в основной список и вынести в одно из приложений к Атласу краткое перечисление адресов и без того известных литературных музеев, всевозможных мемориальных квартир и домов (Приложение № 1). В еще одном приложении к Атласу (Приложение № 2) представлен своеобразный «именной список» адресов, по которым в разные годы жили наиболее знаменитые русские писатели, своеобразный персональный «адресатник» Пушкина, Тургенева, Бунина или Цветаевой. Ведь не исключено, что кто-то из читателей, особенно специалистов, захочет просто «пройтись» по адресам любимого Тютчева или не так давно ушедшей от нас Ахматовой.
Наконец, составной частью книги, занявшей почти треть ее, стал Указатель имен и адресов (Приложение № 3), в котором в хронологическом порядке приводятся все адреса (в том числе и не перечисленные в основном тексте) всех персоналий. И если в основном тексте Атласа указывается один или два сохранившихся, как правило, дома того или иного литератора, то уже в Указателе перечисляются (по годам жизни писателя) все найденные на сегодняшний день адреса, по которым он жил в течение жизни.
Говоря о заложенных принципах построения Атласа, должен сказать: все переулки, улицы и проспекты приведены в книге в последних современных наименованиях. Названия улиц даны в алфавитном порядке, как и в любом словаре. Учтены также исторические изменения в нумерации того или иного дома на той или иной улице. А в Указателе, также в алфавитном порядке, приведены сначала фамилии и даты жизни персоналий и по годам – их адреса. Причем те адреса Указателя, которые приводятся в основном списке, для удобства пользования выделены полужирным шрифтом.
И последнее. Вы, купившие эту книгу, можете, если сочтете необходимым, стать моим соавтором, дополнив справочник адресами поэтов и писателей, живших в Москве в разные эпохи. Дополненные короткой ссылкой на источники, вы можете присылать их либо в издательство, либо автору. Единственное условие: имя поэта или писателя, жившего по присланному вами адресу, должно быть известно и значимо для русской литературы. Мы же в свою очередь в следующих изданиях Атласа постараемся включить имена добровольных помощников в отдельный список соавторов путеводителя. Вместе с вами мы действительно «пройдем» литературную Москву вдоль и поперек! И – может статься! – именно это не только убережет «каменную летопись» литературы от дальнейшего разрушения или исчезновения, но и поможет городским властям, да и всем нам, украсить фасады наиболее знаменитых, но пока безымянных домов мемориальными и памятными досками. Я, по крайней мере, очень надеюсь на это.
А теперь что ж – просто в путь! Приятных вам прогулок, изысканий и открытий!
ОСНОВНЫЕ УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:
Заглавные буквы (выделенные полужирным шрифтом) обозначают:
Ж. – в доме жил, жили.
Б. – в доме был (бывали).
В. – в доме выступали (читали стихи, прозу, делали доклады, ставили спектакли).
Д. – в доме дебютировали (выступали впервые).
Строчные буквы (в скобках) обозначают:
с. – дом сохранился.
с. п. – сохранился, но позднее перестроен.
с. н. – сохранился, но надстроен.
н. с. – не сохранился.
мем. доска – дом отмечен мемориальной доской.
Наконец, взятые в скобки слова (Сп. Д.Б.) обозначают в Указателе ссылки на неопубликованный пока список адресов всех знаменитых москвичей, составленный москвоведом Дмитрием Иосифовичем Бондаренко, за которые автор благодарит его.
Остальные источники сведений о домах и адресах, ввиду их многочисленности, автором не указываются, ибо помимо энциклопедий, указателей «Вся Москва» и справочников Союза писателей (за разные годы) многие адреса были позаимствованы из десятков путеводителей и, без преувеличения, сотен биографических книг, записок, мемуаров и опубликованной переписки литераторов за четыре века. В связи с этим, кстати, подчеркну в заключение, в Атласе, вполне возможно, внимательный читатель может встретить и ошибки составителя. При таком объеме материала – фамилий и имен писателей, дат их жизни и творчества, названий улиц, номеров домов и пр. – неточности неизбежны.
Но, надеюсь, они не больше того одного процента ошибочных сведений, который считается допустимым даже в академических энциклопедиях.
А
От Абельмановской до Аэропортовской улицы
Абельмановская ул., 7, стар. нумерация – 3/9 (с.) – Ж. – с 1948 по 1986 гг. – филолог-русист, зав. кафедрой стилистики факультета журналистики МГУ и председатель Попечительского совета музея Л. Н. Толстого (своего прадеда) – Илья Владимирович Толстой. И в этом же доме с 1948 г. жил детский прозаик, гл. редактор газеты «Пионерская правда» (1945–1947) и автор повести «Павлик Морозов» Виталий Георгиевич Губарев. Губарев больше известен как автор «Королевства кривых зеркал».
Авиамоторная ул. 49/1 (с.) – Ж. – в 1932–1937 г. – поэт, драматург, сценарист, автор песни «Полюшко-поле» и фильмов «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», лауреат Сталинских премий (1942 и посмертно – 1946 гг.) – Виктор Михайлович Гусев. В этом же доме жили: в 1930-е гг. детская писательница (книги о Ленине) Мария Павловна Прилежаева и в 1930–1960 гг. – поэт, переводчик, автор песен «Ласточка-касаточка» и «Несокрушимая и легендарная» Осип Яковлевич Колычёв (наст. фам. Сиркес) – прототип поэта Ляписа-Трубецкого в романе «12 стульев» И.Ильфа и Е.Петрова.
Авиационная ул., 40 (н.с.) – Ж. – в 1930 г. – поэт, прозаик, драматург, киносценарист и публицист Андрей Платонович Платонов (наст. фам. Климентов) с женой Марией Александровной Платоновой (урожд. Кашинцевой). Это один из 7 московских адресов писателя (Приложение № 2 – Адреса великих русских писателей по годам их жизни). Здесь А. П. Платонов пытался напечатать уже написанные повесть «Котлован» и роман «Чевенгур» и пишет повесть «Впрок» (1931), про которую И. В. Сталин, отзываясь об авторе, скажет: «Талантливый писатель, но сволочь».
Автозаводская ул., 5 (с.) – Ж. – в 1956–1982 гг. – историк, мемуарист, правозащитник Петр Ионович Якир (сын расстрелянного командарма И. Э. Якира). В 1937–1942 и 1944–1952, а также в 1972–1974 гг. находился в заключении. Погиб в результате несчастного случая. Здесь собирались диссиденты и здесь была организована первая в стране «Инициативная группа защиты прав человека в СССР». И в этом же доме до 2010-х гг. жил женатый на дочери П. И. Якира, Ирине Петровне Якир, – поэт, драматург, бард, актер и правозащитник, лауреат премии «Поэт» (2015), автор более 400 песен, десятков пьес и книг, а также песен к фильмам «Бумбараш», «Обыкновенное чудо» и др. (совмест. с Г.Гладковым, В.Дашкевичем и А.Рыбниковым) – Юлий Черсанович Ким.
Акад. Арцимовича ул., 12, корп. 1 (с.) – Ж. – с 1981 по 1999 г. – поэт, лауреат Госпремии России (1992) – Николай Иванович Тряпкин. «В линии Кольцов – Есенин, поэтов народного лада, Тряпкин – последний русский поэт, – написал о нем поэт Юрий Кузнецов. – Трудно и даже невозможно в будущем ожидать появления поэта подобной народной стихии…»
Акад. Варги ул., 40 (с.) – Ж. – в 1981–2002 гг. – языковед, славист, лексикограф, академик АН РФ (1992), гл. редактор журн. «Вопросы языкознания» (1996–2002) и председатель Национального комитета славистов России – Олег Николаевич Трубачёв.
Акад. Волгина ул., 7 (с.) – Ж. – с 1960-х гг. по 2008 г. – прозаик, философ, литературовед и эстетик Георгий Дмитриевич Гачев, его жена – литературовед, прозаик и мемуаристка Светлана Григорьевна Семёнова и их дочери – Анастасия (литературовед) и Лариса (художница). Здесь, помимо десятков книг («Ментальность народов мира», «Русский Эрос», «Евразия», «Семейная комедия» и др.), Г. Д. Гачевым написана фундаментальная работа «Национальные образы мира». Выйдя из этого дома, где жил последние двадцать лет, и отправившись на дачу в Переделкино, 23 марта 2008 г. Георгий Дмитриевич был насмерть сбит электричкой.
Акад. Волгина ул., 13 (с.) – Ж. – в 1964–1980 гг. – историк, пушкинист, москвовед, физик (автор книг: «Из истории московских переулков», «Москва. Утраты», «По землям московских сел и слобод», «В поисках пушкинской Москвы», «Переулки старой Москвы» и др.) – Сергей Константинович Романюк. В этом же доме в 1967–1993 гг. жила литературовед, пушкинистка и москвовед, одна из организаторов Пушкинского музея на Арбате – Нина Моисеевна Волович.
Акад. Волгина ул., 15 (с.) – Ж – с 1971 по 2007 г. – публицист, социолог, философ, основатель «Института общественного мнения» (1960–1967) при газете «Комс. правда», создатель и руководитель (1989–2007) Службы изучения общественного мнения «Vox Populi» – Борис Андреевич Грушин.
Акад. Волгина ул., 19 (с.) – Ж. – с 1971 по 1998 г. – поэт, прозаик, литературовед, переводчик и мемуарист Валентин Дмитриевич Берестов и его жена – художница и прозаик Татьяна Ивановна Александрова. Здесь по «средам» собирались на литературные вечера молодые прозаики и поэты. Б. – Э. Н. Успенский, Н. Н. Матвеева, О. Н. Хлебников, А. Ю. Чернов и мн. др. Ныне существует «Литературный музей В. Д. Берестова», расположенный в одной из школ г. Москвы (ул. Седова, 4, корп. 1).
Акад. Волгина ул., 25 (с.) – Ж. – с 1969 по 2007 г. – поэт, художник, скульптор, лидер московского литературного авангарда Дмитрий Александрович Пригов.
Акад. Глушко ул., 6 (с.) – Ж. – до 2007 г. – поэт, переводчик, гл. редактор изд-ва «Ультра. Культура» (2003–2007), автор песен «Скованные одной цепью», «Я хочу быть с тобой», а также переводов произведений М.Уэльбека, Т.Стоппарда, Дж. Балларда, У.Берроуза и др. – Илья Валерьевич Кормильцев.
Акад. Зелинского ул., 38 (с.) – Ж. – в 1993–2010 гг. – литератор, журналист, секретарь правления СП СССР (1986–1991), председатель Крестьянской партии России (1991–1999) – Юрий Дмитриевич Черниченко. В этом же доме жил с 1993 по 2017 г. – публицист, математик, академик (1991), лауреат Ленинской премии (1959), диссидент, автор статей «Обособление или сближение?» и «Есть ли у России будущее?», эссе «Русофобия» – Игорь Ростиславович Шафаревич.
Акад. Ильюшина ул., 4, корп 1. (с.) – Ж. – с 1980-х гг. до 2013 г. – драматург, сценарист (фильмы «Стучись в любую дверь», «Ох уж эта Настя!», «Четвертая высота» и др.) – Валентина Ивановна Спирина.
Акад. Комарова ул., 2, стр. 1 (с.) – в этом 3-х эт. здании находилось закрытое научное учреждение (так называемая «Марфинская шарашка»), где трудились ученые-заключенные. С 1947 по 1950 г. здесь работал арестованный поэт, прозаик и публицист Александр Исаевич Солженицын, будущий лауреат Нобелевской премии по литературе (все адреса – Приложение № 2). В этом же доме находился в заключении будущий литератор, переводчик и мемуарист Лев Зиновьевич Копелев. Жизнь в этом здании изображена А. И. Солженицыным в романе «В круге первом». Отсюда его архив и рукописи произведений выносила «по частям» Анна Исаева (в романе – лейтенант МГБ Серафима Витальевна). Писатель найдет ее после освобождения в ее доме на Бол. Серпуховской, 24/21, стр. 2.
Акад. Королева ул., 3 (с.) – Ж. – в 1966–2001 гг. – драматург, сценарист (сценарии фильмов «Друг мой, Колька!», при участии С. А. Ермолинского, «Иван да Марья», «Безымянная звезда» и др.), гл. редактор детского юмористического киножурнала «Ералаш» (1974–2001) – Александр Григорьевич Хмелик.
Акад. Королева ул., 8 корп. 1 (с.) – Ж. – в 1990–2015 гг. – журналист, издатель, учредитель и гл. редактор газеты «Иностранец» (1993–2006) – Илья Борисович Вайс.
Акад. Королева ул., 9, корп. 1 (с.) – Ж. – в 1992–2003 гг. – прозаик, журналист (обозреватель «Комс. правды»), сценарист и мемуарист, автор книг «Королев. Факты и мифы» и «Заметки вашего современника» – Ярослав Кириллович Голованов.
Акад. Миллионщикова ул., 11 и д. 15 (с.) – Ж. – в 1973–1982 и в 1987–2011 гг. – прозаик, публицист, мемуарист и правозащитник (с 1967 по 1973 и с 1982 по 1987 г. находился в заключении), гл. редактор журн. «Москва» (1992–2011), автор романов «Третья правда», «Реванш истории» и др. – Леонид Иванович Бородин.
Акад. Пилюгина ул., 8, корп. 1 (с.) – Ж. – в 1983–2005 гг. – языковед, русист, директор НИИ преподавания русского языка, гл. редактор журн. «Русский язык в школе» и один из авторов и гл. редактор «Этимологического словаря», лауреат Госпремии СССР (1984) – Николай Максимович Шанский.
Акад. Пилюгина ул., 12, корп. 1 (с.) – Ж. – с 1966 по 1982 г. – художник, график, иллюстратор, переводчик, военный журналист, гл. художник изд-ва «Детская литература», иллюстратор «Василия Теркина» А. Т. Твардовского и внук поэта К. Д. Бальмонта – Иван Львович Бруни.
Акад. Пилюгина ул., 14, корп. 1 (с.) – Ж. – с 1983 по 2000 г. – литературовед, востоковед, критик, дипломат (постоянный представитель СССР в Совете Безопасности ООН – 1963–1968), гл. редактор журн. «Иностранная литература» (1970–1988), секретарь правления СП СССР – Николай Трофимович Федоренко. В этом же доме жил в 1990-е гг. – актер, народный артист РФ (2006), режиссер театра и кино, киносценарист (фильмы «Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли» и др.), прозаик-документалист, а также живописец – Станислав Сергеевич Говорухин. Здесь же жил его сын – Сергей Станиславович Говорухин, журналист и кинорежиссер-документалист.
Акад. Пилюгина ул., 14, корп. 2 (с.) – Ж. – с 1986 по 2017 г. – журналист, дипломат, первый зам. гл. редактора «Комс. правды» (1976–1978 и 1981), зам. директора Департамента информации и печати МИД РФ (1996–1999), посол в Колумбии (1999–2003) – Виталий Викторович Макаров. В этом же доме жил и скончался в 1999 г. журналист, публицист «Комс. правды», директор Грузинформ и пом. министра иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе – Теймураз Георгиевич Мамаладзе.
Акад. Челомея ул., 10 (с.) – Ж. – с 1999 по 2015 г. – поэт, художник, бард, автор песни «Дерева, вы мои дерева» и одноименного сборника стихов – Евгений Владимирович Бачурин. В этом доме поэт скончался.
Акад. Янгеля ул., 3 (с.) – Ж. – в 2001–2020 г., по год кончины – историк-медиевист, археолог, исследователь берестяных грамот XI–XV вв., открывший миру «Новгородский псалтирь», академик (1990), лауреат Ленинской (1984) и Государственных (1970, 1996) премий – Валентин Лаврентьевич Янин.