Полная версия
История России
У историков существует несколько точек зрения на причины возникновения государства восточных славян. Еще в XVIII в. ученые Санкт-Петербургской академии наук Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер выдвинули «норманнскую» теорию, согласно которой скандинавский народ – варяги – во главе с князем Рюриком в 862 г. основал государственность на Руси. Большинство современных ученых, не отрицая влияния варяжского фактора, считают причинами возникновения государства естественные процессы саморазвития славянского общества. Важнейшую роль здесь сыграла необходимость сплочения для защиты от внешних врагов и стремление славянской знати установить контроль над стратегически важным торговым путем «из варяг в греки».
В своем развитии древнерусское государство прошло несколько этапов:
♦ этап становления Киевской Руси (середина IX – конец X в.);
♦ этап расцвета Киевской Руси (конец X – середина XI в.);
♦ этап распада Киевской Руси на отдельные княжества, самостоятельное развитие уделов (вторая половина XI – первая треть XIII в.).
Этап становления. До сих пор в науке идут споры о происхождении слова «русь». В древних летописях так названы и варяги, и славяне. Существует версия, что название «русь» происходит от финского слова, означающего в переводе «гребцы» (варяги, основавшие княжеские династии, приплыли с севера на судах). Важно отметить, что призвание иноплеменного князя – это политическая практика того времени. Сильная княжеская дружина могла оградить население от разбойничьих набегов воинственных соседей, укрепить государство и расширить его политическое и экономическое влияние.
Именно таким примером является период княжения Олега (879-911). Олег объединил два крупнейших центра – Новгород и Киев – на торговом пути «из варяг в греки», далее расширил свои владения за счет славянских племен древлян, северян, радимичей и др., оставляя на подчиненных территориях своих наместников. Утвердив свою власть внутри страны, князь с дружиной отправился в поход на Византию и добился заключения с ней выгодных торговых договоров в 907 г. и 911 г.
В первое столетие своей истории русское государство фактически представляло собой непрочную федерацию отдельных княжеств, выплачивающих дань Киеву. Отсутствовал развитый государственный аппарат, не было стабильности управления. Эти функции выполнялись в ходе полюдья – ежегодного объезда князя и дружины подвластной территории для сбора дани и осуществления княжеского суда. Согласно летописям при сборе дани в земле племени древлян погиб киевский князь Игорь (912-945). Его жена Ольга, ставшая правительницей из-за малолетства сына Святослава (964–972), провела налоговую и административную реформы, установив точный размер дани и места ее сбора – «уроки и погосты».
Важнейшим фактором укрепления Киевского государства стало принятие христианства. Но путь его утверждения на Руси не был простым. Поклонение древним богам Перуну, Велесу, Хорсу, Даждьбогу, Макоши, Симарглу Стрибогу Яриле и др., соблюдение обрядов, жертвоприношения на капищах, авторитет волхвов были привычными явлениями для языческого славянского общества. Но постепенно старые боги перестали отвечать потребностям новых условий жизни, где усиливалось социальное неравенство, формировалась имущественная зависимость, укреплялась власть князя и его дружины. Необходим был иной духовный стержень, который бы сцементировал складывавшуюся древнерусскую государственность и сделал прочно-легитимной княжескую власть.
Тесные культурные связи и торговые контакты с Византией способствовали тому, что в 988 г. при князе Владимире I Святославовиче произошло крещение Руси. В качестве государственной религии было принято христианство (в форме православия). Христианизация Руси имела большое значение для культурного и политического развития страны.
Этап «расцвета». Именно с эпохи Владимира I Святославовича (980-1015) начались расцвет и укрепление Киевского государства. Были приведены к покорности не платившие дани славянские племена, строились оборонительные пограничные укрепления, на их охрану набирались дружины с сильным воинским контингентом из восточнославянских и угро-финских племен. Спорные территории активно отвоевывались у претендентов: поляков, чехов, венгров, ятвягов, волжских болгар. На Руси появились собственные монеты – сребреник и златник. С древности у славян высоко ценились меха, названия которых – куна, резана, веверица – перешли потом на металлические деньги. Денежные расчеты в виде штрафов (виры) могли заменить смертную казнь.
В период княжения Ярослава Владимировича (1019–1054), прозванного Мудрым, Киевская держава достигла пика своего развития. В 1030-е годы появился первый письменный закон – «Русская Правда», где нашли отражение новые явления древнерусской действительности. Они свидетельствовали о постепенной утрате принципов родовых отношений, господствовавших ранее.
Сыновья князя правили в крупнейших городах – Новгороде, Чернигове, Переяславле, Ростове, Смоленске, Владимире-Волынском. Это были центры культурной и хозяйственной жизни. Здесь можно было встретить целые районы проживания торговцев из Хазарии, Скандинавии, Польши, представителей армянского и еврейского купечества. Велась оживленная торговля Руси с Византией, Волжской Булгарией, Персией, Хорезмом. Русские купцы вывозили пушнину, воск, костяные изделия, кольчуги, кожи, льняное полотно, замки́, бронзовые зеркала. Важной статьей дохода русских была и торговля рабами – пленными, захваченными в военных походах.
В правление Ярослава Мудрого впервые митрополитом был избран русский подвижник Илларион. Основанный его последователями Киево-Печерский монастырь станет в дальнейшем культурным центром православной Руси.
Духовное и хозяйственное развитие русской державы на огромном пространстве – от Карпат до нижнего течения р. Оки, от Балтийского до Черного морей – во многом определялось той мирной обстановкой, которая установилась после окончательного разгрома печенегов под Киевом в 1036 г. (вскоре на этом месте был построен храм Святой Софии). Высок был международный престиж Руси эпохи Ярослава Мудрого, о чем свидетельствовали обширные династические связи: сам князь был женат на шведской принцессе Игигерде, одна из его дочерей вышла замуж за короля Франции, другая – за короля Венгрии, а третью сделал своей избранницей норвежский принц. Престижными были и браки сыновей: невестками Ярослава стали польская, византийская и германская принцессы. Претензии на самостоятельную, независимую политику киевского престола были ярко выражены в произведении митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати».
Этап распада. Причинами ослабления и распада Киевской Руси явились претензии местных князей на самостоятельность (порядок наследования шел от старшего брата к младшему, при постоянно разраставшемся клане Рюриковичей), выстраивание пирамиды вассальных отношений среди господствующей прослойки, рост городов – центров отдельных регионов, а также утрата стратегической значимости торгового пути «из варяг в греки».
Кризис древнерусской государственности обозначился в период правления сыновей-наследников Ярослава Мудрого. В 1068 г. киевский князь Изяслав Ярославович и его братья потерпели жестокое поражение от кочевников-половцев на р. Альте. Киевляне прогнали неудачливого князя и пригласили княжить Всеслава Полоцкого. Вскоре с помощью поляков Изяслав вернул себе престол и безжалостно расправился с недовольными. Первые усобицы открыли череду войн среди потомков Ярослава за овладение киевским престолом и престолами в других городах. В дальнейшем ожесточенность в борьбе за власть только нарастала.
Кровавые княжеские междоусобицы сыновей и внуков Ярослава Мудрого разворачивались на фоне постоянных угроз со стороны враждебных соседей, прежде всего – половцев. Кочевники не только самостоятельно нападали на южные земли, но и принимали участие в усобицах по приглашению самих русских князей. Постоянные набеги вели к разорению земель, пленению населения, большим материальным потерям. В 1097 г. в г. Любече состоялся княжеский съезд, на котором было решено прекратить распри, объединиться и сохранить русскую землю в борьбе против половцев. В 1111 г. князь Владимир Всеволодович Мономах организовал поход против половцев и одержал убедительную победу.
Именно Владимир Мономах (1113–1125) – авторитетнейший князь, прославившийся своими успехами в борьбе с кочевниками, был приглашен на киевский престол в 1113 г. в обход своих старших родственников. На протяжении последующих двадцати лет – до 1132 г. (когда умер преемник Мономаха, его старший сын Мстислав Великий) – Киевская Русь пережила период своего последнего величия. В эти годы страна не знала больших княжеских смут, были проведены реформы, облегчившие жизнь простого люда. Для безопасности государства Мономах предпочитал наносить по врагам упреждающие удары. На некоторое время стабилизировалась обстановка на южных и северо-западных рубежах. Известный своим художественно-политическим «Поучением», Владимир Мономах содействовал расцвету древнерусской литературы. Именно в период его правления создается летопись «Повесть временных лет», которая рассказывает о начале древнерусской государственности.
Однако процессы распада Киевской Руси подспудно продолжались, коренясь в особенностях политического и социально-экономического развития страны.
На протяжении нескольких столетий древнерусское общество прошло огромный путь от господства родовых отношений до утверждения частной собственности на землю и появления различных категорий зависимого населения; от военной демократии и союзов племен – к княжеской монархической власти. Постепенно сформировалась правящая верхушка, состав которой видоизменялся. Первоначально князья – потомки Рюрика – опирались на свою дружину, во всем советуясь со старшими дружинниками – боярами (боярской думой), привлекая к исполнению своих поручений младших дружинников – отроков, деля с дружиной полученную дань и захваченные ценности.
С расширением государственной территории в состав правящего слоя включались племенные князья покоренных земель со своими дружинами. Во вновь образованные центры киевские князья назначали своих посадников из бояр. Эти пункты становились местом сбора дани, местом, куда мог в ходе полюдья приехать князь, «творя суд и расправу». Именно сюда постепенно перемещалась торгово-ремесленная жизнь округи, здесь же сооружались храмы и возникали резиденции церковных иерархов. Позже (примерно с X–XI вв.) такие поселения превращались в города. В правящие круги постепенно включался слой богатых и влиятельных горожан, а также представители высшего духовенства – митрополиты, епископы, настоятели монастырей.
Пытаясь преодолеть местный сепаратизм, киевские князья стали назначать в наиболее крупные города посадников из своих сыновей. Причем старшие сыновья получали и более доходные области. Власть княжеских сыновей на конкретной территории носила временный характер. Со смертью старших братьев происходило перемещение и перераспределение владений. Древнерусское государство выступало как родовая собственность всех Рюриковичей, где старший брат – великий князь киевский – олицетворял единство всей Руси.
Экономическое развитие областей было неравномерным. Наиболее активно развитие шло в Среднем Поднепровье, в центре страны и на северо-западе – в Новгороде. В то же время северо-восток (Ростов, Ярославль, Суздаль, Муром) – край лесов и рек, удаленный от оживленных торговых артерий, до определенной поры оставался глухой окраиной государства. Поэтому именно Новгород, Чернигов, Переяславль как наиболее доходные владения были резиденциями старших княжеских сыновей. В своем правлении они опирались на высшие слои города, выражая зачастую их интересы и конфликтуя со столицей.
Городская «олигархическая» верхушка принимала участие в работе боярской думы. Она задавала тон и на вече – собраниях горожан, где решались важнейшие вопросы городской жизни. Вече и выборные военачальники народного ополчения – сотские, десятские, тысяцкие – были проявлениями давней традиции народной демократии, характерной для славянского общества на родовой стадии развития.
Традиционной чертой древнерусского общества являлось и наличие свободных землепашцев, объединенных в общину с выборным старостой. В природно-климатических условиях Восточно-Европейской равнины трудно было вести хозяйство в одиночку: расчищать лес под пашню, осушать землю, получать стабильно высокий урожай. Поэтому именно община оказалась наиболее приемлемым способом объединения земледельцев, просуществовав целое тысячелетие.
В XI–XII вв. начались активные процессы имущественного расслоения в среде общинников и горожан. Если раньше богатство правящей верхушки зависело от преимуществ торговли и сбора дани, то примерно с XI в. – в связи с постепенным упадком торгового пути «из варяг в греки» – источником благосостояния стало владение землей с проживающим на ней населением. Постепенно шел процесс «окняжения» земель, когда на условиях защиты и обеспечения безопасности общинники (смерды) становились зависимыми от князя. Землею жаловал князь и своих бояр. Они становились владельцами наследственных территорий – вотчин, где вели свое хозяйство с помощью слуг и холопов, полностью зависимых от владельца. Такое личное хозяйство было и у князя, где в качестве слуг выступали младшие дружинники, становясь тиунами (управителями хозяйства) и огнищанами (управителями дома). Так зарождалось дворянство – князь мог жаловать своих слуг землей. Церкви и монастыри также обзаводились земельными владениями. Появились и полусвободные категории населения – закупы, живущие на частной земле с ссудой и инвентарем от хозяев, и рядовичи – работающие на условиях договора.
Вся совокупность политических и социально-экономических причин способствовала постепенному развитию центробежных тенденций, что привело во второй трети XII в. к распаду страны.
2.2. Удельная Русь
Политический распад Руси. После смерти великого князя киевского Мстислава Владимировича (1125-1132) русская земля окончательно распалась на ряд самостоятельных территорий, в которых правили князья Рюриковичи. Среди обособившихся земель – Киевское, Черниговское, Смоленское, Переяславское, Турово-Пинское, Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Галицко-Волынское княжества, Новгородская земля. К середине XII в. насчитывалось уже 15 уделов, и далее их численность только возрастала.
Основными причинами распада стали:
♦ сложный порядок наследования среди потомков Рюрика согласно лествичному праву (от старшего брата к младшим);
♦ миграция населения из центральных территорий, близких к кочевникам, на юго-запад и северо-восток;
♦ укрепившееся боярско-вотчинное хозяйство;
♦ возросшее значение крупнейших городов;
♦ возрастание приоритета интересов местной знати в ущерб общегосударственным интересам.
Децентрализация Руси способствовала формированию новых моделей политической организации. Они характеризовались различным соотношением полномочий между тремя властными субъектами: князем, боярством и вече. В истории отдельных княжеств можно выделить три варианта такого соотношения:
1) сильная княжеская власть и тенденции к централизации;
2) развитие демократических вечевых порядков в противовес княжескому влиянию;
3) укрепление положения боярства, вступавшего в открытый конфликт с князем.
Наиболее крупными удельными центрами Древней Руси были Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская земля и Галицко-Волынское княжество.
Владимиро-Суздальское княжество. Некогда глухая окраина древнерусской державы с небольшими центрами – Ростовом и Суздалем постепенно превратилась во влиятельнейшее княжество. Сюда, на плодородные земли, свободные от постоянных кочевых набегов, шел поток переселенцев с юга. Крупнейшим молодым городом переселенцев стал Владимир-на-Клязьме. Отсутствие устоявшихся традиций вотчинных хозяйств на заселяемой территории создавало предпосылки для складывания сильной княжеской власти.
Ростово-Суздальская земля обрела самостоятельность при Юрии Владимировиче Долгоруком (1125–1157), который целеустремленно добивался киевского престола. В конце жизни Юрий Долгорукий стал великим киевским князем, занимал престол в 1149–1151 гг. и 1155–1157 гг.
Его наследник – киевский князь Андрей Юрьевич, прозванный Боголюбским (1157–1174), нарушив древний обычай, стал править не в Киеве, а в Суздальской земле. Отсюда Андрей пытался диктовать свою волю другим князьям. Так, в 1169 г. послушные Боголюбскому князья разгромили и разграбили Киев. Претензии Владимиро-Суздальской земли на общерусское верховенство становились все более заметными. Укрепляя личную власть, князь Андрей Юрьевич не считался с мнением вече Ростова и Суздаля, пригласивших его на княжение. Он сделал новой столицей Владимир-на-Клязьме, окружил себя преданной дружиной («милостниками»), добивался от Киева церковной самостоятельности.
После убийства Боголюбского заговорщиками возвышение Владимиро-Суздальской земли продолжилось при великом князе владимирском Всеволоде Юрьевиче по прозвищу Большое Гнездо (1176–1212). Он расширил территорию своих владений и сделал зависимыми Киев, Рязань и Новгород.
Усиление монархического начала, набиравшие обороты процессы централизации явились отличительными особенностями общественного развития Северо-Восточной Руси. Однако для упрочения этих тенденций требовалось время. Перед монгольским нашествием 1237–1238 гг. удержать целостность княжества не удалось, в результате Владимиро-Суздальская земля насчитывала полдесятка удельных княжеств, лишь формально подчиненных столице.
Иначе складывалась политическая ситуация в Новгородской земле. Северо-запад Руси представлял собой огромную территорию – от берегов Балтийского моря до Уральских гор и от Северного Ледовитого океана до междуречья Оки и Волги. Центром был Новгород, крупными городами – Псков, Старая Ладога, Изборск. Эти земли не были особо пригодны для земледелия, поэтому Новгород зависел от продовольственных поставок из княжеств, находившихся южнее. Новгородская земля славилась своими ремесленниками и являлась крупнейшим древнерусским торговым партнером Западной Европы, прежде всего Скандинавии. Крупное купечество и местное боярство обладали мощной политической силой. В 1136 г. князь Всеволод, обвиненный в отсутствии заботы о простых жителях, был изгнан из Новгорода.
С этого времени начинается самостоятельная история Новгородской республики. Высшим органом ее управления становится вече – народное собрание горожан, где тон задавала боярско-купеческая верхушка. Вече избирало главных должностных лиц: посадника (главу исполнительной власти), тысяцкого (руководителя народного ополчения) и архиепископа (владыку), который имел не только церковную, но и светскую власть. Вече утверждало приглашение князя на условиях договора.
Ведущая роль вече являлась особенностью развития Новгородской «олигархической» республики (реальную власть сосредотачивали боярские роды). Тем не менее сам факт длительного существования подобной политической модели свидетельствовал об определенных демократических тенденциях в развитии русской государственности. Князь выступал здесь как «наемный» защитник новгородских рубежей и командующий вооруженными силами. Эта функция имела большое значение в условиях общего ослабления древнерусского государства эпохи распада. У северо-западных границ Руси усиливались литовские племена, а шведское, датское и немецкое рыцарства вынашивали планы «расширения на Восток». Так, в 1237 г. объединенный Ливонский рыцарский орден захватил Эстонию и вплотную приблизился к Новгородской земле.
Примером острого конфликта между княжеской властью и боярством была ситуация в Галицко-Волынском княжестве.
Территория Юго-Западной Руси издавна привлекала переселенцев мягким климатом, плодородными почвами, соляными залежами, наличием важных торговых путей в Европу и Византию. Крупнейшие города Владимир-Волынский и Галич были столицами отдельных княжеств, объединенных в 1199 г. Романом Мстиславовичем (1199–1205). В Галицко-Волынском княжестве огромную роль играло боярство, обладавшее возможностью приглашать и изгонять князей. Попытки укрепить княжескую власть и подчинить боярскую оппозицию удались лишь Даниилу Романовичу Галицкому (1205–1264). Изгнанный боярами, он несколько лет жил в Польше и Венгрии, но затем сумел вернуть отцовский престол, расширил территорию княжества, распространил свою власть на древнерусскую столицу, став последним князем киевским накануне монгольского нашествия.
Распад Руси неизбежно вел к ее ослаблению перед внешней угрозой. Продолжались княжеские усобицы, сопровождаемые разорением и опустошением земель. Нередко русские князья в борьбе друг с другом заключали союзы с иноплеменниками: половцами, поляками, венграми и др. Территории удельных княжеств продолжали дробиться между наследниками. К началу монгольского нашествия в XIII в. Русь представляла из себя рыхлое образование из более чем 50 княжеств. Но и в этих условиях наблюдался определенный расцвет городской культуры, появлялись произведения древнерусской литературы, велось летописание, возводились православные храмы.
Монголо-татарское нашествие и западная агрессия на Русь. Грозным предвестником надвигавшейся катастрофы стала битва на р. Калке в мае 1223 г., где объединенные русские дружины и половецкие отряды были разгромлены монгольским войском. Потери оказались значительными: в живых осталась лишь десятая часть дружинников и половина князей. Причинами поражения явилась разобщенность русских сил и отсутствие единого командования. Однако этот печальный опыт не был учтен в дальнейшем.
Монгольское государство, возникшее в 1206 г. из объединенных Чингисханом монгольских и тюркских племен, к концу 30-х годов XIII в. превратилось в великую империю. Были завоеваны Северный Китай, Средняя Азия, Северный Иран, Афганистан, Закавказье, Ближний Восток, Крым, Волжская Булгария, половецкие степи. Поход на Русь в 1237 г. монголо-татарского войска под командованием внука Чингисхана – Батыя – предпринимался значительными силами как самих монголов, так и покоренных ими народов. Обрушив первый удар на Рязанское княжество, разорив Коломну, потом Москву, 7 февраля 1238 г. захватчики ворвались во Владимир-на-Клязьме. Великий князь владимирский Юрий Всеволодович предпринял попытку собрать силы для отпора врагу, но не успел и погиб 4 марта 1238 г. на р. Сити.
Владимиро-Суздальское княжество было разорено в течение нескольких месяцев. Опасаясь весенней распутицы, монголо-татары не дошли до Новгорода около 100 верст и, повернув на юго-запад, вторглись на территорию Смоленского и Черниговского княжеств. Неожиданностью для них стало 7-недельное сопротивление небольшого городка Козельска. Лишь истребив всех его жителей, монголы смогли двинуться дальше.
В 1239 г. нашествию подверглись южнорусские земли. Были разорены Чернигов, Переяславль и другие города, а 6 декабря 1240 г., несмотря на отчаянное сопротивление, был захвачен Киев. Пройдя по Юго-Западной Руси, далее – через Польшу, Чехию и Венгрию, монгольские отряды сумели дойти до Адриатического побережья. Но затем они повернули назад и отошли в степи Нижней Волги. Здесь была основана столица монгольского государства Золотая Орда – г. Сарай.
Территория Орды была огромна. Она включала степи Восточной Европы, Казахстана, Западной Сибири, земли Крыма, Северного Кавказа, Волжской Булгарии, Хорезма. На особом положении в составе Золотой Орды находилась Северо-Восточная Русь. Она сохранила автономию, старую княжескую династию Рюриковичей и православную веру. Более того, монголы-язычники освободили православную церковь от уплаты налогов и содействовали открытию новых епархий. Монгольский протекторат над покоренными русскими землями сохранялся вплоть до 1480 г.
Последствия монгольского нашествия на Русь 1237–1241 гг. были тяжелыми. Кроме значительных людских и материальных потерь, гибели городской культуры, исчезновения многих ремесленных специальностей, замедления темпов экономического развития, утраты культурных ценностей, важно отметить и распад древнерусской народности на три ветви – русские, украинцы, белорусы. Следствием явилась также сильная ориентация на Восток, восточный тип культуры и политики при заметном дистанцировании от Запада.
Приняв основную тяжесть монгольского удара, Русь находилась в нелегком положении. Воспользовавшись ослаблением Руси, немецкие и шведские крестоносцы предприняли натиск на ее северо-западные земли. Агрессия была остановлена благодаря воинскому таланту князя Александра Ярославича, прозванного за победу в битве над шведами в 1240 г. Невским. Под его руководством была одержана победа и над немецкими рыцарями 5 апреля 1242 г. в Ледовом побоище на Чудском озере.