Полная версия
Мозг и разум в эпоху виртуальной реальности
В те времена отправной точкой феномена сознания в философии и естествознании считалось восприятие. Познание объективной реальности происходит с помощью органов чувств и дает определенные знания об окружающем мире. При этом, с одной стороны, философия считает чувственное познание обманчивым, с другой стороны, с точки зрения естественных наук, оно является единственным источником достоверного познания.
В XX веке американский философ науки Томас Кун (T. Kuhn) обратил внимание на процесс возникновения новой научной парадигмы, которая всегда появляется в процессе противостояния старых и новых научных теорий. Теория, пройдя этап «кризиса нормальной науки» (extraordinary science)[33], основываясь на гипотезах и их эмпирической проверке, достигает этапа уже сформированной «нормальной науки» (normal science). При этом Томас Кун считал, что старые знания не становятся точкой опоры для новых знаний, они отбрасываются. Таким образом, наука, с его точки зрения, развивалась не прогрессивно, то есть в соответствии с принципом поступательного накопления научных знаний, а революционно, то есть скачкообразно. Поэтому ньютоновская физика, квантовая механика Эйнштейна могут испытать давление со стороны новых парадигм и иных точек зрения, и в результате их влияние также может быть сокращено.
В теории Куна также отмечается тот факт, что при смене фундаментальной парадигмы важную роль играют такие внешние факторы как религия или общественный строй, соответствующие тому или иному времени и прочие условия. Научные знания, помимо математических вычислений и физических экспериментов, также включают в себя различные непостоянные нормы и культуру. Таким образом, наука – это не просто учение, направленное на объяснение объективной реальности, но она сама себе также является предметом для научной дискуссии. Наука является одним из ответвлений культурной деятельности, как искусство и религия, которые также нельзя отделить от общественных проблем. Революционность научной деятельности – это не результат продвинутых исследований, она появляется в результате работы различных сложных механизмов и обладает агностическим гуманитарным характером, неспособным объяснить все с помощью одной лишь логики.
Научная традиция, установившаяся благодаря независимому развитию науки, появилась сразу после Декарта и Бэкона, поэтому неразумно ожидать, что современная наука совершенна и может ответить на все вопросы. Даже Альберт Эйнштейн признавал, что для него остается загадкой природы, является ли свет частицей или же он представляет собой волну[34]. При этом нельзя отрицать, что наука служит фундаментом научного прогресса и одной из главных составляющих процветания всего человечества.
Критика слепой веры философов в метафизику используется как повод для синтеза научных исследований в различных областях. Философия по-прежнему верит в существование свободы воли людей, и каждый раз, когда возникают теоретические противоречия, философы предпочитают обращаться к понятию божественной сущности. Именно поэтому даже самые продвинутые исследователи нашего времени считают, что текущий тренд на синтез совершенно различных научных дисциплин будет носить временный характер или представляет собой просто поиск некоторой альтернативы. Однако попытки стереть границы, которые так популярны сегодня, наоборот, можно рассматривать как основополагающее направление развитие науки в будущем.
Каковы же иные причины, по которым гуманитарные науки представляют собой ценность для наук естественных? Здесь стоит коснуться того, что свойство гуманитарных наук проявилось в рамках естественных дисциплин совсем недавно, в ходе развития квантовой физики в XX веке. Современная физика пока не может еще точнее разобрать физические явления окружающего мира, что подчеркивается с телеологической точки зрения. Показательным результатом сказанного выше являются квантовая физика и теория хаоса. Кроме того, гуманитарные термины, такие как воображение, метафоры, аллегории, измененное мышление, необычная интуиция[35], которые не могут быть подтверждены эмпирически, постепенно внедряются в сугубо научные методы. Наука проявляет интерес к использованию собственного сознания наблюдателя или использованию языка в рамках изучения физического мира.
В качестве примера научного синтеза можно привести использование Гейзенбергом идей поэта Иоганна Вольфганга Гете (J.W. von Goethe, 1749–1832). Гейзенберг, будучи одним из величайших ученых, работающих в сфере естественных наук, решил выйти за рамки своей научной сферы в поисках новой теории и обратился к трудам деятеля эпохи классицизма. Гейзенберг воспользовался наблюдениями, проведенными Гете, так как они представляли собой яркий пример синтеза наук, систематизации данных и выработки определенной концепции на основе этих результатов. На самом деле, Гете прославился не только как великий деятель литературы, который работал в сугубо гуманитарной сфере, но и как ученый, занимающийся исследованиями в области естественных наук. В рамках своей деятельности он разработал действующую теорию познания, которая описывает ощущения наблюдателя во время изучения объекта. Исследования Гете легли в основу его книги «К теории цвета» (Zur Farbenlehre, 1810), где он раскрыл свои соображения по поводу человеческого восприятия цветов.
Немецкий поэт самостоятельно пришел к выводам следующего характера. Во-первых, все цвета появляются на границе между светом и тенью. Во-вторых, цвет – это явление субъективное, которое не представляет собой объективную данность. Это связано с тем, что мы распознаем различные цвета благодаря нашим органам чувств. Гете полагал, что наша способность познавать такие явления, как свет, тьма и полумрак, как первообраз (Urphanomen) – это лишь сигналы от наших органов чувств, таких, как глаза или уши. В данном контексте первопричина представляет собой истинную форму бытия, в которой нет ничего большего или более высокого и которая может быть понята благодаря органам чувств. Кроме того, свечение цвета как такового обусловлено не его свойствами. Это обусловлено тем, что человеческий глаз может распознавать цвета только при помощи световых лучей. Далее Гете подчеркивает важность подхода к объекту как к целостности, а не как к частности.
Некоторые поэты не ограничиваются личным опытом или воображением, еще больше погружаются в собственные мысли, и это можно сравнить с процессом, когда физики, выходя за пределы материалистических исследований, основанных на опытах, абстрагируются от характерных особенностей исследуемых ими объектов и погружаются в мир абстракций. Например, из-за того, что физики, подобные Ньютону, погрязли в исследованиях материи, в конечном итоге их исследований получаются лишь атомы, частицы или формулы и границы между живой и неживой материей стираются.
Однако, согласно принципам квантовой физики, атом нельзя назвать реальной конструкцией. Атом разделяется на электроны, кварки, фотоны и другие элементарные частицы. Более того, частиц, на которые можно разделить атом, может быть бесконечное множество, в связи с этим атом как физический объект – это абстракция. Те физики, которые пытаются докопаться до первооснов материи, похожи на того самого заключенного, о котором говорил Платон. Этот заключенный всю жизнь был заточен в пещере, а увидев мир наверху, считает, что гораздо больше правды в том, что он видел в пещере, чем в том, что открылось ему снаружи. Мы тоже находимся в непостижимой глубине того, что мы называем реальностью, поэтому мы начинаем постигать эту реальность в измерении лингвистических понятий.
Так, в основе мышления лежит слово. Слово является важным инструментом человечества для передачи друг другу мыслей и накопленных знаний. Тем не менее слово не может полностью выразить мысль, потому что между словом как соответствием реального объекта и свойствами этого объекта есть некоторая неточность. Мы самостоятельно учим слова либо повторяем их за другими людьми. Из-за того, что одно понятие может включать в себя несколько объектов, понятие вначале расширяется, но потом, по мере того, как на опыте постигается его точное значение, смысл этого понятия сужается.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Susan Greenfield, Brain Story: Why Do We Think and Feel as We Do?. Пер. Чжон Бёнсон, Изд. Чжихо, 2006. С. 225. (Прим. здесь и далее страница и год издания корейского перевода книги.)
2
Бенедикт Спиноза, Этика. Пер. Кан Ёнге, Изд. Согванса. 2020. С. 308.
3
G. W. F. Hegel, Phänomenologie des Geistes, Johannes Hoffmeister, Felix Meiner, Hamburg 1952. С. 85.
4
Платон, Апология Сократа. Пер. Пак Бёндок Изд. Юкмунса, 2010. С. 139.
5
Там же С. 60.
6
Платон, Апология Сократа. Пер. Пак Бёндок Изд. Юкмунса, 2010. С. 234.
7
Antonio Damasio, Looking for Spinoza Joy, Sorrow, and the Feeling Brain. Пер. Им Чживон, Изд. Science Box, 2009. С. 22.
8
Susan Greenfield, Brain Story: Why Do We Think and Feel as We Do? Пер. Чжон Бёнсон, Изд. Чжихо, 2006. С. 81.
9
Платон, Апология Сократа. Пер. Пак Бёндок Изд. Юкмунса, 2010. С.278.
10
Платон, Апология Сократа. Пер. Пак Бёндок Изд. Юкмунса, 2010. С. 276.
11
Платон, Апология Сократа. Пер. Пак Бёндок Изд. Юкмунса, 2010. С. 78.
12
Robert A. Burton, On Being Certain: Believing You Are Right Even When You’re Not. Пер. Ким Мисон, Изд. Book Story, 2010. С. 258. (прим. страница корейского перевода книги).
13
Бертольд Брехт, Сон Юноп, Театральная теория драматурга Бертольда Брехта, Изд. Ёнгваинган, 2005. С. 247.
14
Blaize Pascal, Ulrich Kunzmann, Gedanken, Anaconda, Leipzig, 1987, С. 69. Мысли / Пер. с фр., вступ. статья, коммент. Ю. А. Гинзбург. – М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1995.– 480 с. с илл. – (Памятники мировой литературы). С. 112.
15
Edgar Allan Poe, The Murders in the Rue Morgue. Complete Stories and Poems of Edgar Allan Poe, Doubleday, New York, 1966. С. 5.
16
Артур Конан Дойл, Шерлок Холмс. Все повести и рассказы о сыщике № 1. Пер. Пэк Ёнми, Изд. Хванкачи, 2012, С. 28.
17
Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. Полное собрание сочинений З. Фрейда. Том 14. Пер. Пак Чханбу, 1997. С. 53.
18
G. Bachmann, Frankfurter Vorlesungen, Probleme zeitgenossischer Dichtung, Gedichte, Erzahlungen, Horspiel. Essays, Piper, Munchen 1995, С. 307.
19
Хокинг С., Млодинов Л. Высший замысел. Пер. Чжон Дэхо, 2010. С. 27.
20
Вернер Гейзенберг, Физика и философия. Часть и целое. Пер. Ку Сынхи, 2011. С. 137.
21
Peter Düweke, Kleine Geschichte der Hirnforschung, Hanser, Munchen 2001, 21 с.: In den meisten Fallen scheint die Seele nichts ohne den Körper zu erleiden und zu tun, wie etwa Zorn, Mut, Begehren, Walhrnehmung überhaupt, Am meisten scheint ihr das Denken eigentümlich zu sein, Wenn aber auch dies eine Sinnesvorstellung ist oder doch nicht ohne eine solche sich vollzieht, dann könnte selbst das Denkern nicht ohne den Körper sein.
22
Аристотель, Никомахова этика. Пер. Чжо Дэун, Изд. Тодыльсэгим, 2008. С. 29.
23
Х. Арендт, О насилии. Пер. Ким Чжонхан, 1999. С. 97.
24
Ф. Гегель, Феноменология духа. Пер. Им Сокчжин, Изд. Хангильса, 2009. С. 149. (Ф. Гегель, Феноменология духа. М.: Наука, 2000. С. 295.).
25
Ф. Гегель, Феноменология духа Пер. Им Сокчжин, Изд. Хангильса, 2009. С. 153. / Феноменология духа. М.: Наука, 2000. С. 298.
26
E. O. Wilson Consilience: The Unity of Knowledge, Пер. в кор., 2008. С. 64, 72.
27
Quantum Enigma: Physics Encounters Consciousness by Bruce Rosenblum and Fred Kuttner кор. Пер. 2012. С. 60.
28
C. P. Snow, The Two Cultures. Пер. О Ёнхван, Science Box, 2009. С. 76.
29
А. Уайтхед, Наука и современный мир. Пер. О Ёнхван, Изд. Согванса, 2008. С. 232.
30
Под метафизикой понимается область около физики или следующая за физикой (прим. автора).
31
Г. Харди, Апология метематика. Пер. Чжон Хисон, Изд. Сеси, 2008. С. 142.
32
C. P. Snow, The Two Cultures. Пер. О Ёнхван, Sciencebox, 2009. С. 124.
33
Кун Т. С. Структура научных революций. Пер. Ким Мёнчжа, Изд. Качхи, 2008. С. 128.
34
Quantum Enigma: Physics Encounters Consciousness by Bruce Rosenblum and Fred Kuttner. Пер. с кор., 2012. С. 104.
35
C. P. Snow, The Two Cultures, пер. О Ёнхван, Sciencebox 2009, 165 cтр.