Полная версия
Балканы и древнейшая история цивилизации
Культура раннего бронзового века на Крите задала загадку тем, кто занимался минойской цивилизацией после Эванса. Многие ученые продолжают следовать Эвансу и называют этот период ранним минойским, датируя его приблизительно с 3000 по 2000 до н. э. Однако все раскопки на Крите неизменно обнаруживали, что достигшие полного развития минойские города (такие, как дворцовые города в Кноссе, Фесте и Маллии) располагаются непосредственно над остатками неолитической культуры. Первые дворцы на Крите вместе с новой культурой внезапно возникли ок. 1950 до н.э., в отсутствие каких-либо следов постепенного развития на Крите городской культуры. Поэтому у археологов есть основания считать, что мы можем говорить о «минойцах» лишь после 1950 до н.э., насчет же т.н. ранней минойской культуры можно сомневаться, была ли она вообще минойской.
Но как возникла эта городская революция ок. 1950 до н.э.? Вероятно, минойская цивилизация получила импульс от пришельцев извне – могущественных народов-мореплавателей, которые завоевали Крит и установили здесь талассократию, державу, опиравшуюся на господство на морях. Кем были эти пришельцы, оставалось загадкой до расшифровки минойского письма, известного как линейное письмо А. Минойский язык, как обнаруживается по данным линейного письма А, оказался языком, относящимся к тому типу, на котором говорили в Финикии и прилегающих областях. А финикийцы были потомками аккадцев, жителей Атлантиды, которые освоили побережье Ближнего Востока. Очень вероятно, что и все острова Средиземного моря, в том числе и Крит то же были под их влиянием.
Известно, что вплоть до 18 в. ученые соглашались со свидетельствами древних греков, которые говорили об их культурной зависимости от древнего Ближнего Востока. Например, греки называли свой алфавит финикийским, или Кадмовыми буквами – по Кадму, финикийскому принцу, основателю династию в Фивах. Минойская религия была близко связана с Ханааном. В отличие от греческого Зевса, критский Зевс рождается и умирает подобно Ваалу (Белу) ханаанеев. Было принято считать, что очаровательная богиня с поднятыми разведенными в стороны руками и обнаженной грудью, одетая в юбку с оборками, возглавляла на минойском Крите местный пантеон.
Раннедворцовый период (1900—1700 гг. до н.э.)
Охватывает центральную и восточную часть острова, тогда как западная сохраняет архаичные традиции. На севере острова (Арханес) возникают критские иероглифы, которые постепенно распространяются на юг и восток.
Новодворцовый период (1700—1425 гг. до н.э.)
В 1700 г. на острове происходят, по-видимому, внутренние беспорядки, которые приводят к разрушению старых и возведению новых дворцов. На юге острова (Фест) возникает линейное письмо А, но лишь столетие или полтораста лет спустя оно вытесняет критские иероглифы, продолжавшие существовать на севере и востоке. Линейное письмо А так же распространяется на северо-запад острова, не затронутый раннедворцовой культурой. После исчезновения иероглифов резные печати не исчезают, однако с этого времени на них отсутствуют тексты, в то время как иконография становится весьма сложной и вычурной.
Минойская цивилизация сильно пострадала в результате природной катастрофы – вулканического взрыва (между 1500 и 1400 г. до н.э.) на острове Фира (ныне о. Санторини), породившего сильнейшее землетрясение и катастрофическое цунами. Ранее предполагалось, что извержение вулкана уничтожило минойскую цивилизацию, однако археологические раскопки на Крите показали, что минойская цивилизация существовала еще по крайней мере около 100 лет после извержения (обнаружен слой вулканического пепла под сооружениями минойской культуры). Центральная власть на Крите, по-видимому, в этот период отсутствует, каждый из городов является самостоятельным политическим центром. Египетские источники, говоря о «кефтиу» (критянах), не упоминают правителей острова, в отличие от других регионов.
Финальный дворцовый период (1425—1350 гг. до н.э.)
До настоящего времени неизвестна точная причина пожаров, уничтоживших окончательно минойские дворцы около 1450 г. до н. э. Большинство из них так и не возродилось, однако Кносс продолжает функционировать. Предполагается, что к этому времени относится утверждение власти ахейцев. Среди некоренных жителей Крита Гомер упоминает также пеласгов. В это же время в материальной культуре Крита наблюдаются коренные изменения, в том числе в практике захоронений. Новые элементы происходят из материковой Греции. Вместе с разрушением дворцов исчезает линейное письмо А. Большинство памятников этого письма сохранилось благодаря пожарам, уничтожившим дворцы, но одновременно закалившим глиняные таблички. Под властью ахейцев возникает линейное письмо B. В то же время на Крите появляются явные следы централизации власти в Кноссе, а исчезновение письма в других городах свидетельствует о подавлении конкурирующих центров власти.
Согласно греческой мифологии, Минос, по имени которого археологи назвали цивилизацию, был не минойцем, а греком. При нём началось переселение на Крит из материковой Греции греков и пеласгов. Археологически это подтверждается тем, что в центральной части Крита минойскую культуру сменяет микенская, которая в то же время заимствует минойские достижения (включая письмо) и распространяет их в материковой Греции.
Постдворцовый период (в Кноссе 1350—1190 гг. до н.э.)
Первоначально, согласно греческой мифологии, Кносс был политическим центром ахейской федерации, однако позднее политический центр перемещается в Микены. На острове и на Балканском полуострове утверждается микенская культура, объединившая в себе минойские и греческие элементы. В последующем на минойскую культуру оказала влияние культура материковой Греции. Орнаменты минойской вазописи имеют гораздо большее сходство с орнаментами керамики материковой Греции (в частности, культуры Винча), чем с довольно бедным орнаментом убайдской культуры.
Минойцы, как уже говорилось, были не греками. Но их материальная культура оказала сильное влияние на формирование уже греческой цивилизации. Саму минойскую цивилизацию постигла гибель по историческим меркам очень быстро и неожиданно. Она находилась на пике своего могущества и богатства, когда произошло мощное извержение вулкана на о. Санторини. Вода и воздух оказались отравлены ядовитыми выбросами, улицы городов и дороги заметало толстым слоем вулканического пепла. Многочисленное население, спасаясь от неминуемой гибели, в ужасе бежало с острова. Немногие, сумевшие пережить вулканическую катастрофу на родном острове минойцы, уже не смогли восполнить наступивший глубокий упадок в хозяйстве и культуре державы, только вчера державшей в руках все Восточное Средиземноморье. Тогда-то этим и решили воспользоваться ахейцы – племенное объединение, на рубеже III – II тысячелетия до н.э. пришедшее с севера на юг Балканского полуострова и вытеснившее или ассимилировавшее местное пеласгийское население.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Т.е., по нынешнему, Гибралтара.