bannerbanner
История Рима от основания Города
История Рима от основания Города

Полная версия

История Рима от основания Города

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
50 из 50

466

укреплениями заняты были триарии, а гастаты и принципы, стоявшие перед укреплениями в полной готовности, вступили в бой. – Приводимое здесь наименование воинов по месту, занимаемому ими в строю, предполагает построение в три шеренги (aсies triplex), о котором Тит Ливий говорит в VIII, 8: первую шеренгу занимали так называемые гастаты (hаstаti), т. е. воины, вооруженные копьями; во второй шеренге, в промежутках, остававшихся между воинами первой шеренги, стояли принципы (prinсiples), т. е. главные; составляя центр войска, они были лучше всех вооружены и имели щиты; в промежутках, остававшихся между принципами, против воинов первой шеренги стояли триарии (triarii), которые принимали участие в битве лишь в самых трудных случаях.

467

будучи диктатором, он выбрал сам себя в консулы. – Председательствовавший в выборных комициях магистрат не должен был допускать своего избрания.

468

его имя носило в себе счастливое предзнаменование для неожиданной и страшной войны с галлами. – Намек на то, что отец консула, Камилл, освободил Рим от галлов; см. V, 49.

469

трибун обратился затем с мольбою о благосклонной помощи к пославшему ему эту птицу, был ли то бог или богиня. – Не зная точно, кто из богов послал знамение, римлянин опасался ненадлежащим обращением оскорбить божество.

470

с карфагенскими послами, прибывшими просить дружбы и союза, заключен был договор в Риме. – Тит Ливий не говорит, что это был первый договор с карфагенянами, а потому его показание не противоречит свидетельству Полибия, что первый договор был заключен в 509 году до н. э.

471

подобное древнему знамению на Альбанской горе: ибо шел каменный дождь… – См. I, 31.

472

призвали командиров когорт… – Собственно 1/10 часть легиона, состоявшая из 3 манипул, или 6 центурий; здесь, однако, Тит Ливий, как нередко случается у него, применяет римские наименования к иноземным учреждениям.

473

первый у горы Гавра, второй – у Сатикулы. – Гавр – гора между Капуей и Неаполем. Сатикула – город к востоку от Капуи, на границе Самния.

474

слабые племена… – Это замечание справедливо по отношению к грекам, жившим в Южной Италии, а не к самнитам.

475

новое прозвание Корвин… – См. гл. 26, где, однако, прозвище Валерия приведено в форме не Корв, а Корвин.

476

венок из зелени за спасение от осады… – «Травяной», или «осадный», венок давался за освобождение своих от вражеской осады и делался из травы (символ победы), сорванной на месте, которое было осаждено. – Примеч. ред.

477

отнять у кампанцев… – Собственно говоря, не всех кампанцев, а тех жителей Капуи, которые принадлежали к самнитскому племени и были завоевателями Капуи.

478

занимается обработкой поля Тит Квинкций… – Нельзя понять, о котором из упоминавшихся ранее (VI, 42; VII, 9, 18, 22) Квинкциев идет речь.

479

и удаление от своих… – Имеются в виду удаления плебеев на Священную гору (II, 32) и на Авентин (III, 50).

480

.. чтобы удаление не было поставлено им в вину, подобно тому, как в древнее время раз это было выговорено для плебеев, в другой раз для воинов. – О плебеях см. II, 33; из указанных там условий примирения видно, что плебеев за удаление не преследовали.

481

как тогда именовали примипилана. – Примипиларий – центурион первой центурии первого манипула первой когорты легиона. Он один из всех центурионов входил в военный совет.

482

посвящает его Матери Луе… – Матерь Луя – римская богиня очищения, в честь которой сжигалось полководцами взятое у неприятелей оружие, чтобы очистить войско, оскверненное кровопролитием.

483

… они заключили дружбу с римлянами в пору своего счастья, а не в пору несчастья, как кампанцы… – См. VII, 19 и VII, 31.

484

Таковы ли, латины, были договоры, заключенные римским царем Туллом с вашими предками альбанцами, такой ли союз заключил с вами после Луций Тарквиний? – Все латины, происходившие из города Альба, связаны были с римлянами договором, по которому все Альбанское государство вместе с колониями уже со времени третьего римского царя Тулла Гостилия (672–640 до н. э.) подчинилось римской власти. Но ради общей пользы последний царь римский, Тарквиний Гордый, возобновил этот договор и сделал латинов участниками благополучия народа римского, освободив их от необходимости постоянно ожидать или терпеть разорение городов и опустошение полей, которым они подвергались в царствование царя Анка Марция (см. I, 52).

485

битва при Регилльском озере? – В этой битве римляне одержали блистательную победу над латинами в 499 году до н. э. (см. II, 19–20).

486

в жертву подземным богам и Матери Земле… – Мать Земля, как и Маны (боги преисподней), считалась божеством, принимающим мертвых. – Примеч. ред.

487

называли антепиланами… – Т. е. стоящие впереди знамен, передовые. – Примеч. ред.

488

следовали рорарии… – По объяснению грамматиков, это были воины, которые до столкновения главных сил начинали битву копьями.

489

шли «причисленные»… – «Причисленные» (assensi) к легиону воины сражались исключительно пращами и метательным оружием.

490

вытянув левую ногу… – Триарии перед самой битвой стояли на правом колене, отставив в то же время левую ногу, а левой рукой поддерживали щиты.

491

ведущей к Везеру. – Из данного места нельзя понять, была ли это река или город.

492

и Беллона… – Беллона – богиня войны, кровопролитий и ужасов.

493

и велел «причисленным» выйти из задних рядов и стать впереди. – Очевидно, такое применение «причисленных» воинов было необычным, почему латины и поддались обману.

494

Общелатинского празднества. – Это древнее торжественное собрание союза латинских городов под гегемонией Альбы Лонги. По разорении этого города, при царе Тулле Гостилии, и по переселении жителей его в Рим римские цари встали во главе союза и совершали ежегодно союзное жертвоприношение – сначала в храме Дианы, построенном при царе Сервии Туллии на Авентинском холме, а позже опять на Альбанском холме. Это празднество сохранилось до позднейших времен, и ежегодно оба консула должны были отправляться на Альбанский холм для принесения жертвы. Празднество это относилось к передвижным праздникам, и поэтому его приходилось объявлять заранее.

495

чтобы один из двух цензоров был непременно плебей, так как дело дошло уже до того, что оба они могли быть из плебеев. – Ранее у Тита Ливия не приведено ни одного случая, на основании которого можно было бы признать этот мотив правильным; в VII, 42 речь идет о консулах, а не о цензорах.

496

храм и роща Юноны Соспиты… – Юнона Соспита (Спасительница) – покровительница латинского народа; главный культ ее находился в Ланувии; она же покровительница всего Римского государства.

497

то право гражданства, которое они имели раньше… – См. VI, 26.

498

а сенаторы… – По обычаю своему приписывать римские учреждения другим городам Тит Ливий в данном месте говорит о сенате в Велитрах.

499

запрещено отпускать на волю своих рабов… – Цель этого запрещения состояла в желании дать возможность обвинителю допросить под пыткой рабов и воспользоваться их показанием.

500

В этой борьбе Александр одержал верх и заключил мир… – Так как с римлянами Александр не воевал, то надо думать, что Тит Ливий имеет в виду заключение договора и вызванные им мирные отношения.

501

некогда во время удаления плебеев диктатором был вбит гвоздь… – Ничего подобного Тит Ливий не рассказывает ни в II, 32; III, 50 ни в VII, 42, так что нельзя определить, какой случай он имеет в виду.

502

впервые построены в цирке загородки перед ареной. – По объяснению Варрона, загородки эти служили для того, чтобы удерживать колесницы и не допускать появления их на арене ранее знака магистрата. До этого времени carceres устраивались каждый раз лишь на время игр, а теперь, очевидно, их установили навсегда.

503

посвятить Семону Сангу… – Семон Санг – сабинское божество, перенесенное в Рим, первоначально олицетворяло небо; отождествлялось с Дием Фидием как божество договоров и супружества.

504

где теперь находится Неаполь… – Тит Ливий выражается неточно: Неаполь существовал уже в описываемое время.

505

оракула Юпитера Додонского. – Описание оракула при храме Зевса в Додоне (в Эпире) см. Геродот, II, 52–55.

506

от реки Ахеронт… – Река Ахеронт, как сообщает Павсаний, действительно протекает в Феспротиде (область в юго-западном Эпире); древние видели в ней один из притоков подземных рек.

507

которая из страны молоссов… – Молоссы – жители внутренней части Эпира.

508

«Тебя справедливо зовут Ахеронтом». – В переводе на русский язык название этой реки означает «лишенный радостей».

509

когда прервано было сообщение между укреплениями… – Прервано тем, что Публилий овладел удобным пунктом между Палеполем и Неаполем и отнял у неприятелей возможность соединяться и подавать друг другу взаимную помощь.

510

которая заставила их уклониться от исполнения своего долга… – На основании этих слов надо предполагать, что между этими городами и Римом существовали уже дружественные или союзнические отношения.

511

и назначение триумфа по окончании срока службы – в первый раз достались на долю Публилия. – В пользу первого проконсула Публилия было впервые нарушено правило, по которому заместители магистратов не могли получать триумф, потому что теряли, как таковые, свое imреrium в момент вступления в Рим.

512

по увещанию пуллария… – Пулларий – содержатель священных кур, который сопровождал полководца на войну вместо авгуров. Если он замечал по поведению кур (когда те плохо ели предложенную им пищу, как и было в данном случае), что ауспиции сомнительны, то полководец должен был возвратиться в Рим и повторить ауспиции на том месте, где он совершал их перед отъездом на войну.

513

поступок Тита Манлия. – См. VIII, 7.

514

уступишь ли ты той апелляции, которой уступил римский царь Тулл Гостилий. – См. I, 26.

515

приказал свести его с кафедры на более низкое место. – Как должностное лицо начальник конницы должен был говорить с кафедры; но в данном случае он говорил с диктатором, притом как обвиняемый, а потому должен был сойти с кафедры.

516

оставил его, консула, легатом при войске. – См. III, 26–29.

517

сразился с постыднейшим исходом… – См. VI, 24.

518

Так поступил-де некогда и Луций Брут… – См. II, 5.

519

а начальнику конницы Квинту Фабию запретив предпринимать что бы то ни было в силу власти, сопряженной с его должностью… – В силу своей высшей власти диктатор запрещает начальнику конницы исполнять служебные обязанности; отставить начальника конницы от должности диктатор не мог, несмотря на то что сам избирал себе его в помощники, и продолжительность их пребывания в должности была одинакова.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
50 из 50