Полная версия
Православный календарь на 2015 год
20 января
вторник
7 января по ст. стилюСобор Иоанна ПредтечиОбрезание и крещение
Обрезание – это обряд, касающийся еврейского народа, он был введен Богом для его самоидентификации, чтобы этот народ не растворился среди других народов Земли. Крещение же – это таинство, которое должен совершить человек, уверовавший во Христа, в библейского Бога. Этот человек может быть как евреем, так и неевреем. Таким образом, крещение и обрезание – это два совершенно различных действа, имеющих совершенно разные смыслы.
21 января
среда
8 января по ст. стилюПопразднество Богоявления.
Прп. Георгия Хозевита и Емилиана-исповедника; прп. Домники Константинопольской; прп. Паисия Угличского; прп. Григория Печерского
День постныйВодосвятие в Крещенский сочельник
Распространено заблуждение, что великое водосвятие совершается только в праздник Крещения. На самом деле великое освящение воды происходит как в Крещенский сочельник, так и в само Крещение, то есть 18 и 19 января соответственно. Крещенская вода называется Великой агиасмой, то есть великой святыней. Сам же праздник получил название Водокрещи, так как в этот день совершались водосвятия на реках и озерах. Целыми семьями ходили «на Иордан», как называли предки этот обряд, во время которого крест опускали в прорубь и совершали молебен с крестным ходом. Накануне праздника Богоявления соблюдают такой же строгий пост, как и в канун Рождества Христова.
22 января
четверг
9 января по ст. стилюПопразднество Богоявления
Мч. Полиевкта; свт. Филиппа, митр. Московского и всея Руси, чудотворца; прор. Самея; свт. Петра; прп. Евстратия; мчч. Антонины, Никандра, Захарии, Пантелеймона
О церковном календаре
Оба календаря – юлианский и григорианский – неточны. Юлианский ближе к звездному году (движение Солнечной системы относительно неподвижных звезд). Григорианский точнее учитывает движение Земли относительно Солнца, но иногда он нарушает одно из основных церковных правил даты празднования Пасхи – случается, что Пасха по григорианскому календарю приходится по времени раньше иудейской, что не допускается канонами христианства. Поэтому Русская православная церковь придерживается юлианского календаря.
23 января
пятница
10 января по ст. стилюПопразднество Богоявления
Свтт. Феофана, Григория, еп. Нисского; прпп. Дометиана, Маркиана, Павла; прп. Макария Писемского
День постныйСвечи
Во время молитвы, будь то соборная молитва в церкви или молитва в стенах собственного дома, всегда зажигают свечи или хотя бы одну свечу. Свеча – наша малая жертва Богу. Чистый воск свечи означает чистоту людей, его приносящих, а его мягкость и податливость показывают нашу готовность к послушанию Богу. Пламя же свечи, ее горение, символизирует очищение человека огнем Божественной любви. Ставить свечу перед иконой в церкви надо с сердечным теплом, с молитвой, пусть даже самой простой и короткой.
24 января
суббота
11 января по ст. стилюПопразднество Богоявления
Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника; прп. Михаила Клопского, Новгородского; прп. Феодосия Антиохийского; Елецкой иконы Божией Матери.
Приготовительные недели
Неделей на богослужебном языке называется воскресный день (от слов «не делать», то есть этот день должен быть посвящен Богу). Семь дней светской недели по-церковному называются седмицей. Неделя – первый день седмицы. Недели приготовительные – воскресенья, в которые проводятся богослужения перед Великим постом. Всего их четыре. 1) Неделя о мытаре и фарисее, на богослужениях которой вспоминается притча Спасителя о мытаре и фарисее (Лк. 18, 9—14). 2) Неделя о блудном сыне (Лк. 15, 11—32). 3) Неделя о Страшном суде (мясопустная) – воспоминание Второго пришествия Господня. 4) Неделя сыропустная – воспоминание изгнания Адама из рая.
25 января
воскресенье
12 января по ст. стилюПопразднество Богоявления
Мц. Татианы и с нею в Риме пострадавших; свт. Саввы, архиеп. Сербского; прп. Мартиниана Белозерского; мчч. Мертия, Петра Авессаломита; прп. Евпраксии Тавенской; икон Божией Матери «Акафистная» и «Млекопитательница»
Неделя о мытаре и фарисее
Неделя о мытаре и фарисее – первый воскресный день, с которого начинается приготовление к Великому посту («неделя» в церковном языке значит «воскресенье», так как в этот день не работали – «не делали»). Фарисей, представитель иудейской религиозной секты, считал высшим проявлением праведности внешнее выражение почитания Бога: пост, исполнение обрядов. Тем самым он растил в своей душе тяжелейший грех гордости. Мытарь же – сборщик налогов, презираемый всеми,– осознавал свою греховность и искренне исповедовал ее перед Богом. Молитва мытаря: Боже, милостив буди мне грешному – принята Церковью как уместная всегда и для каждого.
26 января
понедельник
13 января по ст. стилюПопразднество Богоявления
Мчч. Ермила и Стратоника; прпп. Иакова, еп. Низибийского, Елеазара Анзерского; прп. Иринарха, затворника Ростовского
Мытаря и фарисеяПреподобный Елеазар Анзерский
Преподобный Елеазар уже в зрелом возрасте стал насельником Соловецкой обители, где быстро приобрел уважение игумена и братии своим трудолюбием и талантом в резном деле. Ища подвига духовного, инок удалился на Анзер – самый удаленный остров Соловецкого архипелага, и стал там подвизаться один. Пустынник кормился тем, что вырезал из дерева чашки, которые относил на берег. Мореплаватели, находя эти чашки, охотно брали их с собой, оставляя взамен съестные припасы. Когда на остров прибыли другие соловецкие иноки, Елеазар основал на Троицкой губе скит и ввел в нем строгий иноческий устав, сам служа для братии лучшим примером смирения и постнической жизни. Например, когда старцу приходила мысль вкусить немного рыбы, он приготовлял ее, ставил перед собой и, не дотрагиваясь, укорял себя в невоздержании. Скончался преподобный в глубокой старости в 1656 году.
27 января
вторник
14 января по ст. стилюОтдание праздника Богоявления
Прпп. отцов, в Синае и Раифе избиенных; св. равноап. Нины, просветительницы Грузии
Мытаря и фарисеяСимвол веры
Верую во единого Бога, Отца, вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою, судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящего, иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь.
28 января
среда
15 января по ст. стилюПрпп. Павла Фивейского и Иоанна Кущника; прпп. Прохора и Гавриила Сербских; первомч. Пансофия
Мытаря и фарисеяДень постныйМужские православные имена (1)
Адам – земля (евр.).
Александр – защитник людей (греч.).
Алексий – защитник (греч.).
Анатолий – восточный (греч.).
Андрей – мужественный (греч.).
Антоний – приобретение взамен (греч.).
Аркадий – из Аркадии (греч.).
Арсений – мужчина (греч.).
29 января
четверг
16 января по ст. стилюПоклонение честным веригам ап. Петра; прав. Максима, иерея Тотемского
Мытаря и фарисеяЗаписки о здравии и об упокоении
Во время Божественной литургии – главного христианского богослужения – верующие подают записки о здравии своих живых родственников (крещенных в православии) и отдельно – об упокоении умерших. В записке четко и разборчиво пишут полное имя в родительном падеже: «О здравии Тамары», «Об упокоении Иоанна». Записки подают перед началом службы, обычно там же, где покупают свечи.
30 января
пятница
17 января по ст. стилюПрп. Антония Великого; прп. Антония Черноезерского; прп. Антония Краснохолмского
Мытаря и фарисеяДень постныйОбряд освящения
Все совершаемые церковные обряды имеют освящающее, то есть обновляющее и укрепляющее, благотворное воздействие на человека. Через обряд освящения на всю жизнь, на все окружение, на всю деятельность человека нисходит благословение. Освящение дома, или машины, или любой другой личной вещи человека в первую очередь говорит о нашей вере в то, что ничего не происходит с нами без воли Божьей. Желательно освящать не только новый дом, но и квартиру, в которую вы переехали. Самый идеальный вариант – сделать хороший ремонт, а после этого освятить квартиру, чтобы она была чиста от всего нематериального сора, внесенного в нее разными хозяевами с момента постройки дома. Если у вас в квартире завелись «барабашки», происходят какие-то странные вещи и вы не очень-то хорошо там себя чувствуете, тогда освящение совершенно необходимо. Правда, вам придется не только освятить квартиру, но и кое-что изменить в своей жизни, поскольку «барабашки» не заводятся ни с того ни с сего на ровном месте.
31 января
суббота
18 января по ст. стилюСвтт. Афанасия Великого и Кирилла, архиеп. Александрийских; прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского; прп. Афанасия Сяндемского; прав. Афанасия Наволоцкого; свт. Максима, архиеп. Сербии
Мытаря и фарисеяЦерковь католическая и церковь православная
Римско-католическая и православная церкви отличаются: 1. Структурой управления. На Западе один глава, на Востоке каждая национальная церковь имеет независимого главу. 2. Во взгляде на авторитарный институт, хранящий и толкующий вероучение. В католичестве это римский первоиерарх (папа), коллегии епископов и соборы, в православии – только соборы. При этом на Востоке общие соборы не собирались уже более тысячи лет. 3. В тексте Символа веры. В латинском варианте после слов «иже от Отца…» добавлено «и Сына». 4. Католичество выработало учение о чистилище, переходном посмертном состоянии человека. В православии есть близкое по смыслу понятие «мытарства». 5. В католической церкви богослужение совершается на национальных языках, тогда как в православии для богослужений употребляются церковно-славянский и древнегреческий языки.
Февраль
1 февраля
воскресенье
19 января по ст. стилюПрп. Макария Египетского; обретение мощей прп. Саввы Сторожевского; блж. Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского
Неделя о блудном сынеНеделя о блудном сыне
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.