bannerbanner
Съешь льва! Исследование евангелия от Фомы
Съешь льва! Исследование евангелия от Фомы

Полная версия

Съешь льва! Исследование евангелия от Фомы

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Съешь льва!

Исследование евангелия от Фомы.


Андрей Шпагин

Человек и его страсти – сотрудничество вместо извечной борьбы.

Предисловие


Евангелие Фомы – чрезвычайно интересное и глубокое произведение. В нем много ключей к пониманию как человеческих отношений, так и многих непонятных мест в Библии. Увы, поклонение Богу в наше время основано на религиозно-обрядовой системе, страхе и запретах. Религия ассоциируется с аскетизмом, ограничениями, запретами, крайним консерватизмом. Ну и, конечно же, с лицемерием, поскольку религия выдвигает требования, на практике невыполнимые. Страсти и желания человека противопоставляются Божьим требованиям. Потому даже проповедующие склонны втайне нарушать свои же запреты. Это глухой тупик.

Мы полагаем, любовь к Богу и к людям должна быть стилем жизни и общения, а наши страсти и желания – служить нам. Книга, которую вы читаете, – о том, что нужно мыслить, искать красивые, логичные, пусть и нестандартные решения. Эта книга в первую очередь для непредубежденного читателя. Она – не о религиозной доктрине, мы не создаем новую религию или секту, этого и так хватает. Мы хотим подтолкнуть читателя к поиску, зажечь интерес к объективному исследованию, думать, критически мыслить, искать. Мы открыты к тому, чтобы нас переубедили, предложив лучшие идеи и решения, то есть такие, которые лучше устраняют противоречия во внутреннем мире человека, в понимании человеческих отношений, Бога и Библии.

Текст Евангелия от Фомы звучит очень актуально и в наши дни, позволяет взглянуть на привычные вещи с другой стороны. Написание этой книги очень повлияло на наши ценности, образ жизни, на отношение к людям, потрясло нас до глубины души.

На протяжении двух лет каждую неделю мы собирались, чтобы исследовать Евангелие от Фомы. Для нас весьма мало значит каноничность или неканоничность, важен смысл, который несет текст. Мысли, изложенные ниже, – это краткий конспект того, что мы обсуждали1 вместе с друзьями. Так что это не только мои мысли, я просто собрал все вместе, мое авторство в данной книге очень условно.

Цель данного исследования – раскрыть смысл Евангелия от Фомы как можно более доступным образом, не вводя каких-либо сложных правил и конструкций. Это исследование не ставит целью понять исторический контекст и мотивы людей, писавших этот текст. На эту тему есть прекрасная книга проф. Нечипуренко [2], а также книга Элен Пейджелс [9]. Наша цель иная – понять, какие ценности из Евангелия Фомы применимы к нам, современным людям.

Нагорная проповедь (Мф. 5) учит нас не просто как поступать, а какими нам быть. Евангелие от Фомы еще более раскрывает эту тему – какими нам быть, что значит «Царство Божие в нас»? Это интуитивный кодекс более высокой морали. Именно интуитивный, он не основан на правилах или заповедях в стиле «туда ходи, туда не ходи, то не смотри, туда целуй, туда не целуй»2 [6]… Это скорее идеи, в которые трудно не влюбиться, если только вникнуть в них без предубеждения.

Изучая этот текст, мы удивились, насколько актуально он звучит для нас, насколько прекрасны принципы, заложенные в нем. И это не просто теоретическое исследование, эта работа сильно повлияла и на наш образ жизни, и на то, как мы мыслим.

Прежде чем перейти непосредственно к изучению Евангелия от Фомы, хочу познакомить читателей с несколькими важными идеями: о грехопадении и о муже и жене. К выводам, описанным ниже, мы пришли, изучая Библию, еще до того, как начали изучать Евангелие от Фомы.

Подробно идею о грехопадении можно прочитать в Приложении А. Но если вкратце – суть грехопадения вовсе не в том, что Адам и Ева съели какой-то фрукт с дерева. Суть в том, что эта история, описанная в Библии, происходит с нами, здесь и сейчас. Грехопадение – это не просто вкушение запретного плода. Это вкушение его не вовремя, когда человек еще не готов, когда человек спешит и своим нетерпением все портит и не попадает в цель (то есть согрешает).

Идея о муже и жене в каждом человеке описана в Приложении Б. Если коротко – в каждом человеке, независимо от пола, есть две части, одну можно условно назвать мужем, другую – женой. Внутренний муж символизирует разум, рассудительность, внутреннюю часть человека, жена – эмоции, внешнюю красоту, это как бы внешняя сторона человека. Это не очевидно, однако же подобная гипотеза решает многие проблемы понимания Библии и во многом помогает понять поведение человека. Если эта идея кажется вам странной, почитайте внимательно Приложение Б.

Очевидно, возникает еще один вопрос к Евангелию от Фомы – кто автор? Почему Фома? Когда оно написано? Неужели сам Фома его написал? Может, это подделка и авторство приписано для солидности? Но мы смотрим на суть того, что написано, а не на авторитет того, кто это написал. Даже если оно написано не две тысячи, а сто лет назад, и написал его безымянный автор – мы судим по сути изложенных идей, а не по степени авторитетности автора. Более того, Фома стал символом сомнения. Согласно классическим Евангелиям, он захотел вложить пальцы в раны Иисуса, чтобы поверить, что тот воскрес. Потому и само название «Евангелие от Фомы» во многом символично, оно как раз для тех, кто задает вопросы, кого не устраивают стандартные «заплатки».


Вступление. Тайные слова


Это тайные слова, которые сказал Иисус живой, и которые записал Дидим Иуда Фома. И он сказал: «Тот, кто обретает истолкование этих слов, не вкусит смерти».


Есть несколько важных ключей к пониманию Евангелия от Фомы. По ходу дела мы рассмотрим их один за другим. Важная основа, которая прослеживается в канонических Евангелиях, – то, что Царство Божие, вечность, Бог – это не когда-то потом, когда человек умрет, а здесь и сейчас: «Царствие Божие внутри вас есть». В Библии, и тем более в Евангелии от Фомы, жизнь и смерть – это скорее не физические жизнь и смерть, а процессы, происходящие в сознании человека, которые впоследствии только отображаются в его повседневных поступках. Примеров тому даже в канонических книгах Библии вы найдете множество. Мы верим, что по своей сути человек – существо вечное, однако жизнь и существование – понятия разные. Можно не жить, а существовать, потеряв надежду, радость и желание развиваться, и, наоборот, найдя в себе все это, можно вновь ощутить дыхание жизни.

Хотя человек и стремится к вечной жизни, но на самом деле ему с трудом удается понять, что же это такое. Это скорее вопрос веры, убеждений и личных наблюдений, но мы полагаем, что вечность начинается не в тот момент, когда человек умирает физически, а здесь, на земле, и продолжается после физической смерти. Это согласуется с тем, чему учил Иисус: «Царство Божие внутри вас есть». Многочисленные притчи Иисуса (о горчичном зерне, об охране дома и т. д.) тоже свидетельствуют о том, что начало вечности – сейчас, а не где-то и когда-то. Именно в этом контексте следует рассматривать слова «не вкусит смерти», т.е. человек, вставший на путь духовного развития на земном этапе своего существования, продолжит развиваться даже после своей физической смерти.

Но в этих словах есть и другой, практичный смысл. Очень часто люди, ставшие христианами, через несколько лет теряют живой интерес к познанию Бога, мира и людей вокруг. Почему? Им все объяснили, рассказали, что к чему, повесили неинтересную, примитивную, режущую своей дисгармонией картину и сказали: «Это истина, нельзя сомневаться». Люди съели это, начали заниматься служением, делами, поставив галочку в графе «Познание Бога». И умерли. Ни Бог, ни Библия, ни истина уже не интересны, ведь умные люди все уже рассказали, а куда мне до них! Евангелие от Фомы полно интереснейших загадок и потрясающих ответов. Кто обретет истолкование – не вкусит смерти, значит, не разочаруется в своем пути, не потеряет интерес к жизни, к исследованию, к Богу. Это тот огонь, та искра, которые сильнее смерти.


Принципы поиска истины

1. Иисус сказал: «Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем».


В этом стихе предлагается весьма интересный метод познания истины. Обычно истина и знание передаются через обучение: учитель учит учеников, те – своих учеников. Ученики либо проверяют высказывания, либо верят авторитетным людям – авторам идей. Не умаляя важности обучения, надо признать, что в религиозном подходе есть явный перекос в сторону «верить авторитетам, как самому Богу». В этом смысле научный подход гораздо более сбалансирован. Первый стих Евангелия от Фомы направляет нас к идее о том, что познание приходит от озарения, которое является результатом упорного поиска. И предлагается метод проверки: «И он будет царствовать над всем». Что значит царствовать? «Слава Божия – облекать тайною дело, а слава царей – исследовать дело» (Прит. 25:2). Цари – это мы (наш внутренний человек), если исследуем Божьи тайны. Царствовать нужно в первую очередь над самим собой. Не секрет, что именно царствование над самим собой – одна из непростых задач. Обычно человек хочет начать с царствования над другими, да и то неправильно. Иисус учил: «Кто из вас хочет быть большим, будь последним и всем слугой». Это метод царствования, который предлагает Иисус. Но царствовать таким способом не получится, если не иметь прежде всего власти над самим собой. Практические примеры: муж в семье обретает истинное главенство, если не повелевает и раздает поручения, а трудится, служит, участвует в больших и малых делах, легко откликается и даже предугадывает просьбы жены, с улыбкой, а не с огрызанием принимает замечания, во всем поступает выше, а не в самооправдании или желании убежать от неинтересной части работы. Тогда его авторитет не подвергается сомнению, он будет царем, хотя этот подход и будет отличаться от классического «хорошего менеджмента». На самом деле в работе то же самое.

Царствование можно назвать другими терминами: самоконтроль, самообладание, власть над самим собой, когда человек делает то, что он осознанно хочет, а не то, что внезапно вздумается. Подход к познанию истины через поиск, озарение и проверку на «царствование» отличается как от классического «безусловно верить авторитетам», так и от харизматического «Бог мне сказал, теперь слушайте меня». В первом случае нет озарения, во втором – сперва должна быть проверка на царствование (хотя бы в своей жизни). Такой подход делает людей свободными, освобождает от давления авторитетов и одновременно предостерегает от излишне буйных фантазий и заблуждений. Это не устраняет необходимости учиться и прислушиваться к советам мудрых людей, но переводит их из категории «господин и авторитет» в категорию «брат». Неудивительно, что Евангелие от Фомы не стало каноническим, уже с первого стиха оно подрывает систему преемственности и авторитарности.

Очень хорошо идею этого стиха иллюстрирует стихотворение Редьярда Киплинга «If» в переводе М. Лозинского – «Заповедь»:


Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех.

Верь сам в себя наперекор вселенной,

И маловерным отпусти их грех.

Пусть час не пробил, жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы, не снисходи до них.

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.


Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив.

Равно встречай успех и поруганье,

He забывая, что их голос лжив.

Останься тих, когда твое же слово

Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,

Когда вся жизнь разрушена и снова

Ты должен все воссоздавать c основ.


Умей поставить в радостной надежде,

Ha карту все, что накопил c трудом,

Bce проиграть и нищим стать как прежде

И никогда не пожалеть o том.

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно все пусто, все сгорело

И только Воля говорит: «Иди!»


Останься прост, беседуя c царями,

Будь честен, говоря c толпой.

Будь прям и тверд c врагами и друзьями.

Пусть все в свой час считаются c тобой!

Наполни смыслом каждое мгновенье

Часов и дней неуловимый бег —

Тогда весь мир ты примешь как владенье

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!


Где Царство Божие?

2. Иисус сказал: «Если те, которые ведут вас, говорят вам: Смотрите, царствие в небе! – тогда птицы небесные опередят вас. Если они говорят вам, что оно ̶– в море, тогда рыбы опередят вас. Но царствие внутри вас и вне вас».


Этот стих очень созвучен идее – «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут – вот, оно здесь, или – вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20,21). Евангелие от Фомы несколько расширяет эту идею. Во-первых, найдутся люди, которые будут учить по сути: «Царствие Божие там, где вас нет», – то есть где-то в небесах (умрете – попадете, сейчас слушайте нас и следуйте за нами).

Что может значить «в море?» Обычно, море – это народы. Получается, будут говорить: «Царство Божие в море», – похоже на миссионерское служение всем народам. Это хорошо, но без обретения Царства Божия в себе – и это не будет иметь смысла, мы будем распространять не Царство Б, а темницы для душ человеческих, что, увы, далеко не редкость. Да и «рыбы» (завсегдатаи мира сего) опередят. Посмотрите на историю колонизации Америки, когда все начиналось с миссионерства, а закончилось захватом и варварским истреблением. Так сказать «рыбы» опережают по всем фронтам – церковные структуры нередко использовались для достижения политических целей.

Что же значит «внутри вас и вне вас?» Если только внутри – есть риск элитарности, превосходства над другими, гордости типа: я – особенный, у меня «внутри Царство Божие», а у вас нет. Потому «и вне вас» – тоже важно. Видеть Царство Божие во всем вокруг: в людях, в устройстве вселенной, в разгадывании тайн природы. Тогда оно будет раскрываться глубже и полнее. Избавиться от «христианской элитарности» и начать видеть Христа вокруг – очень важно.


Познай себя

3. Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны, и вы узнаете, что вы – дети Отца живого. Если же вы не познаете себя, тогда вы в бедности и вы – бедность.


На первый взгляд призыв «познай себя» звучит банально, потому что этот призыв зачастую звучит поверхностно и остается непонятным, что же собственно делать.

Призыв к познанию себя подразумевает, что в себе, в человеке, есть некоторые законы, которые нужно исследовать. Причем не просто академически исследовать и разложить по полочкам, а «познать», то есть слиться в единстве с ними. Недаром слово «познать» нередко применяется в сексуальном контексте. Есть разные подходы к познанию себя. Кто-то ищет обретения сверхспособностей. Это тоже возможно, но главное не превратить это в шарлатанство. Для нас же ближе метод познания себя через призму заповедей Христовых: не осуди, не пожелай, возлюби, пройди два поприща вместо одного, стань последним и первым одновременно. Применяя это на себе, мы, с одной стороны, открываем в себе слабость, немощность и неспособность, с другой стороны, обнаруживаем Божие присутствие в нас.

Протестантская идея о «100% испорченности» чужда нам. В человеке есть тьма и испорченность, но вместе с тем в каждом есть доля Христа, нужно докопаться до нее, пробудить, зажечь. Именно эта идея заложена в этом стихе. Идея о «100%» хороша для подчинения, подавления, чтобы, понимая свою низость, слушали людей авторитетных. Отсюда бедность, о которой говорится в этом стихе.


Покой седьмого дня. Старец и младенец

4. Иисус сказал: «Старый человек в его дни не замедлит спросить малого ребенка семи дней о месте жизни, и он будет жить. Ибо много первых будут последними, и они станут одним».


Этот стих является своего рода очень интересной загадкой, в которой присутствуют несколько персонажей – «старый человек» и «малый ребенок семи дней», причем «малый ребенок семи дней» оказывается мудрее «старого человека», так как старый человек спрашивает у малого о месте жизни.

Очень интересно во всем этом попробовать разобраться. Начнем с «малого ребенка семи дней».

      Понятие «семь дней» играет достаточно важную роль в Библии. Как Бог создавал природу за шесть дней – рассказывается в первой главе книги Бытия. А о том, что в седьмой день Бог почил от трудов своих, рассказывает вторая глава. Но ни в первой, ни во второй главе книги Бытия не упоминается о том, что человек попал в седьмой день. О человеке говорится только в контексте шестого дня. Говоря же о Боге, упоминается седьмой день.

Слово «день» не стоит понимать буквально, как привычные для нас 24 часа (сутки). Подробно сейчас не буду на этом останавливаться, так как это тема отдельной дискуссии. Хочется обратить внимание на другие интересные детали.

Для лучшего понимания этого стиха я рекомендую прочитать статью «О грехопадении», которая находится в приложении к данной книге.

Суть грехопадения не в том, что Адам не послушался или нарушил какой-то приказ Бога, съев фрукт, а в том, что он поспешил это сделать, сделал не вовремя. Делая даже хорошие вещи, но поспешно, не вовремя или будучи не готовым, человек может портить жизнь как себе, так и окружающим людям.

Грехопадение ближе к понятиям «не вовремя», «поспешно», чем к «непослушание», «нарушение». Более полное объяснение можно прочесть в статье «О грехопадении».

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16-17).

Возникает вопрос, почему же тогда, вкусив плод от древа познания добра и зла, Адам не умер в тот же день и, судя по тому, что написано в Библии, прожил еще долгую жизнь?

Этот факт можно объяснить, если рассматривать день не как 24 часа, а как некоторые этапы формирования человеческого сознания.

Рассмотрим шестой и седьмой дни как уровни человеческого сознания:

– 

шестой день – это уровень нашей человеческой реальности со всеми проблемами, трудностями, поспешностями, нетерпеливостями, несдержанностями и так далее;


– 

седьмой день – это уровень покоя, настоящей гармонии:

«2. И совершил Бог к седьмому дню дела свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал, 3. И благословил бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел своих, которые Бог творил и созидал»

(Быт. 2:2,3).


Отсюда – смерть Адама, вкусившего плод, означает лишь то, что он не достиг седьмого дня. Прожив много лет, он умер в шестом дне, то есть в том уровне человеческого сознания, который олицетворяется шестым днем (остался со своими трудностями и проблемами).

По большому счету, все человечество живет как бы в шестом дне.

Иисус сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас» (Мф. 11:28). Слово «успокою» – это своего рода приглашение в седьмой день, приглашение войти в то состояние души, в котором человек будет находиться в настоящей радости, покое и гармонии.

Соблюдение седьмого дня (субботы) очень важно, например, для евреев. В субботу они ничего не делают – отдыхают. Для нас же суббота имеет совершенно другой смысл. Нужно стремиться к тому, чтобы суббота была каждый день, то есть стремиться жить каждый день в радости, гармонии, единстве с самим собой, избавляясь от противоречий, которые раздирают нас во все стороны.

В свете такого понимания гораздо легче понять данный стих.

«Малый ребенок семи дней» – это тот человек, который родился в седьмом дне. К каждому из нас, независимо от возраста, может прийти такой момент, когда мы, наконец, поймем, что же такое – этот седьмой день. Обретя гармонию и покой, человек становится «малым ребенком седьмого дня».

Приход «седьмого дня» – это не отсутствие проблем или борьбы, а отсутствие внутренних противоречий (через призму подобного понимания «седьмого дня» советую почитать 4 главу Послания к Евреям).

Седьмой день – это день перед восьмым. В восьмой день, по еврейским традициям, происходит обрезание младенца мужского пола. Для чего это нужно? В обрезании есть определенный символ и смысл. Пройдя эту процедуру, еврейский ребенок становится полноправным, полноценным членом еврейского общества, принимая все нормы, правила, законы и предубеждения общества, в котором он живет.

Если человек не смог удержаться в седьмом дне, он пропускает шанс обрести покой, пропускает какую-то удивительную возможность в своей жизни и попадает в восьмой день (обрезание), то есть ему прививают зачастую полезные, а зачастую и бесполезные ценности (правила, законы, предубеждения и страхи). Привитие этих ценностей нужно для того, чтобы сдерживать человеческие эмоции и нрав, сохраняя тем самым человечество от саморазрушения и хаоса.

Однако этот набор традиций и предубеждений важен, в основном, именно по причине несознательности человека. Если же человек имеет внутреннюю гармонию и покой, то нет необходимости в этом обрезании, потому что такой человек и так является живущим по совести, во внутреннем покое и его слова оказываются весомее, чем целая машина с контрактами, подписями и печатями.

Примером такого «малого ребенка семи дней» есть Иисус. Он подчинялся закону Божьему. Зачастую казалось, что он игнорирует традиции народа, где родился. Например, в субботу Иисус вместе со своими учениками шел по полю, они перетирали зерна и ели их. За такое игнорирование дня субботнего Иисус и ученики были упрекаемы фарисеям. За игнорирование традиций Иисуса не любили, говорили, что он преступник и нарушитель закона и еврейских традиций.

Кто же такой этот «старый человек», пришедший спросить совета у «малого ребенка семи дней?»

«Старый человек» – это человек, который в конце концов пришел к необходимости покоя. Это человек, который ищет настоящего спокойствия и гармонии. К этому возможно прийти, только приобретая мудрость и опыт. Набравшись мудрости и опыта, человек должен избавиться от предубеждений и начать жить в состоянии внутреннего покоя.

Есть люди, которые подталкивают нас к этому, исполняя роль «малого ребенка семи дней». Они помогают продвинуться нам вперед, не порабощая нас, подобно тому, как младенец не порабощает нас, но пленяет любовью к нему.

В моей жизни встречались такие люди, которые исполняли роль «малого ребенка семи дней». Они подтолкнули меня, не сделав при этом меня зависимым от них. Они вдохновили, подсказали и пошли дальше.

Подводя итог данного стиха, можно вывести некую схему движения к истинному покою:

1.      Все младенцы неопытны, нетерпеливы, незрелы. Они стремятся испытать все рамки на прочность и потому нуждаются в воспитании, ограничениях, законах и наказаниях, то есть в обрезании. Это та история грехопадения, которая описана в 3-й главе Книги Бытия, и это то, что происходит с людьми здесь и сейчас.

2.      Взрослея, человек приобретает опыт, мудрость, знания и дозревает до необходимости жить без религиозных и общественных предубеждений, но по совести и по любви. В этом ему помогает «малый ребенок семи дней», то есть люди, которые нас подталкивают к чему-то, направляют и вдохновляют на что-то.

3.      Если же пропустить момент, не заметить, не обратить внимания на «малого ребенка семи дней» (на подсказки и помощь людей), человек начинает новую неделю, начинается восьмой день – обрезание. Человек разочаровывается, попадает во власть более сильных людей, религиозных организаций, но и там не находит настоящего покоя.

Так будет продолжаться до тех пор, пока человек не поймет, в чем же дело и не обретет настоящего покоя.

В свете этого последняя фраза данного стиха – «Ибо много первых будут последними, и они станут одним», также становится понятной.

«Первые» – это те, которые духовно развились и фактически очень приблизились к тому, чтобы войти в седьмой день, но не смогли, не удержались и поэтому начали новую неделю. То есть из первых стали последними: «Ибо много первых будут последними». И им опять пришлось начинать все сначала в продвижении к истинному покою.

«Одним» означает «Единым». «И они станут одним» – для достижения единства человечеству нужно пройти все семь дней.

На страницу:
1 из 3