bannerbanner
Шарль Пеги о литературе, философии, христианстве
Шарль Пеги о литературе, философии, христианстве

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Протоиерей Павел Карташев (П. Б. Карташев )

Шарль Пеги о литературе, философии, христианстве: Научная монография

Новый шаг в изучении наследия Шарля Пеги

(предисловие от редактора)

На рубеже XIX-XX веков и в первые десятилетия последующего периода во французской литературе возникает стойкая потребность преодоления декадентских настроений, которые так ярко выразились в философии, литературе, даже обыденной культуре, сформировавшей своего рода требования к стилю жизни интеллигента. Писатели разных направлений и стилей от реалистов до символистов ищут опору или в традициях прошлого, или в настоящем, или в прогнозировании будущего, или в их объединении. Так возникают четыре линии во французской литературе, в которых художественный метод отступает на второй план перед концепциями истолкования мира и человека: католическая (П. Клодель, Ш. Пеги), националистическая (М. Баррес, Ш. Моррас), научно-фантастическая (Ж. Верн), унанимистическая[1] (Ж. Ромен).

Среди писателей, стремящихся к преодолению декадентской переоценки ценностей через опору на традиционные ценности католицизма, один из самых значительных – Шарль Пеги (Péguy, 1873-1914), в молодости социалист-утопист, перешедший затем на позиции католицизма, хотя по ряду вопросов расходился с Церковью. Пеги был редактором, составителем, одним из авторов и издателем журнала «Двухнедельные тетради» («Cahiers de la quinzaine») с 1900 г. до своего ухода на фронт в августе 1914 г., где он погиб в бою. В этом журнале он, в частности, опубликовал важнейшие произведения Ромена Роллана: «Героические жизни» («Жизнь Бетховена», «Жизнь Микеланджело»), начало цикла «Театр Революции», роман-эпопею «Жан-Кристоф»[2].

Для французов Пеги – славное имя. Его гибель в самом начале Первой мировой войны воспринимается как пример высокого патриотизма. Столь же высоко оценивается стиль как художественных произведений Пеги (драма «Мистерия о милосердии Жанны д'Арк» – «Ее Mystere de la charite de Jeanne d'Aro, 1910; и др.), так и его публицистических и литературно-критических статей. Его жизни и творчеству посвящено множество исследований, появлявшихся с момента его гибели в течение всех последующих десятилетий вплоть до нашего времени[3]. С 1915 г. начало издаваться полное собрание сочинений писателя, завершенное в 1955 г. 20-м томом[4]. Парижское издательство Галлимар в 1970-1980-х годах выпустило четырехтомное издание, в один из томов которого вошли поэтические произведения[5], а в три следующих – проза Пеги[6]. Это собрание сочинений Пеги занимает в совокупности более 7000 страниц (тексты и комментарии) и образует научную основу для изучения наследия выдающегося писателя.

В России имя Пеги было известно еще при его жизни. В советский период оно неизменно соседствовало с именем Ромена Роллана[7], о религиозности Пеги обычно даже не упоминалось, о его произведениях и критических статьях говорилось мало[8].

В последнее время опубликованы переводы, позволяющие русскому читателю составить свое мнение о столь заметной фигуре во французской литературе[9]. Появились работы Т. С. Таймановой[10], основательно изучившей творчество Пеги и убедительно его проанализировавшей.

В это же время велась интенсивная работа над диссертацией о взглядах Пеги в Москве П. Б. Карташевым. Собственно, началась она еще в советский период, когда в 1990 г. были опубликованы фрагменты из эссе Пеги «Предрассветной порой», сопровождавшиеся вступительной статьей П. Б. Карташева[11]. В последнее время П. Б. Карташев опубликовал серию статей о Пеги[12] и в 2007 г. защитил в Московском педагогическом государственном университете диссертацию «Шарль Пеги – литературный критик». Диссертация П. Б. Карташева представляет собой оригинальное и серьезное научное исследование литературно-критических взглядов Шарля Пеги. В ней анализируются мировоззренческие основы литературно-критических взглядов Пеги в широком культурном, философском, литературном контексте; рассматриваются литературно-критические работы Пеги, посвященные французским писателям – Виньи, Золя, классицистам и романтикам и т. д. – в аспекте становления «современного метода» литературоведческого исследования; анализируются подходы Пеги к интерпретации произведений классиков мировой литературы, его идеи о смысле и задачах науки о литературе и литературной критики. Текст диссертации составил основу данной монографии.

Обращает на себя внимание то, что автор диссертации и монографии отец Павел Карташев – протоиерей, настоятель Преображенской церкви с. Большие Вяземы, Председатель Миссионерского отдела Московской епархии Русской Православной Церкви, член Координационного совета по связям Министерства образования Московской области и Московской епархии, преподаватель Коломенской Духовной Семинарии.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Протест против декадентского символизма выразился в создании особого течения в литературе рубежа веков, получившего название «унанимизм» (unanimisme, от лат. unanimus – единодушный). Группа молодых писателей объединилась вокруг издательства «Аббатство» на основе преобразования не только литературы, но и общественной жизни. В качестве философской основы они выбрали идеи Анри Бергсона и социологию Эмиля Дюркгейма, в которой выделили мысль о коллективных представлениях, объединяющих людей.

2

Их переписка стала одним из источников литературной характеристики эпохи. См.: Correspondance. Une amitie francaise. (Correspondance entre Ch. Péguy et R. Rolland) / Presentee par A. Saffrey. P.: Albin Michel, 1955. Роллан написал о Пеги двухтомное сочинение. См.: Rolland R. Péguy; Т. 1-2. Р., 1944.

3

Seippel P. Un poete framjais tombe au champ dhonneur: Charles Péguy. P.: Payot, 1915; Suares A. Péguy. P.: Emile-Paul Freres, Ed., 1915; Halevy D. Charles Péguy et les Cahiers de la Quinzaine. P., 1919; Idem. Péguy et les Cahiers de la Quinzaine. P.: Grasset, 1941; Péguy M. La vocation de Charles Péguy. P.: Ed. du siecle, 1926; Idem. Le destin de Charles Péguy. P.: Librairie academique Perrin, 1941; Archambault P. Charles Péguy. Images d'une vie hero'ique. Saint-Amand, 1946; Chabanon A. La poetique de Péguy. P.: Laffont, 1947; Guyon B. Eart de Péguy. P.: Ed. Labergerie, 1948; Idem. Péguy. P.: Hatier, 1960; Guyot Ch. Péguy pamphletaire. Neuchatel: Ed. de la Baconniere, 1950; Joannet R. Vie et mort de Péguy. P.: Flammarion, 1950; Goldie R. Vers un hero'isme integral. Dans la lignee de Péguy. P.: Amitie Ch. Péguy, 1951; Grasset B. Evangile de ledition selon Péguy. P.: A. Bonne, 1955; Barbier J. Le vocabulaire, la syntaxe et le style des poemes reguliers de Charles Péguy. P.: Ed. Berger-Levrault, 1957; Onimus J. Péguy et le Mystere de lliistoire. P.: Cahiers de l'Amitie Charles Péguy, 1958; Idem. La route de Charles Péguy. P.: Plon, 1962; Delaporte J. Connaissancede Péguy: T. 1-2. P.: Ed. Plon, 1959; Nelson R.J. Péguy poete du sacre. Essai sur la poetique de Péguy. P.: Cahiers de l'Amitie Charles Péguy, 1960; Louette H. Péguy lecteur de Dante. P.: Cahiers de l'Amitie Charles Péguy, 1968; Bonenfant J. Eimagination du mouvement dans l'oeuvre de Péguy. Montreal, 1969; Viard J. Philosophie de l'art litteraire et socialisme selon Péguy. P.: Ed. Klincksieck, 1969; Secretain R. Péguy, soldat de la Verite. P.: Perrin, 1972; Peyre A. Péguy sans cocarde. P.: C.Jose M-M, 1973; BastaireJ. Péguy tel qu'on l'ignore. P.: Gallimard, 1973; Idem. Prier a Chartres avec Péguy. P.: Desclee de Brouwer, 1993; Idem. Péguy contre Petain. P.: Ed. Salvator, 2000; Winling R. Péguy et l'Allemagne. Lille, P.: H. Champion, 1975; Idem. Péguy et Renan. P.: H. Champion, 1975; Fraisse S. Péguy et le Moyen Age. P.: H. Champion, 1978; Idem. Péguy. P.: Ed.du Seuil, 1979; Guillemin FL Charles Péguy. P.: Ed.du Seuil, 1981; Quoniam Th. Péguy et les chemins de la grace. P.: Tequi, 1987; Dadoun R. Eros de Péguy: la guerre, lecriture, la duree. P.: Presses universitaires de France, 1988; Tardieu M. Charles Péguy: biographie. P.: F. Bourin, 1993; Burac R. Charles Péguy: la revolution et la grace. P.: Laffont, 1994; Leplay M. Charles Péguy. P.: Desclee de Brouwer, 1998; Finkielkraut A. Le mecontemporain: Péguy, lecteur du monde moderne. P.: Gallimard, 1999; Collignon B. Pourquoi ont-ils tue Péguy? Latresne: Ed. le Bord de l'eau, 2005; Grosos Ph. Péguy philosophe. Chatou: Ed. de la Transparence, 2005; Hidaki J. Péguy et Pascal. Clermont-Ferrand: Presses universitaires, 2005; etc.

4

Péguy Ch. (Euvres completes: Т. 1-20. P., 1915-1955.

5

Péguy Ch. (Euvres poetiques completes. P.: Gallimard, 1975.

6

Péguy Ch. (Euvres en prose completes: T. 1-3. P.: Gallimard, 1987-1992.

7

Отрывок из труда P. Роллана «Пеги» был опубликовон в собрании сочинений Р. Роллана: Роллам Р. Собр. соч.: В 14 т. М„ 1958ю С, 635-705).

8

Были и резко отрицательные отзывы (напр., статья Е. Гунста «Пеги» в «Литературной энциклопедии», где писатель в духе идеологии 30-х годов назывался националистом, шовинистом, милитаристом и т. д.).

9

Пеги Ш. Наша юность. Мистерия о милосердии Жанны д`Арк / Вступит. ст. Т. С. Таймановой. СПб.: Наука, 2001; Пеги Ш. Избранное: Проза. Мистерии. Поэзия / Составители Д. Рондони, Т. В. Викторова, Н. А. Струве. М.: Русский путь, 2006.

10

Прежде всего монография: Тайманова Т. С. Пеги: философия истории и литература. СПб.: СПбГУ, 2006; а также статьи и диссертация, защищенная в Санкт-Петербурге.

11

Пеги Ш. Фрагменты из эссе «Предрассветной порой». Вступительное слово о Ш. Пеги П. Б. Карташева // Культура в современном мире. Информационный сб. М.: Гос. б-ка СССР, 1990. Выш 3. С, 113-139.

12

Карташев П. Б. Христоцентричность Шарля Пеги // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 1. С. 95-99; Его же. Шарль Пеги о смысле и задачах науки о литературе и литературной критики // Вестник Тамбовского Государственного Университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. Вып. 4/48; Его же. Пласты реальности и культуры в эссеистике Шарля Пеги // Тезаурусный анализ мировой культуры: Сб. науч. трудов. Вып. 3. М.: Изд. Моск. гум. ун-та, 2006. С. 73-87. (То же в Интернете: www.mosgu.ru); Его же. Шарль Пеги – певец и защитник отечества // Тезаурусный анализ мировой культуры: Сб. науч. трудов. Вып. 10. М.: Изд. Моск. гум. ун-та, 2007. С. 59-68. (То же в Интернете: www.mosgu.ru); Его же. Динамика и покой странствия в поэме Ш. Пеги «Ева» // XVII Пуришевские чтения: «Путешествовать – значит жить». (X. К. Андерсен). Концепт странствия в мировой литературе: Сб. материалов международной конференции. М.: МПГУ, 2005. С. 92-93; Его же. Статья Шарля Пеги «Недавние произведения Золя» как опыт идейно-философской критики // Научные труды аспирантов и докторантов: Сб. науч. трудов. Вып. 41. М.: Изд. Моск. гум. ун-та, 2005. С. 92-101. (То же в Интернете: www.mosgu.ru); и др.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу