Полная версия
Тайная доктрина. Космогенезис. Антропогенезис
213
О Вихревых Атомах.
214
Ор. cit., 567.
215
Сокращенная выдержка из «Principia Rerum Naturalium».
216
Липики.
217
То есть: Первый теперь является Вторым Миром.
218
Вселенная Мысли, лишенная формы.
219
Мир Теней Первичных Форм, или Умственный.
220
В Риг-Веде мы находим имена Браманаспати и Брихаспати чередующимися и эквивалентными друг другу. Также см. Брихадараньяка Упанишада: Брихаспати есть Божество, называемое «Отцом Богов».
221
«Logic» – II, – 125.
222
Сделал уже первые три.
223
Воинства.
224
Четыре Аспекта суть тело, его жизнь или жизнеспособность, и «двойник» тела – триада, исчезающая со смертью личности – и Кама-Рупа, разлагающаяся в Кама-Лока.
225
«On Amos», IV.
226
«Theol. Cir.», I, VII.
227
См. «Оккультный Мир», стр. 89, 90.
228
Так фраза: «Natura Elementorum obtinet revelationem Dei» (Clemens, Stromata, IV-6) – приложима как к тем, так и к другим, или же ни к кому. Справься в «Zends». II – 228, и «De Iside» Плутарха, в сравнении Лайарда в «Academie des Inscriptions», 1854, vol. XV.
229
Исход, XXVI, XXVII.
230
«Antiquitates», I, VIII, гл. XXII.
231
«Chinese Buddhism», стр. 216.
232
«Человек заменяет здесь «Дракона». Сравни Духов офитов. Ангелы, признанные Римско-католическою церковью, и соответствующие этим «Лицам», у офитов именовались: Дракон – Рафаил; Лев – Михаил; Бык – Уриэль; и Орел – Гавриил. Эти Четверо сотрудничают с четырьмя евангелистами и, следовательно, предсуществовали Евангелиям.
233
Иезекиил, I.
234
Евреи, за исключением каббалистов, не имея наименований для Востока, Запада, Юга и Севера, выражали это представление словами: впереди, позади, направо и налево, и очень часто смешивали термины экзотерически, делая, таким образом, сокрытия в Библии еще более трудными для толкования. Добавьте к этому еще факт, что из сорока семи переводчиков Библии времени короля Якова, лишь трое понимали еврейский язык, и из них двое умерли прежде, нежели был переведен Псалтирь («Royal Masonic Cyclopaedia»); легко представить себе, насколько можно положиться на английский перевод Библии. В этом труде мы следуем римско-католическому толкованию.
235
Вертикальная линия или цифра 1.
236
Круг.
237
Также для тех, кто, и т. д.
238
Мир, лишенный Форм, и Мир Форм.
239
«Theosophist». Февр. 1877, стр. 303.
240
Эти добровольные воплощения называются в нашей Доктрине Нирманакая – переживающие духовные принципы человека.
241
Сукшма Шарира – иллюзорное тело, как бы «тело сновидений», в которое облечены низшие Дхиани небесной Иерархии.
242
Сравни это эзотерическое положение с доктриной гностиков, находимой в «Pistis – Sophia» (Знание – Мудрость), в трактате которой Софиа (Ашамот) представлена как потерявшаяся в водах Хаоса (Материи) на ее пути к Высочайшему Свету; и Христос, освобождающий и помогающий ей на праведном Пути. Заметьте, что «Христос» у гностиков означал Безличный принцип, Атмана Вселенной и Атму каждой человеческой души, но не Иисуса. Хотя в старых коптских манускриптах, в Британском Музее, «Христос» заменен «Иисусом» и другими терминами.
243
Catechism of the Visishthadvaita Philosophy – N. Bhâshyacharya, члена Теос. Общ., недавно умершего пандита библиотеки Адиара.
244
«Träume eines Geistersehers», приведенные С. С. Massey в его предисловии к «Spiritismus» фон Гартманна.
245
«Книга Мертвых», Поль Пьерре, гл. XVII, стр. 61.
246
См. также другие данные по поводу этого особого выражения – День «Приди к Нам»; напр. «Погребальные Обряды Египтян», соч. виконта де Руже.
247
Хаос.
248
Наша Вселенная.
249
«The Theosophist», Февр. 1887, стр 305
250
Op. cit., стр. 306.
251
Называют Мадхья то, начало и конец чего неизвестны; Пара же означает бесконечный. Все эти выражения относятся к Бесконечности и к делению времени.
252
Ор cit., стр. 307.
253
От санскритского Лайа, точка материи, где всякая дифференциация прекратилась.
254
«Пять лет Теософии», статья «Личный и Безличный Бог», стр. 200.
255
Элементы (стихии).
256
Дробь.
257
Presidential Address before the Royal Society of Chemists, – Март, 1888.
258
Стр. 242.
259
Миры.
260
Период в 311 040 000 000 000 лет по Браманическим исчисленьям.
261
См. «The Scientific Arena», ежемесячник, посвященный текущим философским учениям и их влияниям на религиозную мысль нашего века, за Июль, Август и Сентябрь, 1886, Нью-Йорк, издатель А. Уильфорд Холл, д-р Философии.
262
Это именно и есть, кажется нам, наименование, примененное J. W. Keely из Филадельфии, к тому, что он также называл «Эфирными Центрами». Он был изобретателем знаменитого «двигателя», долженствовавшего, как надеялись его поклонники, революционировать двигательные силы мира.
263
Луна мертва только что касается ее внутренних принципов, т. е., психически и духовно, как бы нелепо не казалось это утверждение. Физически она как бы полупарализованное тело. Оккультисты правильно определяют ее как «Матерь Безумная», Великий Небесный Лунатик.
264
Тем не менее, Оккультисты, вполне доверяя своим точным рекордам, астрономическим и математическим, исчисляют век человечества и утверждают, что человечество (уже разделенное на два пола), существовало в этом Круге именно 18 618 727 лет, как это отмечено в браминских учениях и в некоторых индусских календарях.
265
Комментарии на Станцы перенесены на страницу 248.
266
«Esoteric Buddhism» и «Man: Fragments of Forgotten History».
267
В Сокровенных Книгах перечислено гораздо больше планет, нежели в современных астрономических трудах.
268
Стр. 48
269
Cм. «Esoteric Buddhism» – «The Constitution of Man», and the «Planetary Chain».
270
Winchell – «World-Life».
271
Стр. 113. – (Пятое издание).
272
Стр. 185–6.
273
См. Диаграмму II.
274
Выдержки из Писем Учителя на разные темы.
275
В этом труде мы лишь мимоходом затрагиваем другие Сферы.
276
«Esoteric Buddhism» – стр. 136.
277
«Lucifer» Май, 1888.
278
«Esoteric Buddhism», (5-ое изд.), стр. 46.
279
Ор. cit., стр. 49.
280
Ор cit., стр. 140.
281
Страница 206 – Supra.
282
Оккультизм разделяет периоды Покоя (Пралайи) на несколько видов: существует Индивидуальная Пралайа каждой Сферы, когда человечество и жизнь переходят на следующую – семь малых Пралай в каждом Круге; Планетная Пралайа, когда семь Кругов закончены; Солнечная Пралайа, когда вся система приближается к концу и, наконец, Всемирная Пралайа, Маха или Брама Пралайа, при завершении Века Брамы. Это главные Пралайи или «Периоды Разрушения». Имеется много других малых, но мы сейчас не можем ими заниматься.
283
Стр. 48–49.
284
Ibid.
285
«Физические» означает здесь дифференцированные для космических целей и работ; эта «физическая сторона», несмотря на то, что она вполне объективна для познавания существ на других планах, для нас на нашем плане она совершенно субъективна.
286
Стр. 276 et seq.
287
Там же.
288
См. Диаграмму, ор. cit., стр. 277.
289
Ор. cit., 273 – 4.
290
Ор. cit., 274 – 5.
291
II – 278 – 9.
292
Стр. 48.
293
Здесь подразумеваются Природы семи Иерархий или Классов Питри и Дхиан-Коганов, составляющих нашу природу и тела.
294
Круг или оборот Жизни и Бытия вокруг семи меньших Колес.
295
Две трети.
296
Раса.
297
Стр. 235.
298
Откровение, XII – 7–9.
299
См. Том 2. Стих 17.
300
«Разоблаченная Изида», I. 299–300. Сравни также Dunlap – «Söd; The Son of the Man», стр. 51 et seq.
301
На основании авторитета Иринея, Юстина Мученика и самого «Кодекса», Дунлап доказывает, что назареяне рассматривали «Дух», в связи с нашей Землею, как женскую и злую Силу.
302
Фетахил тождественен с воинством Питри, «создавших человека», но только как «Оболочку». У назареян он считался Царем Света и Создателем, но, в данном случае, он является неудачливым Прометеем, которому не удалось захватить Живой Огонь, необходимый для образования Божественной Души, ибо он не знал тайного Имени, Неизреченное и Несказуемое Имя каббалистов.
303
Дух Материи и вожделения. Кама Рупа минус Манас, Ум.
304
«Codex Nazaraeus», II. 233.
305
Этот Мано назареян странно походит на индусского Ману, Небесного Человека в Риг-Веде.
306
«Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой – Виноградарь»; от Иоанна. XV – 1.
307
У гностиков Христос, так же как и Михаил, который в некоторых отношениях тождественен Ему, был «Владыкою Эонов».
308
«Codex Nazaraeus», I. 135.
309
См. «The Cosmogony of Pherecydes».
310
I. 301, примечание.
311
Они встречаются в халдейской Книге Чисел.
312
Ор. cit., II. 183 et seq.
313
О разнице между Nous, высшей Божественной Мудростью, и psyche, низшей, земной см. Св. Иакова III. 15–17.
314
Связь Иеговы с Луною в Каббале хорошо известна ученикам.
315
О назареянах смотри «Разоблаченную Изиду», II. 131 и 132. Истинные последователи истинного Христа все были назареянами и христианами и были противниками позднейших христиан.
316
См. Диаграмму Лунной Цепи семи миров, стр. 226, где, как в нашей, так и в любой другой Цепи, верхние миры духовны, тогда как низшие – Луна, Земля или иная планета затемнены материей.
317
Весь Космос. Напоминаем читателю, что в Станцах под Космосом часто предполагается не Беспредельная Вселенная, но лишь наша Солнечная Система.
318
Это чисто астрономически.
319
Для более ясного объяснения вышесказанного смотри «Саптапарна» в Указателе.
320
Ор. cit., III. 346.
321
Книга Дзиан.
322
См. Index под словами: «эволюция», «Дарвин», «Капила», «Борьба за Существование» и т. д.
323
«Разоблаченная Изида», II – 260.
324
Вишну Пурана.
325
Цепь.
326
Земля.
327
Kenealy: «Book of God» – стр. 118.
328
Acosta, VI, 14.
329
Kenealy, ibid.
330
I, 587 – 93.
331
То, что было естественным в глазах примитивного человека, теперь только стало чудом для нас; и то, что было чудом для него, никогда не может быть выражено нашим языком.
332
Нет другой нации в мире, в которой чувство благоговения или религиозного мистицизма было бы более развито и настолько преобладающим, нежели среди индусов. См., что говорит Макс Мюллер об этой идиосинкразии и национальной черте в своих трудах. Это чувство является непосредственным наследием первоначальных сознательных людей Третьей Расы.
333
«Лекции о Героях».
334
Проводник.
335
Атман.
336
Атма-Буддхи, Дух-Душа. Это относится к космическим принципам.
337
Также.
338
Авалокитешвара.
339
Строители. Семь Творящих Риши, связанные теперь с созвездием Большой Медведицы.
340
Земля.
341
Rosenroth – «Liber Mysterii», IV – 1.
342
Книга Бытия.
343
«Auszüge aus dem Zohar», стр. 13–15.
344
Смотри Вишну Пурана. Книга I.
345
Гл. LXXXVIII.
346
Гл. LXIV. 29–30.
347
Там же, 34–35.
348
Мир, когда он назван «Миром Высшим», является высшим не в силу своего местонахождения, но потому, что он выше качеством или естеством. Тем не менее, такой Мир обычно понимается несведущими как «Небеса» и помещается ими над нашими головами.
349
Формы, Стхула Шарира, Внешнее тело.
350
Жемчужины.
351
Ανθρωποζ – труд об Оккультной Эмбриологии, книга I.
352
Именно врожденный идиот.
353
Евангелие от Иоанна, III, 8.
354
Гл. CXLVIII.
355
Там же, CXLIX – 51.
356
«The Seven Souls of Man», стр. 2; лекция Джеральда Мэсси.
357
«De Iside et Osiride» – XLIII.
358
Гл. XII.
359
IV, 5.
360
Marriette – «Abydos», таблица 51.
361
P. Pierret – «Etudes Egyptologiques».
362
«Ritual» – гл. II.
363
Примечание перев. Будха означает мудрый. Бодхи – мудрость.
364
Слиты во Едино.
365
Некоторые враждебные критики стараются доказать, что в наших ранних трудах в «Разоблаченной Изиде» не говорилось ни о Семи Принципах Человека, ни о Семеричном Строении Нашей Цепи. Хотя в том труде доктрина могла быть дана лишь в намеках, тем не менее, там имеется много мест, в которых открыто упомянуто Семеричное Строение, как Человека, так и Цепи. Говоря об Элохиме (II, 420), сказано: «Они остаются над Седьмым небом (или духовным миром), ибо именно они, согласно каббалистам, образовали шесть материальных миров в их последовательности, или, скорее, попытки миров, предшествовавших нашему, который, говорят они, есть седьмой». Наш Земной шар на диаграмме, представляющей Цепь, конечно, седьмой и низший; хотя, так как эволюция на этих Сферах циклична, он является четвертым на нисходящей дуге материи. Далее сказано (II, 367): «В представлениях Египта, так же, как и во всех других верованиях, основанных на философии, человек был не просто только… сочетанием души и тела; он был троичен, когда дух был присоединен к нему. Кроме того, эта доктрина учила, что он имел… тело… астральную форму или тень… животную душу… высшую душу и… земной рассудок… (и) шестой принцип и т. д. – седьмой – ДУХ». Так ясно упомянуты эти принципы, что даже в Указателе (II, 683) можно найти «Шесть Принципов Человека», седьмой, будучи, строго говоря, синтезом шести и не принципом, но лишь Лучом Абсолютного ВСЕГО.
366
См. Диаграмму – III, стр. 189.
367
«Genesis of the Soul» Стр. 340–351.
368
«De Mysteriis» – II – 3.
369
«Asiatic Researches» – XI, 99–100.
370
Гл. XXXII, 9.
371
Их Верхняя Триада.
372
Бхуми или Притхиви.
373
«Книга Мертвых», I, 7. Сравни также «Мистерии Ростана».
374
Царство.
375
Царство.
376
Первая Тень Физического Человека.
377
Человек.
378
Луна.
379
См. «Codex Mantuanus».
380
Образование «Живой Души» или Человека яснее передало бы мысль. «Живая Душа» является синонимом Человека в Библии. Это наши семь «Принципов».
381
«Ha Idra Zuta Kadisha». XXII, 746.
382
XVIII, 12.
383
Послание к Евреям, IV.
384
Cruden, sub voce.
385
Книга Чисел. I, VIII, 3.
386
Стр. 389.
387
Таблица VII, стр. 37.
388
Эта Триада разъединена с низшей Четверицею, ибо она всегда разъединяется после смерти.
389
Zohar – «Idra Zuta», кн. III, стр. 292-b.
390
I – 302.
391
Прочтите в «Разоблаченной Изиде» (II, 297–303) доктрину «Codex Nazaraeus». Каждое положение нашего Учения встречается там в другой форме и аллегории.
392
Ману – Книга I.
393
Слово «Грех» весьма любопытно, но имеет особое оккультное отношение к Луне, помимо того, оно было ее эквивалентом у халдеев.
394
Теория проф. Цельнера была более, нежели приветствована многими учеными, являющимися к тому же спиритуалистами, как, например, проф. Бутлеров и Вагнер в Петербурге.
395
Придавать реальность абстракциям есть заблуждение Реализма. Пространство и время часто рассматриваются как бы отдельно от всех конкретных умственных представлений ума вместо того, чтобы быть принятыми как обобщения этих понятий в определенных аспектах. (Bain, «Logic» часть II, стр. 389).
396
«The Mysteries of Magic», A. Е. Waite.
397
Уильсон, I, 23–24.
398
«Five Years of Theosophy», стр. 169.
399
В философии Санкхья семь Пракрити или «творческие созидания» суть Махат, Ахамкара и пять Танматра. См. Санкхья Карика, III и комментарии к ним.
400
См. Линга Пурана, первый отдел, LXX, 12 et seq.; также Вайю Пурана, гл. IV, но прежде всего предыдущую Пурану – Первый Отдел, VIII, 67–74.
401
Вишну Пурана. Книга VI, гл. IV. Совершенно излишне говорить это индусам, которые знают свои Пураны наизусть, но очень полезно напомнить нашим востоковедам и тем западникам, кто считает перевод Уильсона за авторитет, что в своем английском переводе Вишну Пураны, он повинен в самых забавных противоречиях и ошибках. Так в отношении этого вопроса о семи Пракрити или семи зонах Яйца Брамы, эти два изложения совершенно расходятся. В томе 1, стр. 40, говорится, что Яйцо облечено в семь внешних оболочек. Уильсон комментирует: «Водою, Воздухом, Огнем, Эфиром и Ахамкара», – последнее же слово вовсе не существует в санскритских текстах. И в Томе V, на стр. 198 той же Пураны написано: «Таким способом исчислялись семь форм Природы (Пракрити) от Махата до Земли (?). Между Махатом или Маха-Буддхи и «Водою» и т. д. разница очень значительна.
402
Так же согласно Гегелю, великому метафизику. Для него Природа была постоянным развертыванием. Чистейшее эзотерическое представление. Творение или Начало в христианском смысле совершенно немыслимо. Как выразился вышеуказанный мыслитель: «Бог (Дух Вселенной) проявляет себя как объективная Природа и снова подымается из нее».
403
Book of Dzyan – Comm. III, par. 18.
404
Стр. 19.
405
Примитивный или Первичный Человек.
406
Перевоплощение.
407
Носитель.
408
См., например, труд Augustus le Plongeon – «Sacred Mysteries among the Mayas and the Quiches», где указана тождественность верований и ритуалов среди египтян и майя. Древний священный алфавит майя и египтян почти тождественен.
409
В «Theosophist'e» – 1881.
410
Т. Субба Роу. «Пять Лет Теософии», стр. 154.
411
Называемые также «Сынами Мудрости» и «Огненного Тумана» и «Братьями Солнца» в китайских рекордах. Си-цзан (Тибет) упоминается в Манускриптах сокровенной библиотеки в провинции Фу-цзянь, как великое местонахождение Оккультного Знания с незапамятных времен, века до Будды. Император Юй-Великий (2207 г. до Р. Х.), благочестивый мистик и великий Адепт, как говорят, получил свое знание от «Великих Учителей Снежной Горной Цепи» в Си-цзан.
412
Евангелие от Матфея, VI, 5–6.
413
«Дева Мира», стр. 134–5.
414
«Paracelsus» – Franz Hartmann, М. D., стр. 44.
415
Это слово объяснено д-ром Гартманном на основании текстов Парацельса следующим образом. Согласно этому великому Розенкрейцеру: «Mysterium» есть все то, из чего может развиться то, что заключено в нем лишь в зачаточном состоянии. Семя есть «Mysterium» растения, яйцо «Mysterium» живой птицы и т. д….»
416
Ор. cit., стр. 41, 42.
417
Только каббалисты средневековья, те, кто следовали евреям или одному или двум нео-платоникам, применяли термин Микрокосм к человеку. Древняя философия называла Землю Микрокосмом Макрокосма, человека же результатом обоих.
418
«Эта доктрина, преподаваемая 300 лет тому назад», замечает переводчик, тождественна с той, которая революционировала современную мысль, после того, как ей была дана новая форма, выработанная Дарвином. Она еще более выработана Капилою в философии Санкхья.