Полная версия
Обращение к богине: взаимодействие с индуистскими, греческими и египетскими божествами
К сожалению, эти узы так же крепко связывают нас с людьми, которых мы ненавидим, как и с теми, кого любим (а порой даже сильнее). Лучший способ установить психическую связь с кем-либо – это испытать сильное чувство по отношению к нему (не важно, положительное или отрицательное). И наоборот, для того, чтобы избежать подобной связи, необходимо заблокировать свой разум и постараться отнестись к человеку как к постороннему. Впрочем, сделать это бывает достаточно сложно, когда чувствуешь злость, когда тебя оскорбили и отвергли, когда ты находишься в опасности или испытываешь подобные негативные и разрушительные эмоции.
Выражение «подставить другую щеку» (то есть никак не среагировать) – это не просто совет проявить пацифизм. Когда задеты наши чувства, мы утрачиваем способность трезво рассуждать, обида вносит во все хаос. Нужно дать себе возможность успокоиться (например, пропеть мантру или ощутить твердую почву под ногами) перед тем, как среагировать должным образом – поступить так всегда будет правильно, хоть зачастую и сложно. Неудивительно, что так много йогов и мистиков уходят в леса и пещеры, чтобы жить в полном одиночестве! Неведение – лучшая форма защиты: никакого лишнего взаимодействия, никаких препятствий на пути духовного восхождения. Нити, связывающие нас с людьми и местами, которые мало для нас значат, разумеется, самые тонкие, их отследить сложнее всего.
Манипура также связана с вопросами морали, мирскими амбициями и пороками.
Кишечник (Свадхистана/надпочечная железа)
Этот оранжевый вращающийся диск связан с нашей способностью интерпретировать, а также с пищеварительной и эндокринной системами. Манипура контролирует течение жидкостей в организме, уровень личного обаяния и жизнеспособности. Таким образом, эта чакра влияет на возможность и желание взаимодействовать с другими. Она располагается приблизительно между верхним краем лобковой кости и пупком.
Крестец (Муладхара/яички или яичники)
Красная корневая чакра отвечает за сексуальность, связь с землей, а также за инстинкты, такие как страх в момент опасности. Если вы имеете исключительно сексуальные отношения с кем-либо, то ваша связь будет проходить в основном через эту чакру (хотя такого рода отношения достаточно редки, поскольку слишком примитивны, что противоречит нашей духовной организации).
Кишечная и крестцовая чакры отвечают за сексуальное влечение, хотя все чакры так или иначе участвуют в физической реакции человека на то, что его возбуждает. Также Муладхара контролирует иммунную систему и отвечает за инстинкт выживания.
Песнопения и мантрыНам очень повезло, ведь в индуизме и буддизме сохранилось до наших дней огромное количество древних мантр, безупречно созвучных с каждым отдельным божеством.
Слова на санскрите и интонации сами по себе считаются божественными формами. Благодаря чудесам современного мира сегодня их можно найти в интернете вместе с переводом и указаниями относительно правильных интонаций, произношения и пр. Для духовного искателя это невероятная находка.
Конечно, каждый выбирает то, что ему больше подходит, однако я призываю своих читателей ознакомиться и попрактиковать эти песнопения – так, как им подскажут разум и интуиция. Воспевание с благоговением (на санскрите «jaap»), с четками мала, на которых ведется счет (обычно до 108), или даже про себя, в полной неподвижности – один из самых простых способов избавиться от эго и достичь просветления. Вскоре становится понятно, что слоги, звуки и слова действительно являются живыми существами и что определенные божества пребывают внутри них и призываются посредством их повторения.
Эффекты (как в области духовного развития, так и неврологии), которых можно достичь при помощи этого простого инструмента, поистине удивительны, поэтому я призываю читателей проявить к мантрам особое внимание. Во всех главах, посвященных индуистским богиням, после поэтических вступлений даются мантры, которые могут помочь в достижении наших целей.
Аум/омСлово, которое пишется на санскрите как
обычно произносят как «ом», хотя правильно нужно говорить «аум». Медитация «Аум» перед выполнением любого из упражнений, которые даются в этой книге, очень вам поможет. Этот слог содержит в себе бытие и небытие одновременно, это ультрареальность в форме звука. Во время медитации обычно пропевают «ау» (достаточно высоко), затем «ууу» (немного ниже) и далее (еще на тон ниже) – «ммм». Эти звуки символизируют космический процесс созидания (Брахма), сохранения (Вишну) и растворения (Шива), а также содержат в себе все, что может быть создано, сделано, задумано, во что можно поверить… и многое другое. Между санскритом и мантрой связующим звеном выступает богиня Сарасвати, которая придает музыкальную и языковую форму идее.
Предпочтительнее произносить «аум» достаточно громко, чтобы звук, исходя из голосовых связок и вибрируя, доходил до губ. Полезно пропускать эти вибрации по позвоночнику, сквозь чакры, в том случае, если у вас есть возможность уединиться и расслабиться, поскольку скованность не позволит обрести внутренний покой. Хорошим дополнением к данной практике могут послужить замечательные записи индуистских и тибетских мантр, которые можно найти на ряде ресурсов (например, на YouTube). Слушая мантры в наушниках, вы сможете полностью погрузиться в их особенную атмосферу. Порой пение тибетских монахов, вызывающее особое чувство тревоги, содержит чрезвычайно высокую концентрацию «аум», что помогает настроиться на правильные вибрации.
После того как вы познакомились с мантрами, желательно достаточно часто петь их про себя, выполняя асаны, используя четки или какой-либо музыкальный инструмент либо сохраняя полную неподвижность.
Список функций богинь
Часть I. Индуистские богини
Глава 1. Сарасвати
Как правило, она предстает взору сидящей на берегу священной реки или плывущей по ней на лотосе. Ее черные волосы ниспадают волнами на белоснежное сари, а воздух вокруг нее наполнен ласкающими слух звуками ви́ны. Пока Сарасвати перебирает струны, мир процветает, но стоит ей прекратить играть – и цивилизации падут, а Вселенная начнет сжиматься.
На лбу у нее бинди света в виде полумесяца; она медитирует, напевая мантры и творя новых божеств при помощи своих мощных заклинаний.
Она сплетает ноты в янтры, геометрические узоры, излучающие ведическую энергию. Возможно, она одарит ими поэтов, мудрецов или менестрелей с их чарующим пением, блуждающих в этом мире иллюзий, в мире Майя.
Она может заставить своих последователей окунуться в реку отчаяния, воды которой темнее, чем иссиня-черные волосы богини, или танцевать и кружиться в болоте. Но затем она подплывет к ним на белоснежном лебеде (хамсе), символизирующем творческое начало Вселенной, предлагая свои дары.
Обжигающий поток вдохновения, способный прочистить заблокированный канал восприятия; внезапное признание таланта человека, чье умение раньше казалось окружающим бесполезным; железная воля, необходимая гению для самодисциплины, поскольку его разум отвлекается на хаос внешнего мира, – так она воспитывает своих последователей, доводя их способности до совершенства, после того как они омоются священными водами ее реки.
Подобно серебристому лунному свету, свежему ветру надежды, она скользит над мрачными глубинами хаоса и невежества. Ее дары – красноречие, просвещенность и стремление к духовным поискам – это лодка, на которой мы способны переплыть эти буйные воды и достичь просветления.
Смотрите же – на берегу реки стоит сверкающий город, полный чудес. Это цитадель Сарасвати, возведенная из золота, и хотя она может принять многих, в ней пока нет ни души. Тот, кто хочет поселиться в этом утопическом месте, должен сначала пересечь коварные воды, следуя за своей Музой, – только после он сможет войти в город.
Тем временем барды продолжают петь, а кто-то продолжает мечтать об обещанном рае, возвеличивая мысль и искусство, – и таким образом, шаг за шагом, они приближаются к царству Сарасвати, к величайшим возможностям души.
Мантра: Аум Хрим Аим Криим Сарасвати Девийя Намаха
Сарасвати – одна из Триведи, священной триады богинь индуизма, наряду с Лакшми и Парвати. Она является богиней высшей мудрости, знаний, речи и искусств. В некоторых священных текстах она предстает в образе женщины-партнера (Шакти) Вишну, так же как и его жена Лакшми. Согласно другим писаниям она является женой Брахмы, бога-творца, или же его дочерью, а иногда – и той и другой одновременно. В Матсья-пуране, например, говорится, что Брахма сам создал Сарасвати через свои рот, пупок и семенную жидкость во время медитации на чистую добродетель. Новая богиня оказалась настолько красивой, что он вскоре влюбился в нее. Пытаясь избежать любовных ухаживаний Брахмы, Сарасвати прячется от его взора. Однако чтобы видеть свое творение, Брахма принимает другой образ, но Сарасвати вновь скрывается от него, и Брахме приходится придумывать новое лицо, чтобы наблюдать за дочерью. Таким образом он обретает пять ликов. Сарасвати обращается за защитой к Шиве, и тот мгновенно отрезвляет Брахму, отрубив его верхнюю (пятую) голову, представляющую его эго. Раскаиваясь, Брахма решает благословить дочь вместо попыток добиться ее. Он приносит ей в дар свободно текущую реку, с помощью которой богиня сможет орошать сознание и души людей. Также он дарит ей способность наделять человечество даром речи, и в конце концов дает Сарасвати место внутри самого себя, чтобы никогда больше не чувствовать себя глупцом и всегда познавать новое.
Иногда Сарасвати изображается рядом с богом Ганеша или с местным богом – повелителем искусств. Учитывая то, насколько древней религией является индуизм и что изначально он распространялся в виде канонов шрути или устно, причем не только на огромной территории Индии, но и в других странах, неудивительно, что можно столкнуться с различными несоответствиями. Тем не менее обычно Сарасвати изображается самодостаточной, пребывающей в одиночестве и никому не принадлежащей – подобно тому, как произведение искусства принадлежит не столько самому создателю, сколько всему человечеству.
Имя Сарасвати означает «текущая» или «текучая» – как вода, которая течет в реке или падает на землю в виде дождя; как душа, наделенная воображением, с радостью осознающая себя частью Вселенной; как хорошая музыка, поэзия и само вдохновение. Она также известна под именем Вак (или «речь»), поскольку Сарасвати обладает инструментами, с помощью которых можно размышлять, понимать человеческую природу и осознавать главную истину – все связано, и все мы без исключения являемся частью Абсолюта. Таким образом, ее имя также означает «та, что дарит свою сущность». Являясь Верховной Богиней Речи – Вагишвари (существует мнение, что она произошла от пяти языков Брахмы), и Мудрости – Махавидьи, Сарасвати считается также Матерью Ригведы, а все священные писания (в метафорическом смысле) – ее детьми. Она также упоминается в Пуранах как богиня речи и языка, с помощью которых она часто нарушает демонические планы. Например, когда дэвы обратились к Сарасвати с просьбой помочь им в борьбе с демоном Кумбхакарна, она ловко скрутила ему язык, когда тот просил о божественном даре, заставив его произнести «нидрасан» («вечный сон») вместо «индрасан» («трон Индры»). Когда же ненавидящий богов ракшаса-великан совершил суровые аскезы и собирался воззвать к Брахме, Сарасвати вновь перехитрила его, заставив произнести вместо «нирдеванта» («да не будет богов») немного отличающуюся по произношению фразу «нирдратва» («позволь мне уснуть»). После этого он сразу же провалился в сон, от которого пробуждался раз в полгода. Таким образом, Сарасвати является к тому же богиней точных действий и абсолютной ясности. Ее уловки демонстрируют, насколько опасно говорить бездумно, а также какая сила, сравнимая с заклинаниями, содержится в каждом слоге и звуке.
Помимо контроля над речью и артикуляцией, Сарасвати также является богиней – покровительницей театра и чародейства, просвещения через развлечения. Драматурги, актеры и все, кто связан с искусством, взывают к Сарасвати в поисках божественного вдохновения. Знания и умения, которые она дарует, относятся к искусству йоги – в том смысле, что они объединяют тело и дух, позволяя богине наполнить психику человека божественными водами своей реки, что, в свою очередь, способствует блаженству духа и его освобождению. И напротив – многие искусства, которые связывают с Лакшми, считаются приносящими только коммерческую выгоду, не более чем приятным времяпрепровождением и поэтому – нечистыми с точки зрения Брахмы, хотя Лакшми также дарует мудрость и нравственность тем, кто ей беззаветно предан. Тем не менее именно Сарасвати является мокша-патни, то есть владеет искусством, которое ведет к освобождению. Это, в свою очередь, способствует приобретению мастерства и саморазвитию, что открывает путь к богатству, которое символизирует Лакшми. Несмотря на то что Сарасвати и Лакшми принято рассматривать как противоположности и даже конкурирующие силы, на самом деле они могут дополнять друг друга.
В частности, в Ригведе – самых древних индуистских священных текстах – Сарасвати описывается как речная богиня, представляющая плодородие, свободу духа, чистоту и живительную силу воды. Позже стало считаться, что в данном случае речь идет скорее о творческой плодовитости, нежели о физической, поскольку Сарасвати – источник вдохновения, воображения, созидания, а также речи и образования. Согласно Ригведе река Сарасвати течет по высушенному руслу параллельно древней реке Инд, с Гималайских гор на северо-запад, к морю. Река Сарсути, которую можно увидеть на этом месте в наше время, ассоциируется со священной рекой и течет в другом направлении. «Высыхание реки Сарасвати», на берегах которой, скорее всего, были написаны Веды, можно понимать как в прямом, так и в переносном смысле – как «засуху духовности» в эру Кали-юга. Продолжаются споры о точном месторасположении реки, которую когда-то представляла собой богиня. Не так давно при помощи аэрофотосъемки было обнаружено то, что некоторые ученые считают первоначальным руслом реки, каким оно было до разделения территории Индии. Таким образом, противостояние в этой теории имеет также не только религиозные, но и политические корни.
Независимо от того, где именно географически расположена эта река, ясно прослеживается связь Сарасвати с водой (или духом), стекающей с небес на землю и символизирующей любое плодотворное начинание.
В Ведах Индия иногда называется Сапта-синдху, что означает «земля семи рек». Одна из них – река Инд, название которой позже послужило появлению слова «индус» благодаря грекам, поселившимся на ее берегах, и слова «Индия».
Помимо того, что река представляет собой границу определенной территории, пересечение ее может означать довольно опасный переход в новое состояние, а погружение в ее воды является символом перерождения. Таким образом, Сарасвати обладает также способностью исцелять, и как богиня, совершающая обряд посвящения путем погружения в воды своей реки, она будет защищать то, что зародилось в процессе такого посвящения.
Сарасвати является также источником и хранительницей эмоций, таких как ностальгия, надежда, вдохновение, – именно они в первую очередь необходимы любому музыканту, певцу или художнику. Она – воплощенная Муза и может даровать успех в музыкальной, поэтической и научной сферах. К ней обращаются, когда нужно улучшить память, также она может помочь в обучении. Регулярно пропевая ее мантры, вы станете лучше учиться и предотвратите умственную деградацию и старение. В Индии ей повсеместно поклоняются как богине культуры и обучения, присутствие ее духа в школах и университетах считается таким же необходимым, как и присутствие учителей, книг и ручек (а в наши дни – еще и компьютеров), которые почитаются наравне с богиней. Объединяя звуки с осмысленными словами, вы превращаете пение и чтение мантр в очень полезную практику, позволяющую обратиться к Сарасвати.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.