bannerbanner
Звезды Шамана. Философия Шамана
Звезды Шамана. Философия Шамана

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

– А теперь подумай о существе, которое по линии времени сейчас и в твоем прошлом, и в твоем будущем.

– Как это?

– Ты, например, встретил его вчера и встретишь завтра.

– Ну, я и сам был вчера и, наверное, буду завтра.

– Завтра ты будешь не такой, как вчера. А это существо – такое же, просто оно больше тебя во времени и находится и сейчас, и вчера, и завтра от тебя.

– Туда развиваться?

– Нет. Это один из многих примеров.

– Так что мне делать?

– Начни с того, что, максимально отвлекшись от тела и общества, думай о том, кто (что) есть ты в этом состоянии – без телесных и социальных потребностей.

– В какое время?

– В любое. Например, проснувшись, подумай, кем ты был во сне и кого (что) ты «собираешь-воссоздаешь» по утрам. Вспомнив днем, подумай о том, кто (что) только что направлял(о) и контролировал(о) твою активность. Импровизируй.

– Так можно и проектировать себя на день?

– Задающий вопрос…

– А что-то конкретное, чтоб не только в мышлении?

– Завтра расскажу про пару практик.

Глухари и Волки

Животные могут давать человеку неожиданные подсказки, не подозревая об этом. Говорят, что один из самых больших золотых приисков на Лене был открыт при разделке глухаря. Глухари (как и куры) глотают камешки для «перетирки» пищи в желудке. При разделке глухаря был обнаружен первый золотой самородок. А уж старатели проверили-промыли и токовища, и предполагаемые маршруты глухарей.

Глухаря не слишком уважают. Хорошо относятся – да, но без особого уважения. Как, наверное, к курице, только редкой и чистой.

А Ворона и Волка уважают. Для коренных малочисленных народов Севера (КМНС) Ворон и Волк – учителя. Существуют даже специальные танцы с Волком, Вороном, Оленем и Человеком. Сейчас бы их назвали ритмичными ролевыми играми [18]. Современные ролевые игры усложнились, но потеряли ритм. А ведь именно ритм определяет отметку «когда» действовать. Танцы, напротив, слишком схематизировали или просто потеряли роли. Я думаю, что будущее и ролевых игр, и танцев в их объединении.

Побыв в таком танце Волком, многое о нем узнаешь. В другом танце – Вороном. «Животные» стили восточных единоборств когда-то начинались с аналогичных танцев. Потом что-то приобрелось, но многое и потерялось.

Собаку любят, но не так уважают. Впрочем, и Оленя тоже. Психологически, Собака, даже старая, – воспитанный щенок. Взрослое животное может жить самостоятельно (самостоятельность – критерий взрослости). Домашняя Собака не может. Она остановлена в развитии заботой Человека. Людям и не нужно, чтобы Собака была психологически взрослой. Взрослое животное не будет слепо подчиняться.

В схватке с Волком Собака будет драться за человека, потому что щенок не разбирается в жизни. И «взрослого» человека так же используют более взрослые люди, структуры и пр.

Некоторые Волки ночью ходят по городам. Умны и при встрече с психологически взрослым человеком маскируются под Собак. При других – не маскируются. Волки и другие хищники не разбираются в психологии и состояниях человека, не размышляют об этом, они знают.

Взрослый Волк обладает возможностями, не доступными большинству Собак, живущих в ограниченных квартирах-вольерах-дворах: Волк неутомим, он может загонять дичь, часами (!) мчась с большой скоростью; может загрызть зверя в десятки раз крупнее себя. У Волка самый большой из всех сухопутных животных охотничий участок – до 1000 км и больше при следовании за оленями; при случае Волк также берет рыбу (особенно в период хода лососевых), как и зверя; волчат кормит вся стая, отрыгивая пищу.

Иногда при волчьей охоте другой зверь сталкивается не с отдельным Волком, а со Стаей – волчьим надорганизмом, и тогда шансов у зверя мало. В стае Волки общаются телепатически. Им достаточно просто посмотреть друг на друга, чтобы понять, какой участок или тропу какому Волку нужно перекрыть при охоте, что собираются делать другие члены стаи и т. п. Также, если один Волк освоил какой-то новый прием охоты или поиска, остальные члены стаи осваивают этот способ очень быстро, даже не контактируя с первым. Изредка, по совершенно непонятной причине, Волки объединяются просто в чудовищные стаи (до нескольких сотен!). Биологически это совершенно необъяснимо, так как при всей мобильности Волка прокормиться в одном ареале такой стае невозможно. Возможно, волчий надорганизм просто «экспериментирует», пробуя новые формы организации сообщества. Однако Волку, несмотря на телепатические способности, уже очень трудно конкурировать с Человеком, заменяющим телепатию средствами связи, оснащенным оружием и все более сложными инструментами и машинами. Волк (или его надорганизм) пока не пошел по пути создания инструментария (набора средств), так как ему это было не нужно.

Волки есть везде – от Южной Африки до Заполярья. Полярные Волки – самые крупные, могут брать Бизона, а раньше Стаей брали и Мамонта. Крупного зверя они сначала «давят» психологически, не давая есть-спать-отдыхать, а потом – физически.

Летом Волк, бросившись со скалы в море, может превращаться в Косатку.

Еще про свободу

21.08.2016

Проснулся и, не вставая, разглядываю нависающую надо мной гранитную скалу. Вообще-то так спать опасно – скалы тут постепенно крошатся, может «прилететь» гранитный обломок любого размера. Перепады температур, вода замерзает в трещинах, ветра-пурги, иногда большая волна бьет в берег так, что земля содрогается, спишь как на краю огромной регулярной наковальни. Но другой удобной площадки нет, усталость вечером берет свое и, возможно, русское: «А-а, сегодня, наверное, не прилетит». И так много лет.

Конечно, все осыпается. Острыми, еще не обкатанными волной камнями и глыбами все усыпано под скалами. То есть упали недавно.

Кое-где из трещин в скале торчат густыми пучками упрямые колымские травы и цветы: желтый курильский чай, прибрежная, стелющаяся от ветров разновидность ярко-сиреневого иван-чая, белая пастушья сумка, жесткий пырей и еще пяток темно-зеленых, прилегающих к скале из-за ветров разлапистых трав, названия которых не знаю. Повыше метров на пятьдесят – сто мохнатые уже серовато-седые к осени эдельвейсы. Красиво на суровом фоне серого неба и серого обветренного гранита.

Интересно, для цветов скала одна и та же сегодня и завтра? И есть ли у цветов сегодня и завтра? Может, у них есть только сейчас? В «только сейчас» они тотально счастливы или тотально несчастны при плохих условиях?

Шаман прикантовал пару принесенных штормами бревен так, что они дают защиту от промозглого ветра и костру, и человеку. Ставлю поперек этих бревен несколько бревнышек поменьше, увеличивая защищенную площадь, и подсаживаюсь к уже горячему чайнику рядом с Шаманом.

– Откуда ты вообще знаешь про практики выхода за личность? В обществе их же нет.

– Одна была по всей Земле в древности [19]. И сейчас сохранилась у эвелнов и других племен.

– Что это?

– В разные периоды жизни ты меняешь свой образ жизни и берешь себе, соответственно, новые имена.

– Меняешь паспорт, документы?

– Нет. Для эвелнов паспорт – формальность, ритуал, как для нас новогодняя маска. Зачем менять маску, если «детям» можно показывать ее все время, и им нужна именно эта: в гостинице, полицейскому, в аэропорту… А свои настоящие имена у них только для себя и близких. Если же ты не эвелн, то паспорт – инструмент порабощения обществом Скоро у формальных людей будет вживленный паспорт, чтобы лучше контролировались.

– Много раз эвелны меняют имена?

– Обычно 4–6 раз по возрастным периодам жизни или по продвижению. Шаманы, понятно, больше.

– Как человек узнает свои новые настоящие имена?

– Раньше в инициации. Сегодня во сне, в видении, иногда слышишь свое имя в шорохе листьев в лесу, или в шепоте травы, или в журчании реки на берегу. В крайнем случае попроси помощи у настоящего шамана [20]. Можешь в выбранном впечатляющем тебя месте сосредоточиться и спросить.

– Концентрированная медитация?

– Хоть горшком назови.

– Если паспорт для них лишь формальное прикрытие, то эвелны более свободны, чем современный городской человек?

– Задавший правильный вопрос… У них больше траекторий развития.

– И они считают нас отсталыми?

– В этом отношении – да. Больше свободы от общества (1). Их иногда смешит, насколько городской человек отождествляет свою сущность и социальные роли.

– Да, видел, как они с усмешкой переглядываются, когда кто-то с пафосом сообщает о своей «высокой-важной» должности.

– Для них это звучит как для нас что-то типа: «Я уже большей частью не человек, а робот для функции и этим горжусь».

– А какие еще степени свободы, кроме свободы от общества?

– Тебе пока нужно развивать еще две.

– Какие?

– Свобода полного контроля над влечениями (2).

– Волевое сдерживание.

– Не воздержание, а контроль. Не они тебя контролируют, а ты их.

– А третья?

– Свободно управлять своим поведением (3).

– Не оно тобой, а ты им?

(Шаман хмыкнул).


21.08.2016

Как травы растут на скалах? Там почвы почти нет. Воды, понятно, достаточно в дождливом магаданском климате. Но только в стакане с водой травы быстро гибнут, не плодоносят. А тут зернышко заносит ветром в совсем небольшую скальную трещину. Оно пускает росток вверх и корешок вниз. Откуда питательные вещества? Травы торчат из всех подходящих трещин и, судя по высохшим стеблям, много-много лет. Может, они как-то крошат-растворяют-усваивают гранит? Это невозможно для трав, но они не думают о невозможности, просто практикуют свою жизнь.

– Как мне развиваться в сторону увеличения во времени?

– Зачем тебе это?

– Развиваться хочу.

– Почему именно туда?

– Здесь хоть какой-то пример. Других не знаю.

– Не спеши. Пока просто научись думать о таких существах.

– Зачем?

– Не будешь менять содержание мыслей – всегда останешься в этой форме.

– Я могу и так думать о своей другой форме. Например, представлять себя облаком и думать, как все это выглядит с его позиции.

– Тоже небесполезно. Но ты уже прошел этот шаг.

– Но думать о «больше во времени» почти невозможно.

– Не бойся.

– Что я могу о них думать? Да и зачем?

– Тьфу. Или ничего не делай. Тогда ничего не будет.


14.07.2014

Человек должен есть. А чтобы было что есть, нужно работать на общество. Вот и вся свобода. Однако я уже получаю пенсию. Небольшую, конечно, всю жизнь в образовании, но на крупы-хлеб хватило бы. Наверное. Потому что она (пенсия) не успевает за инфляцией [21]. Потом что еще коммуналка, Интернет, одежда, здоровье… И родные-близкие, социальный стандарт, привычка питаться лучше, чем только крупы, и пр. И запасы бы хоть какие-нибудь организовать по российской привычке XX и предыдущих веков. Короче, все мои ровесники после шестидесяти работают. И я должен работать?

Вот Шаман. Гораздо старше меня, без пенсии, полностью безмятежен. Родственников его я не видел – не слышал, коммуналку платить не нужно. Социальные стандарты ему до лампочки, а здоровье и физическое, и психическое железное. Кажется, я мог бы жить, как Шаман, если бы не здоровье, зубы. Вот она, ближайшая цель – научиться здоровью и обеспечению едой.

– Ты не боишься голода?

– Нет.

– Рассчитываешь на свои запасы?

– На мир.

– Как это?

– На всю жизнь не запасешься. Стратегия запасов лишь вспомогательная. Основное – постоянное взаимодействие с миром, который дает и пищу, и жизнь.

– Ну, некоторые люди имеют денег на всю жизнь и больше.

– Не очень хорошо.

– Чем же плохо?

– Сидящий на запасах доживает. Если жизнь не вынуждает крутиться, приспосабливаться, то остановка в развитии.

– Зато такой человек свободен в своем времени и выборе увлечений?

– Незаслуженная свобода высвобождает не только лучшие, но и худшие качества. Видел бесноватых детей чиновников-олигархов?

– Да. Чего это они?

– Они не могут не бесноваться.

– Почему?

– У других энергия и время уходят на решение проблем. А этим некуда девать. Так и в Древней Греции было, и везде.

– Они могли бы делать что-то полезное.

– Не могут. Не так воспитаны.

– Да ладно. По-твоему, вообще не нужно ни много денег, ни свободного времени.

– Нужны, если есть уровень развития и самодисциплина. Без этого не нужны или даже вредны.

– Человек может сам ставить задачи развития.

– Без постоянного взаимодействия для выживания лишь единицы могут. Остальное – имитация. Или агония.

– Какая агония?

– Агония рода. Становятся нежизнеспособны.

– Да они могут наплодить кучи детей.

– Не воспитаешь ребенка – он не твой.

– Но гены-то мои.

– И гены его изменятся к пубертату.

– Ты про телегонию?

– Сложнее. Про взаимодействие полевых структур.

– Но ребенок похож на отца.

– Только частично. По мере взросления все больше будет похож на приемных родителей.

– А в детдомах?

– Сказал же, на тех, кто оказывал влияние.

– То есть то, что Аристотель 12 лет воспитывал Александра Македонского?

– Правильно.

– Но они могут и родить, и сами воспитать?

– С не своей свободой – не смогут нормально.

– То есть излишние запасы родителей загоняют детей в агонию?

– Скорее свой род. Без дисциплины развития – да.

– Это как карма?

– Как кухарма [22]. Шутка в стиле Шамана относилась лишь к слову, а не к смыслу диалога.


27.07.2016

Еще в прошлом году замечал, что Шаман стал меньше есть. Раньше мы ели примерно поровну. Этим летом различие стало явным. Шаман почти никогда не завтракает, редко обедает, а вечером съедает один-два кусочка рыбы с кашей и овощами-травами. Даже похудел. Внешне незаметно, но видно по неиспользуемым больше разношенным дыркам на его ремне.

– Что происходит?

– Перехожу на увеличение доли космической энергии.

– Было какое-то явное изменение?

– Нет, стал систематически упражняться.

– Сдерживаешь чувство голода?

– В лагере [23] ел иногда меньше, чем сейчас. Все мы там удивлялись, сколько ненужной вкусной пищи съедается на гражданке.

– В лагере вынужденно. А сейчас как справляешься с чувством голода?

– Не голода, а аппетита. Просто не ем, если не голоден.

– В этом суть твоего перехода?

– Начальный этап. Нужны некоторая самодисциплина и бесстрашие.

– В чем бесстрашие?

– Представь, что вечером ты осознал вдруг, что уже два дня ничего не ел.

– Хорошо.

– Горожанин пугается, думает, что слабеет-болеет или вообще спид, нет нужных веществ в организме и еще что-нибудь. И кидается набивать желудок.

– Есть люди – специально голодают-очищаются.

– А если не специально, просто вдруг осознаешь, что чувства голода нет и пища тебе не нужна?

– Да, тут испугаешься за организм. И какова твоя цель?

– Слышал про солнцеедов?

– На Севере? На северах это вряд ли, как ты говоришь.

– Космическая энергия везде.

– Можешь меня научить?

– Могу.

– С чего начать?

– Начни регулярно думать об этом. И обязательно действуй в этом направлении.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Все эти тексты объединены в книге «Свобода Шамана» (Изд-во АСТ, начиная с 2012 г. и позже).

2

Требования публиковаться на английском в журналах, включенных в зарубежную индексацию, сильно отвлекают ученых и преподавателей от собственно научной и преподавательской содержательной работы.

3

В 2011 году просто бюджетный оклад профессора, доктора наук был 30 тыс. руб./месяц. При этом квартиру снимал за 35 тыс. Во избежание слухов точную официальную информацию о зарплате см. на официальном сайте НИУ ВШЭ.

4

Зона ближайшего развития (ЗБР) – термин, введенный Л. С. Выготским при описании развития ребенка. ЗБР определяется уровнем тех задач, которые ребенок пока не может решить самостоятельно, но уже может решить с помощью взрослого. Считаю, что термин ЗБР вполне применим и к описанию развития взрослых, например при профессиональном обучении, освоении новых практик и т. д.

5

Подробнее см. в статье: Серкин В. П. Деятельностная теория сознания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 2. С. 93–111. http://publications.hse.ru/articles/153729036. Здесь см. Приложение 4.

6

Из методички по программе Ликбеза (всеобщей ликвидации безграмотности) 20-х – 30-х годов XX века.

7

См. пункт «Не бойся» в книгах «Хохот Шамана» или «Свобода Шамана».

8

Таких мест в Магаданской области, на Чукотке и Камчатке гораздо больше, чем мест, где человек побывал.

9

После одного из выступлений М. Задорнова я всегда употребляю выражение «Да нет» с некоторой внутренней улыбкой.

10

Исторически кружки, чашки и другие предметы развились как части практик или ритуалов. Но для отдельного человека эти слова и предметы были уже до его рождения.

11

Здесь аналогия с советским анекдотом 60-х: представитель одной из национальностей (в анекдоте точно, но сейчас в тексте политкорректно не указываю) устраивается на работу. В отделе кадров спрашивают: «Диплом-то купил, наверное?» – «Почему, если моей национальности, то сразу купил? Подарили!»

12

См. про идею, про образ самого себя в кн. «Хохот Шамана».

13

См. Приложение 5.

14

«Подростками» в нашем с Шаманом общении называются люди, которые независимо от возраста (от 15 до 125) лет все еще нуждаются в самоутверждении перед другими.

15

Из песни В. Высоцкого.

16

Медведя.

17

См. раздел «Снежный человек» в книге «Хохот Шамана» («Свобода Шамана»).

18

См. пункт «Ритуальные танцы как практика деловых игр прошлого» в Приложениях к книге «Хохот Шамана» («Свобода Шамана»).

19

Как средство борьбы против тотального порабощения в рамках предыдущей цивилизации. Интересно, что при катастрофе предыдущей цивилизации уцелели именно сообщества, практикующие смену имен для борьбы с тотальным порабощением.

20

В именах настоящих шаманов никогда не бывает и не может быть слова «шаман». Причины этого изложены в данном диалоге чуть ниже.

21

Это запись 2014 года. В 2016 году наше правительство официально отказалось индексировать пенсию по инфляции.

22

Это министерство культуры.

23

Шаман недолгое время был заключенным ГУЛага, бежал.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2