bannerbannerbanner
Алгоритмы работы над заданием 26 (типа С)
Алгоритмы работы над заданием 26 (типа С)

Полная версия

Алгоритмы работы над заданием 26 (типа С)

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Отражение позиции автора по проблеме


Позиция автора в рассуждении выражается достаточно определённо в тезисе, доводах, заключении или выводе при индуктивном способе доказательства. Задача экзаменуемого состоит в том, чтобы сформулировать её без различного рода ошибок. Например, уже по известному нам тексту Л. Павловой позицию автора по прокомментированной проблеме можно сформулировать следующим образом.

Позиция автора, как это свойственно рассуждению с дедуктивным способом подачи мысли, выражена достаточно ясно в тезисе, трёх доводах и заключении. Л. Павлова считает, что существует три разновидности манеры вести спор. В частности, некоторые оппоненты держатся уважительно по отношению друг к другу, другие чувствуют себя как на войне, горе-спорщики ведут себя самым непозволительным образом. Для успеха обсуждения, по мнению автора текста, важно понимание особенностей манеры спорить.


Аргументация собственного мнения по проблеме


В дальнейшем экзаменуемому предстоит выразить своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста, (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировать его, приведя два соответствующих доказательства, и сделать общий вывод. По существу, нужно создать небольшое рассуждение с дедуктивным способом подачи мысли.

Например, по известному нам тексту Л. Павловой это можно сделать так.

С позицией автора нельзя не согласиться, так как подобным образом думают и другие художники слова. (Тезис.)

И.С. Тургенев в этом отношении не исключение. Например, поведение в споре Базарова и П.П. Кирсанова, героев романа «Отцы и дети», нельзя определить как разумное. (Довод.) Оппоненты не уважают друг друга. Истина ускользает от спорящих сторон: Кирсанову не хватает отеческой любви, Базарову – сыновнего почтения. Участниками спора движет не стремление к истине, а взаимная социальная нетерпимость. Поэтому оба, в сущности, не вполне справедливы по отношению друг к другу и, что особенно примечательно, к самим себе. (Пояснение.)

И в жизни чаще приходится наблюдать неумение людей спорить. Нередко оппоненты не слушают друг друга, перебивают, прибегают к оскорблением и даже к рукоприкладству. (Довод.) Такие «поединки» происходят в украинском парламенте. (Пример-иллюстрация.) В телепередаче, например, «Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым», дебаты не завершаются кулачными боями, но недозволенные приёмы используются оппонентами широко. (Пример-иллюстрация.)

Таким образом, спорить нужно уметь, чтобы истина стала главной целью любой полемики. (Повторение основной мысли в расширенном варианте.)

Здесь важно помнить, что каждый довод обязательно должен быть связан по своему содержанию с позицией автора, должен содержать необходимые смысловые оттенки в раскрытии того или иного её положения. В противном случае будет нарушена смысловая цельность, что повлечёт недополучение баллов по критерию 5.

Важно также обеспечить логическую связь между тезисом и доводами. Как известно, между ними должна осуществляться причинно-следственная связь. Проверить её наличие можно, задав вопрос от тезиса к доводам. Если это возможно, то мы вправе считать, что логическая последовательность соблюдена.

Если выпускник испытывает затруднения в аргументации своего согласия или несогласия с позицией автора исходя из читательского опыта, то можно пойти на потерю одного балла и привести два аргумента из жизненного опыта.


Приложение 1. Образцы сочинений по текстам-рассуждениям.

1. С. Соловейчик. «Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью…»

(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:

                            Духовной жаждою томим,

                            В пустыне мрачной я влачился…

(3)Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? (4)Что это значит – духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность – не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлениями: «священный сéрдца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…

(По С. Соловейчику)


Духовность! Действительно ли это стремление к добру, жажда правды, голод по красоте, а не образованность, не культура поведения? Этот вопрос рассматривает в своём тексте C. Соловейчик.

В целях привлечения внимания читателей к проблеме духовности, доступности, достоверности и убедительности её решения автор статьи прибегает к индуктивному способу доказательства. Начав с общепринятого понимания духовности, С. Соловейчик в дальнейшем последовательно раскрывает содержание вопроса: «что это значит – духовная жажда?». Отрицая ложное и утверждая истинное, прибегая к контекстным синонимическим сочетаниям слов (духовность, духовная жизнь, духовная жажда, духовное томление, сила духа), противопоставляя духовность и бездуховность в людях и искусстве, автор приводит читателя к закономерному выводу – главному критерию духовности. Пониманию комментируемой проблемы способствует также цитирование (предложение 2), вопросно-ответное единство (предложения 17 – 20).

Позиция автора текста, как это свойственно рассуждению, выражена достаточно ясно. С. Соловейчик считает, что духовность – это даже не образованность, а бесконечное стремление к добру, неутолимая жажда правды, ненасытный голод по красоте.

С мнением автора текста нельзя не согласиться, потому что подобным образом понимают духовность и другие художники слова. Многие из них тоже считают, что духовность это вовсе не образованность и не культура.

А.С. Пушкин в этом отношении не исключение. Например, заглавный герой романа «Евгений Онегин» для своего века весьма образованный человек. Он «по-французски совершенно мог изъясняться и писал», знал историю, экономику, литературу. Но духовной жаждой Онегин не томится. Его «духовная» жизнь сводится к культурному времяпрепровождению. В частности, для героя Пушкина, непостоянного обожателя очаровательных актрис, «почётного гражданина кулис», театр – это место, где можно увидеть незнакомых дам, показать им себя, убить время.

Ребёнком мне было непонятно, почему зрителям предлагаются такие фильмы, в которых только разговаривают, а не воюют, как, например, в картине «Великий воин Албании Скандерберг». Теперь мне непонятно, как можно часами «отдыхать» перед телевизором, внимая ведущим и героям передачи «Давай поженимся» или разделяя «переживания» персонажей телесериалов.

Таким образом, духовная жизнь не культурное времяпрепровождение, а неустанная работа над созиданием себя, своей души. Бегство от мучительных процессов душеобразования к внешнему миру, к заполнению своей внутренней пустоты внешними раздражителями есть бегство к стадности, к омертвению, к внешнекультурному, безликому стандарту.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3