bannerbannerbanner
Иоанн Богослов. Десакрализация. Евангелие Откровения. Том 2
Иоанн Богослов. Десакрализация. Евангелие Откровения. Том 2

Полная версия

Иоанн Богослов. Десакрализация. Евангелие Откровения. Том 2

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2016
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Был некий муж в городе том из славных и богатых, который впоследствии сильно обнищав, неславен и убог сделался, ибо века сего жизнь непостоянна: имел муж тот трёх дочерей лицом очень красивых, и уже всем потребным оскудев ему, что вовсе не иметь ни пищи, ни одежды, задумал дочерей своих на брак скверный отдать, и в доме своём блудилище сотворить великое из за своей нищеты. Чтобы оттуда приобретение смог иметь, себе и отроковицам получать одежду и пищу. Непорочное зло, в какие неподобные помышления вметает нищета последняя! Так мужу тому в лукавом помышлении поучающемуся, и в дело уже намерение своё злое окаянное произвести хотящему, благий естеством Бог, не желающий в погибели естества человеческого видеть, но к бедам нашим человеколюбиво преклоняющемуся. Вложил благость в сердце угоднику своему святому иерею Николаю, и к погибающему душою мужу, на помощь тайным вдохновением его послал, в нищете живущего утешая, и от падения греховного предизбавляя. Так последнее мужа того оскудение святой Николай услышав, и злое его помышление Божьим откровением узнав, сожалел о нём сильно, и благодетельною своей рукою от нищеты и греха с дочерьми того как из огня спасти замыслил: однако не захотел явно прийти к мужу, и о благодеянии своём тому сказать, но тайно щедрую ему милостыню подать думал

Это по двум причинам: чтобы и самому тщетной человеческой избежать славы, внимая сказанному в евангелии: Внемлите милостыни вашей не творите перед людьми: и чтобы этого мужа, бывшего ранее богатым, в нищету великую пришедшего не посрамить. Знал, насколько тяжела доля таковая, от богатства и славы в убожество впадающим: так смущают тех души, в память прежнее благоденствие приводя. Ради этого лучше сотворить замыслил по слову Христову: Пусть не знает левая рука твоя, что творит правая рука твоя. Настолько избегал человеческой славы, что и от того самого, кому благодетельствовал, старался себя утаить. Великий узел золота взяв, в полночь к дому мужа того пришёл, и через оконце внутрь храмины этой бросил, сам вскоре в свой дом возвратился: наутро же муж встав, и узел найдя развязал, и золото увидев ужасался, и мечтающим себя посчитал, боясь, чтобы как бы золото видимое прельщением не было: поскольку такого благодетеля ниоткуда не ожидал. Также кончиками пальцев попробовал золото, внимательно присмотрелся, и, узнав, что истинное, веселился, и удивлялся, и тёплые от радости испускал слёзы. Много размышлял про себя, кто бы это ему благодеяние сотворил, и недоумевал: Божьим промыслом то посчитав, непрестанно того благодаря, хвалу воздавая пекущемуся о всех Господу. И так одну из дочерей своих старшую сразу мужу сочетал, полученное золото довольно много на приданое ей потратил. О том узнав чудный Николай, как по воле его сделал муж тот, возлюбил его, и снова приготовился являться и второй дочери его такую же сотворить милость, стараясь девицу законным браком соблюсти от греха беззаконного: другой равный тому узел золота приготовив, и ночью от всех утаиваясь, в дом старцев тем же бросил оконцем. Наутро убогий человек встав, нашёл снова золото подобно первому, также начал и тому дивиться, и на землю ниц пав, тёплыми слезами обливался, говоря: Боже и подателю милости, и строителю нашего спасения, который сначала искупил меня кровью твоею, ныне дом мой с чадами из сетей чуждого искупающий золотом, сам покажи мне служащего милосердному твоему желанию, и человеколюбивой твоей благости: покажи мне земного того ангела сохраняющего нас от греховной погибели, пусть узнаем, кто такой, который от оскорбляющей нас нищеты изымает, и от злых намеренных умышлений избавляет. Вот по милости твоей Господи, тайно щедрою некоего угодника твоего рукою мне творимой, и вторую дочь мужу по закону отдам, и так избегу ловления дьявола, который желая скверным прибытком умножить великую, увы мне, пагубу. Также муж этот молясь Господу, и благодаря его благостыню, сотворил брак и второй своей дочери, имея вместе с тем упование на Бога, и несомненную на него надежду возложив, что и о третей дочери его позаботится, и супруга ей законом возлюбленного подаст, пославши ему снова довольное на эту потребность золото рукою тайно благодетельствующею: ещё поэтому и не спал ночами, стерёг, как бы благодетеля своего ощутить смог, и увидеть, его сподобился, чтобы узнать, кто и откуда приносит ему золото. И вот через немногое время ожидаемый идёт: пришёл и третий раз Христов угодник Николай тихими стопами, и на обычное место, такой же узел золота снова в то же оконце бросил, и быстро к дому поспешил: отец же отроковиц брошенное в оконце золото ощутив, как мог вслед уходящего погнался: настигнув же, и узнав кто есть, не неизвестен был святой ради добродетели своей и светлости рода, пал на ноги его, лобызая их, и избавителем того называя, и помощником, и спасителем душ в последнюю уже погибель сошедшим. Если бы, говорил, не из за твоих щедрот восстановил меня великий в милости Господь, давно погиб бы я окаянный отец с дочерьми в ожидании огня Содомского, увы мне, и вот ныне тобою спасены, и от горького падения греховного избавлены. То и многое другое со слезами говорил святому. Тот едва поднял его на ноги, и клятвами душу того заклял, пусть пока живёт никому не говорит случившегося. Ещё многое на пользу святой человек тому говорив, отпустил его в дом свой. Это из многих его дел милосердных одно сказано, и отсюда узнается, насколько был к нищим милостив. И если бы милосердие его по одному повествовалось, сколькие щедроты требующим явил, скольких голодных напитал, и нагих одел, и скольких от заимодавцев искупил, то не хватило бы времени повествующему.

После этого преподобный отец Николай изволил идти в Палестину, и там святые места видеть, и поклониться тем местам, где Господь Бог наш Иисус Христос пречистыми своими плотскими ходил ногами. Когда корабельщики плыли вдоль Египта, ничего не зная, что с ними случится, святой Николай, плывший с ними, провидел, что будет волнение и буря, и ветров лютых разгул, и о том предупредил их, сказав, что самого видел лукавого врага влезшего в корабль, и с людьми его в пучину погрузить желающего. И сразу в тот час неожиданное некое пришло возмущение, потемнели тучи, и была буря сильная и волнение на море великое: плывущие сильно убоялись страха смерти, и молили святого отца Николая, чтобы помочь им горько в пучине страждущим, и от навалившейся беды избавления не чающим, и говорили: Если ты светоч Божий не поможешь нам молением твоим к Богу, то скоро погрязнем в пучине этой, и погибнем. Он дерзать им, на Бога надежду возложить, и скорого избавления несомненно ждать повелев, сам начал прилежно молиться ко Господу, и сразу успокоилось море, и в тишину полную улеглось, и все печали в радость превратились. Те печали забыв на благодушное переменившись веселье, Богу и его угоднику святому отцу Николаю благодарение воздавали, и особенно удивлялись о предсказании волнения и об освобождении от печали.

Когда это прошло, вдруг некто из корабельщиков на верх корабельной мачты влез, по обычаю устроить добро корабельные снасти, и когда уже оттуда слезть хотел, поскользнувшись упал сверху посреди корабля, и убившись до смерти лежал бездыханный. Святой Николай раньше чем его позвали приспев на помощь, молитвою воскресил его, и не как мёртвого, но как сном одержимого пробудил, и живого того пловцам дал. Потом паруса все подняв, и удобный ветер имея, хорошо плыли, и тихо к берегу Александрийскому пристали, где угодник Божий святой Николай многих болящих исцелив, и бесов из людей изгнав, и скорбящих утешив, снова путь в Палестину намеченный продолжил, и достиг святого города Иерусалима, взошёл на Голгофу, где Христос Бог спасение сделал человеческому роду, на кресте пречистые свои раскинув руки, там непорочно сколь тёплые излил мольбы от горящего любовью сердца, благодарение воссылая Спасителю нашему: обошёл и все святые места всюду довольное творя поклонение. И когда ночью хотел войти в святую церковь на молитву, двери церковные запертые сами открылись, давая вход беспрепятственный тому, кому и небесные врата будут отворены. Задержавшись в Иерусалиме время довольно, готовился идти в пустыню, но неким Божественным свыше голосом увещан был, пусть в отечество своё возвратится.

Всё на пользу нашу устраивает Бог, не желая тому светильнику под спудом быть пустынным, его приготовив на свечник Ликийской митрополии, найдя корабль, договорился с корабельщиками, чтобы в отечество ему плыть: они же лукавое дело сотворить замыслили, чтобы в другую страну направить плавание, а не в Ликийскую. Когда взойдя на корабль от пристани отправились, видел святой Николай, что не в отечество его корабль плывёт, сразу к ногам корабельщиков припав, молил их, пусть направят в Ликию путь: те не обращая на него внимания в намеченную себе страну плыли, не ведая, что Бог своего угодника в печали не оставит. И сразу некая буря, дунувши навстречу корабль в другую сторону поворотила, и в Ликию скоро погнала, этим злым корабельщикам смертельною грозя бедою, и так Николай святой Божьею силою по морю носимый к отечеству своему пристал. Незлобив будучи, никакого зла тем злокозненным врагам не сделал, ни гневался даже, никакого ненавистного слова не изрёк, но с благословением в свою их страну отпустил, сам же пришёл в монастырь, который дядя его епископ Патарский создал, и святой Сион назвал, где святой Николай всем братьям сильно вожделен явился, с любовью великою его как ангела Божия приняв, наслаждались Богодухновенными словами его, и пользовались равноангельским того житием, и подражали добрым нравам, которыми украсил Бог верного раба своего.

В том монастыре святой Николай безмолвное себе житие и удобнейшее к Богомыслию место как пристанище тихое нашёл, оставшееся жития своего время безвыходно проводить надеялся. Бог иначе путь ему показывал, не благоволя, чтобы богатое то всех добродетелей сокровище, которым обогатился мир, спрятано будет, как на селе в землю вкопанное, в обособленном монастыре в малой клети затворённое, но пусть всем в явление придет, и тем духовным сокровищем пусть даётся духовная сила многие души приобретающая. Однажды святой, стоя на молитве, услышал глас свыше: Николай, в народный подвиг будешь подвигнут, так венчан от меня будешь по желанию. Этот голос Николай услышав, ужаснулся, и думал, что хочет глас тот, что у него ищет. И снова услышал глас говорящий: Николай, не та эта нива, на которой можешь принести мне ожидаемый мною плод, но к людям обратись, пусть прославится в тебе имя моё. Тогда Николай святой уразумел Божие изволение, чтобы оставив безмолвие, пойдёт послужить человеческому спасению. Подумал, куда обратиться, в отечество ли своё город Патару к знакомым, или по другому. И задумал [тщетной между знакомыми человеческой боясь и избегая славы], в другой город пойти, где бы не был знаком никому. В той Ликийской стране есть город преславный называемый Мира, всей Ликии митрополия, в тот город святой Николай Божьим промыслом водимый пришёл, и никто его там не знал, был как один из нищих, не имеющий где голову прислонить, только приметался в доме Господнем, одного имея пристанищем Бога. В то время преставился архиерей города того Иоанн всей страны Ликийской архиепископ и первопрестольник, и собрались все епископы этой страны в Миры, чтобы избрать на тот престол достойного мужа. Различным мужам честным и благоразумным на то называемым и избираемым и несогласию многому бывшему, некие ревностью Божественной подвизаемые решили, что дело то не человеческого избрания но Божия строения, и подобает молитве о том совершаться, пусть сам Господь явит, кто достоин такой сан принять, и пастырем всей Ликии быть. Все доброго того совета послушавшись, отдались прилежной молитве и посту. Господь волю его боящихся Его творя, и молитву их слушая, одному из них епископу старейшему своё благоволение открыл так: стоящему тому на молитве, явился муж светел, повелевающий ему, пусть при дверях церковных ночью придя станет, и внимает, пока если кто прежде всех в церковь войдёт, тот и есть [сказал] моим подвизаемый духом, и приняв того честно архиепископом поставите, имя мужу тому Николай.

Такое Божественное видение епископ увидев, и повелеваемое в видении услышав, прочим епископам это возвестил, те услышав это, подвигнулись более на молитву трудолюбезно. Видевший откровение епископ стал на месте, где в видении ему было повелено, и ожидал пришествия желаемого мужа. Когда настало время заутрени, святой Николай духом подвигся, раньше всех к церкви дошёл, обычай ему был в полночь на молитву вставать, и на начало предваряя всех к церкви на заутреннее приходить пение. Вошедшему ему в притвор, взял его епископ видения этого сподобившийся, и сказал ему: как непорочное чадо называешься? Он молчал. Снова прилежно спрашивал его, святой кротко и тихо ему отвечал: Николай называюсь владыко, раб святыни твоей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3

Другие книги автора