bannerbanner
Дикая, свободная, настоящая. Могущество женской природы
Дикая, свободная, настоящая. Могущество женской природы

Полная версия

Дикая, свободная, настоящая. Могущество женской природы

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Камилл Сфез

Дикая, свободная, настоящая. Могущество женской природы

«Встреча с женским не связана с приобретением знаний. Это встреча с тайной вещей».

Анник де Сюзенель[1]Значение пиктограмм

Свидетельство участницы круга женщин


Интервью женщины-вдохновительницы


Ритуал для практического применения


Ключевое понятие, чтобы двигаться дальше

Предисловие

от Моник Гранд, автора игры «Женственность: исследование тайн вашей внутренней сущности»

Перед вами книга, автор которой осмеливается говорить об энергии, одновременно желанной и демонизированной, – о женской силе. Написанные рядом, эти слова превращаются в табу и наводят страх! Тем не менее в глубине души многие женщины хотели бы воплощать женственность более страстно и искренне. Но о какой женственности и о какой силе мы говорим?

Это издание является свидетельством реального поиска женщин, часто попадающих в ловушку между установками воительницы (ошибочно воспринимаемыми как сила) и поведением жертвы (напротив, уподобленным недостатку силы). Описывая истории участниц своего исследования, Камилл Сфез описывает три вместилища женственности: буйный котел нашего тела, таинственный тигель[2] нашей души и золотую чашу нашей духовной жизни. Она рассказывает о том, как сама пыталась воплотить свою мечту о подлинной женственности.

Автор освещает тему по-своему, колеблясь иногда между «я» и «мы», показывая при этом реальные вопросы женщин, их потребности и попытки достичь существования за пределами социальных установок. Она обогащает повествование доступными откликами: свидетельствами женщин, интервью со специалистами, вдохновляющими ритуалами и многочисленными понятиями, необходимыми для нашей эволюции.

Какая женщина может похвастаться тем, что не сталкивалась в ключевые моменты своего существования с поиском равновесия между настойчивостью и мягкостью, между силой и хрупкостью, чтобы наконец задать себе важный вопрос: «Почему я не могу быть собой?» Да, почему женщинам так трудно верить в свои таланты, выражать свои убеждения, реально воплощать то, чем они являются? Мы, современницы, не располагаем никакими подсказками для поиска своего пути. Кажется, только три фигуры женщин скрыто влияют на наше подсознание: Ева с ее первородным грехом, Мария Магдалина, падшая женщина, и Мария, родившая ребенка, оставаясь девственной и непорочной. Скудные образцы для женщин, которые сегодня динамично совмещают карьеру, личную жизнь, воспитание детей, втайне мечтая о более прочной связи со своей внутренней природой.

Женская сила заключается во внутреннем мире, восприимчивости и чувствительности. Могущественная женщина – прежде всего женщина сердца, и она не имеет никакого отношения к ранжированию самых влиятельных женщин в мире, чье могущество основано на их состоянии, образовании и известности. Современный мир полон неукротимых амазонок, все еще отмеченных печатью феминизма, женщин вдохновленных, но с осторожностью относящихся к идее самоутверждения. Однако остро не хватает женщин, уверенных в себе, сияющих и творческих, желающих принести больше мудрости и мира.

Эта книга предлагает нам преодолеть страх показаться излишне дерзкими всякий раз, когда мы используем глагол «осмелиться» в первом лице. Риск, конечно, присутствует, но желание остается, и оно имеет право быть слегка безумным! Вопреки всему в нас танцуют Созидательница, Дарительница, Любительница Наслаждений и Мудрая Женщина. Наши ресурсы прекрасны, и они здесь. В женских кругах, как в красных шатрах, женщины слушают и поддерживают друг друга. Сердца открываются. Тела освобождаются. Души становятся легче. Затем наступает время умиротворения. Женщины, одновременно укрепившиеся в мудрости тела и стремящиеся к воплощению силы любви, начинают свой полет. И когда энергия раскрывается, она переходит границы иерархии и непрерывно развивается. Сила спускается сверху и исчезает в центре, который излучает тепло. Женское начало становится очищающейся водой, питающимся ручьем, рекой, которая течет и соединяется с великим целым.

В этом подходе к женской власти есть что-то захватывающее и обнадеживающее, и мне нравится думать, что Камилла Сфез хочет показать нам, как сделать женственность верным союзником. Без сомнения, она хочет показать, как мир сиротлив без женственности и как эпоха женско-мужского дрожит от нового дыхания. После эпохи матриархата с поклонением великим богиням-матерям, после столетий патриархата, в котором бог един и имеет мужское лицо, нынешняя тенденция отмечена поиском равновесия между женщинами и мужчинами. Мужская энергия, посвященная по своей сути распространению и сиянию женских энергий, побуждает каждого (каждую) из нас отражать, исцелять и изменяться, чтобы следовать по пути единства.

Как не последовать за автором в этом укрощении женской энергии, благословляющей человечество лаской? Войдите, в свою очередь, в эту книгу, как в коридоры лабиринта. Осмельтесь потерять себя и найти в контакте с вашей нежной силой, женским изобилием и мудростью. Последуйте за этим приглашением, сотките золотое полотно вашей силы, чтобы сотворить из него уютное гнездо, благоприятствующее неизбежному возрождению.

Вступление

Мой первый круг женщин

Открыв глаза, я оказалась в храме. В тени, с двадцатью другими женщинами всех возрастов, мы были в кругу, каждая со свечой в руке. Их освящали, одну за другой, некие жрицы со знаками принадлежности одному племени. Я была заинтригована, испытывала смутное желание тоже носить эти жемчуга, ткани, перья, которые свидетельствовали бы о моем посвящении.

Когда темнота исчезла, пришла песня, заполнившая пространство, песня – призыв ко всем женщинам мира вспомнить себя. Какая память должна была возродиться? Пели ли они о детстве, или о мифическом прошлом, или о чем-то ином? Я просто чувствовала: что-то росло во мне, как явь или правда, о которых мне забыли рассказать и которые мне были показаны тогда. Все вокруг украшали ткани, цветы, подушки. Ароматы шалфея наполняли воздух, все было сделано для того, чтобы мы чувствовали себя принятыми и чтобы захотели остаться, со своим оружием и бременем. Я чувствовала себя в чем-то вроде кокона, вне времени, будто в центре Земли.

Больше всего меня тронули взгляды этих женщин, казалось, видевших все наши сокровища, силу, слабость. О чем они знали? Откуда пришли, так точно понимающие, что значит быть могущественной женщиной? С какой глубиной встретились внутри самих себя? Я видела соучастие, которым нас окружали, это пробудило мою мечту о простых, доверительных отношениях с другими женщинами, далеких от знакомого мне соперничества.

Когда песня остановилась, седовласая женщина с улыбкой волчицы произнесла: «Время пришло, женщины готовы. Готовы создавать общности, в которых будут почитать наши пути, слушать старых женщин и принимать молодых девушек. Нам нужны эти общности, чтобы стать самими собой, показать себя, найти свою власть. Кто знает, куда она нас приведет?» Прошло время, и я в свою очередь приветствую женщин в кругах. Кто приходит впервые, удивляют меня интуицией, с которой они пытаются «вспомнить себя». Как будто в какой-то момент Истории вмешался механизм забвения, и передача была прервана. В глубине души внутренний голос говорит им, что их истинную природу скрывала завеса, настало время поднять ее. Это ли не призыв раскрыть лучшее в своей сущности?

Сейчас пишется история нового вида феминизма, возникающего по всей планете: женщины собираются вместе, чтобы идти к полному открытию своего потенциала, с искренностью и уважением к другим. Они не мыслят себя в противостоянии мужчинам и еще меньше считают себя их жертвами. Они возвращают власть, возможность правильного общения, выбора своего места в обществе, заботы, с которой относятся к своим телам и к планете, осознавая, что связаны с другими. Они примиряют свои внутренние конфликты, и в этом главный смысл: только изменив себя, они изменят мир. И поэтому работают, чтобы покончить с собственными трудностями. Они хотят иметь возможность быть одновременно сильными и уязвимыми, выстраивать объединение с другим полом и со своим, и чувствуют, что, только восстанавливая внутреннее равновесие, излечат все поколения.


«У меня сложилось впечатление, что я всегда играла роль женщины»

Мод[3], 36 лет, первый раз пришла в женский круг: «Что это такое – мое женское начало? Мне задал этот вопрос терапевт, и я не знала, что ответить. У меня сложилось впечатление, что я всегда играла роль женщины, придерживаясь готовых образов. Сейчас, в 36 лет, начинаю задумываться над вопросом материнства. – Несколько секунд она молчала. – Я прихожу сюда, чтобы понять, что это значит, а также посмотреть, как вы это делаете. Я всегда боялась находиться среди женщин, мне нужна ваша помощь».

Особенность этого движения в том, что вопрос о женской идентичности является дверью, ведущей к внутренней трансформации. Женщины собираются вместе, чтобы лучше узнать себя, заново открыть древнюю мудрость и женские знания и инициировать глубокие изменения, необходимые миру.

Мы едва слышим полслова, но я уже вижу огромную волну прилива. Такая простая и невероятная история заслуживает того, чтобы передать ее всем. Я пишу, чтобы у женщин был доступ к ней и чтобы призыв к этому пути и «кругу» зазвучал во всем мире. Эти общности являются тиглями, где одновременно происходят личные и коллективные изменения.

Вы, возможно, спрашиваете себя, какую пользу сможете получить от встречи с вашим женским началом или от вхождения в круг. Некоторых этот поиск ведет к эволюции в определенной области, например, с точки зрения сексуальности или уверенности в себе. Есть те, кто заинтригован, но не настолько, чтобы сделать первый шаг, или те, кто пытается и не находит своего отклика, потому что не готовы или не встретили единомышленников на этом пути. Другие свидетельствуют, что пробуждение их женского сопровождалось переменами в жизни, на работе или дома. Это всегда путь открытости сознания, пролегающий прежде всего там, где нужно срочно понять и утешить, а после он отразится на всем нашем бытии.

Я пишу, чтобы рассказать об этих бесконечных способах беседы с собой, а также о путницах, с которыми я встречалась в течение последних десяти лет, чьи шаги часто совпадали с моими. Я верю в силу вдохновляющих историй, когда речь становится целительной. Каждая женщина рассказывает часть своего опыта, разделяет эмоции и детали, касающиеся ее, и, таким образом, мы получаем универсальность личных свидетельств. Именно так работают женские круги: на основе уникального опыта, пробуждающего истории каждой. Потому что все мы связаны.

Введение

Священное женское

Слушайте историю тех, кто следует по пути глубокой женственности. Пробуждение женщин в их природе происходит через открытие тела и его богатств, через внимание к их ритмам и необходимости замедления, через жажду священного и осмысленного. Они ищут правильный способ сбалансировать жизнь и показать свою ценность, просто находясь в нужном месте. Эта история касается и мужчин, потому что женщины постепенно покидают территории, которые прежде хотели захватить, чтобы делать что-то по-своему. Амазонки устали от охоты на мужских землях, многие складывают оружие.


«Я больше не хочу бороться»

Лила, 32 года, колумбийского происхождения: «Я всегда была воинственной, сильной, как мужчина, но я не хочу быть битой. Все, что я создала в моей жизни, было ответом на то, чего у меня не было. Мать не любила меня, и у меня прекрасные отношения с дочерью. Отношения в моей паре сбалансированы и далеки от тех образцов, которые я видела в детстве. Даже профессия, которую я выбрала, придумала сама, – и действительно делаю то, что хочу. Но меня всегда заставлял действовать гнев, и я от этого устала. Хочется просто прожить свою жизнь в мире и спокойствии».

Дочери амазонок

Найдя способы быть разными, более уверенными, эти женщины занимают иное место в обществе, начинают ценить что-то другое. Они знают, как уйти от наследия патриархата на благо общества в целом, детей, природы и всего живого. Обнаружив этот баланс, они позволяют окружающим позиционировать себя по-разному и таким образом одна за другой изменяют мир.


Новый феминизм

Когда я говорю, что возглавляю женские круги, первое слово, которое звучит в ответ, – феминизм. Будто говоря о табу, полушепотом, мой собеседник хочет убедиться, что я не фурия, готовая размахивать знаменем конца тысячелетнего угнетения женщин мужчинами. Я кажусь спокойной и серьезной, как можно обсуждать это неравенство? Я за или против корпоративных квот? И действительно ли верю, что домашние хлопоты должны быть равномерно распределены в паре?

Мне не нравятся общие истины, я люблю жизненные истории, где раскрываются все наши противоречия, потому что в сердцевине лежит факт избегания стереотипов и нахождения свободы. Женщины сегодня ищут ее и каждый раз пишут, что прислушиваются к интуиции, чтобы сделать выбор, что осмеливаются поступать иначе, чем в предыдущем месяце или чем ожидает их окружение. Эта свобода интересует меня. Демонстрируя ее каждый день, женщины позволяют себе более полную и богатую жизнь, чем оставаясь в дихотомии[4]: либо нежная, либо амазонка; либо женщина, либо мать; либо любовь к профессии, либо к детям. К счастью, мы устроены сложнее.

Однажды мужчина открыл мне глаза, сказав: «Женщин заставили поверить, что идет борьба за равенство, тогда как мы не равны». Эта фраза заставила меня подпрыгнуть, прежде чем я дослушала ее до конца. Нет, равенство не является ни биологической, ни социальной истиной на сегодняшний день. Но, например, во Франции, благодаря борьбе нескольких поколений, женщины чаще всего претендуют на те же права, что и мужчины, но пока не на ту же зарплату и уважение. Еще предстоит поработать, чтобы достичь полной гендерной справедливости, и, как мне кажется, необходимо прекратить верить, что мы одинаковы.

Мы несем бремя 10 000 лет истории, которая загрузила коллективное бессознательное, систематически оценивая мужчин и ценности мужского начала. Даже если многие из этих ценностей на последнем издыхании, думать, что от них легко отделиться, – это заблуждение. Я скорее верю в силу погружения в это бессознательное, силу понимания нашей идентичности в связи с ее дихотомиями для восстановления равновесия всякий раз, когда в нашем семейном или коллективном наследии наблюдается избыток или недостаток. Это умиротворение необходимо, когда мы гармонизируем мужские и женские полярности внутри себя. Начните задавать себе следующие вопросы: «Какой свободой обладали женщины вашего рода, ваша мать, ваши бабушки? Как мужчины в вашей семье вели себя с ними? Что повторяется или воспроизводится с вами, а что происходит по-другому?» Ответы расскажут о вашем наследии, и нельзя связаться со своим женским началом, не подвергая сомнению и не понимая его. Позже придет время умиротворить и простить.


Женственность – это не женское

В этой книге говорится о женственности, наборе психологических, анатомических или физиологических характеристик, свойственных женщинам. Однако мы не говорим о принадлежностях, которые иногда связывают с женственностью, и еще меньше пытаемся ограничиться определенным типом поведения. Обретение нашей женской свободы происходит тем же способом, которым мы строим себя в обществе, а оно по-прежнему во многом управляется мужчинами. Вся наша жизненная среда, начиная с уличного плана и заканчивая учреждениями, в большей части экономического мира, является результатом созидания и выбора, сделанного половиной человечества. Разве не головокружительно воображать мир, в котором были бы приняты эти же решения на протяжении более 10 000 лет союзом мужчин и женщин?


Инь и ян

В отличие от женственности, женское является не принадлежностью пола, а полярностью внутри каждого человеческого существа. Мы состоим из мужской и женской части. Знаменитый символ тао иллюстрирует этот баланс инь и ян. Женское – это полярность инь, которую несем мы все. В даосской концепции это означает «теневую сторону горы» и приближается к холоду, воде, темноте и пассивности, в то время как ян означает «солнечную сторону горы» и говорит о горячем, об огне и о действии. Две полярности неразделимы и существуют только во взаимосвязи. Они присутствуют в каждый момент внутри нас, в равных пропорциях. В графическом представлении тао кончик ян входит в инь и наоборот, как будто каждая полярность несет в себе зародыш ее превращения.

Как и все живое, мужчины и женщины имеют инь, женскую сторону, и должны научиться выражать ее в дополнение к их ян, мужской стороне. Чтобы получить доступ к женскому аспекту, необходимо войти в состояние внутреннего спокойствия, медитативного и пассивного порядка, нужно прислушаться к самим себе. Как темная сторона горы, глубокое женское – это черная земля, полная тьма, из которой все возникает. Все, что проявляется, происходит от этой ночи, прежде чем свет отделяется от тьмы. Оба пола могут многому научиться в этой полярности, которую часто игнорируют в целях эффективности, скорости и движения, пронизывающих социальную сферу.

Мне очень нравится, как Анник де Сюзенель говорит о женской составляющей нашей сущности[5]. Это медсестра и терапевт, чей главный вклад – расшифровка Библии с текстов на иврите, напоминает нам о том, что Бог создал «мужчину и женщину»[6]. Конечно, здесь говорится о нашей биологической реальности, но слова на иврите приобретают другой смысл. «Мужчина» – тот, кто «помнит» другую сторону себя, эти два слова были одинаковыми на иврите, захор. А Ева – это не ребро Адама, это его другая сторона, цела (на иврите), пробуждающая теневую сторону. Нам как осознанным человеческим существам предлагается погрузиться в темноту этой другой стороны и напомнить себе, что в ней содержится секрет того, кто мы есть.

Объект этой книги – внутренняя земля, которую я буду время от времени называть «глубокой женственностью», но которая близка к определению женского. Чтобы найти ее, Анник де Сюзенель предлагает послушать, что в нас близко к источнику жизни. Идти навстречу ему означает проложить внутренний путь к нашим теням и установить контакт с другой стороной нашего существа, которая несет в себе зародыши самых прекрасных достижений.


Женское также касается мужчин

Поскольку мы все несем в себе женское начало, эта книга написана не только для тех, у кого есть матка. Женщины на этом пути стремятся утвердить свою власть и продемонстрировать, что они взаимодополняемы с мужчинами. Они любят их, видят сильные и слабые стороны, благословляют их и противостоят им. Конечно, осмеливаться быть тем, кем ты являешься, уважать себя, создавать связи – не предназначено для того или иного пола. У мужчин также есть свои обряды инициации, чтобы освятить сущность того, кем они являются, и я благодарю всех, кто работает в этом направлении.

Я видела, как женщины учатся прислушиваться к своим ограничениям и говорить «нет», защищать свою чувствительность и интуицию, развивать творческий потенциал с доверием. И мужчины вокруг них изменялись – они становились более внимательными, позволяли себе быть разными. Поскольку мы являемся зеркалами друг друга, когда женщина оживает с этой глубокой женственностью, мужчины вокруг тоже делают это. В моей истории именно мужчины заставили меня задуматься о данном предмете. Я встраивала себя в борьбу с тем, что для меня представляло женское, что я считала слабостью, зависимостью или унижением. И в то же время чувствовала себя запертой в ценностях конкуренции, элитарности и рациональности, которые меня окружали. Я нашла в этих мужчинах много доброты, сочувствия, честности и уважения. Они восстановили свое внутреннее женское, связанное с выровненным мужским началом. Именно они позволили мне открыть себя на этом пути.

«Еёстория», или История женщин до патриархата

Что вы знаете об истории тех, кто жил до вас, кто ходил по Земле 10 000 лет назад? Вы когда-нибудь слышали эхо древних времен, когда мужчины и женщины жили в гармонии, справедливости и связи со стихией? Пора обратить слух и внимание на эту историю, о которой многие забыли. Она дышит новым ветром и освещает настоящее по-другому.


У истоков человечества святое было женским

Задолго до письменности наши предки жили в гармонии с природой, часто в зависимости от нее. Они связывали ритмы времен года и плодородное изобилие Земли с женщиной и ее силой воспроизведения. Не осознавая своей роли в рождении детей, мужчины видели в спутницах воплощение тайны жизни. Они были в образе первого представления о божественном, Богини-Матери, найденной во всех известных археологических памятниках. Статуэтки и картины представляли ее с щедрыми формами, преувеличивая грудь, живот и вульву. Этот культ плодородия природы и женщины, вероятно, продолжался с 25 000 г. до н. э. до 6000 г. до н. э. Хотя я далека от веры в то, что эти времена были идиллическими, мне нравится представлять мир, где Бог был женщиной и матерью.

В моих мечтах это время не характеризовалось доминированием женщин над мужчинами. Женское начало объединяет, сплачивает и обязательно связывает тех, кто его уважает. Мне нравится думать, что женщины могли занимать свои роли целительниц, жриц и пророчиц в служении общине. Они должны были иметь свободную сексуальность и получать поддержку и защиту от мужчин племени. Это то, что я представляю, если только это не мое пожелание для будущих поколений.


«Еёстория», манифест о матриархате

С феминистской борьбой и колеблющимися ценностями патриархата возникает новое осознание: место женщины не всегда было доминирующим, покорным или искушающим, как говорит история. Священное женское начало – это та стадия нашей общей истории, где священное было женским и где женщины занимали другое место. Этот момент эволюции важно помнить, поскольку, как и в случае с любой историей, вы можете от нее освободиться после полного осознания. В противном случае ее бессознательный вес сказывается на нас и нашей свободе. Джейн Хардвик Коллинз, австралийская акушерка, представляет собственный манифест о матриархате[7]: «Егостория – это история, написанная победителями и поддерживающая их действия. Еёстория – это история, после прочтения которой у меня появились ответы на многие мои вопросы, даже те, которые я сама себе не задавала».

Вы знаете Венеру с рогом, также известную как Венера Лоссельская? Эта фигура, выгравированная на известняке, датируется 25 000 г. до н. э. и представляет собой женщину с рогом буйвола. На нем выгравированы тринадцать надрезов, представляющих тринадцать лунных циклов, содержащихся в году. Это произведение искусства показывает их использование в качестве единицы измерения времени в доисторическое время. Можем ли мы представить, что женщины были более осведомлены о том, что они несут эту единицу измерения? К какой мудрости они имели доступ в течение почти 20 000 лет? К силе своей циклической природы?


Время лун

Хранительницы жизни и, вероятно, хранительницы священного, женщины, знали о том, что связаны с циклами Луны. Их менструальный цикл длился в среднем 29,5 дня, как и у лунного тела, потому что овуляция вызывается выработкой гормона, связанного с количеством света, который получает наш мозг. Таким образом, ночью в полнолуние, когда в небе было больше света, у женщин происходила овуляция – это означает, что обычно у них были менструации во время новолуния, то есть две недели спустя. Их циклы были естественно выровнены с циклом луны. Слово «менструация» происходит от индоевропейского mehns, что означает «луна» и напоминает нам об индейском способе обозначения этого времени – время лун.

Великая Богиня и рождение богов

Богиня-Мать долгое время изображалась в разных доисторических культурах как солнечная, воплощающая солнечный огонь как источник жизни. Изиду в Египте называли «глазом солнца», который она носила как символ, а Озирис носил луну. Бог Син в Вавилоне был лунным богом, как и сегодня Шива в Индии, который носит полумесяц в волосах.

На страницу:
1 из 3