
Полная версия
Николай Федоров. Создатель философии устойчивого развития мира. Русский взгляд: как устроен мир?
С деятельной любви к отцам и отчему делу — с этого начинается настоящая гармония общества, связь поколений или традиция: «…внесение во все гармонии, лада, строя должно быть задачею человека… Семья и должна бы была оставаться нравственной единицей… если обязанность поддержания родителей при жизни превратится по смерти их в искреннее стремление к восстановлению жизни родителей… Семья же, поставившая вышеозначенное стремление своею целью, была бы проявлением двух добродетелей: во-первых, бескорыстия…а во-вторых, любви всеобщей, чистой, т. е. христианской». Да, стремление искоренить самое ужасное и самое распространенное природное явление – слепую силу смерти – было для Федорова маяком и конечной целью гармоничного развития общества. Хотя Федоров подчеркивал, что человек только сотворец Богу, определен Богом на эту миссию, и в этом деле тоже.
О победе над смертью
Победа над смертью — это, конечно, кажется либо невежественной утопией, либо страшным кощунством. Да и как это относится к концепции устойчивого развития? Однако недавно наткнулся на рассуждения знаменитого русского ученого-геофизика, мыслителя-космиста Владимира Вернадского о фундаментальном различии живых и мертвых систем. Он пишет, что фактически живое очевидно сразу стало живым, а не возникло из мертвого, поэтому живое необходимо отделять от мертвого: «Мы увидим в дальнейшем, что между физико-геометрическими свойствами живых организмов… и между такими же свойствами косной материи… лежит в некоторых отношениях непроходимая пропасть. Живое вещество является носителем и создателем свободной энергии, ни в одной земной оболочке в таком масштабе не существующей».
Конечно же, это и есть фундаментальная основа и главный принцип устойчивого развития мира – человеческое общество как живая система за счет труда над природными объектами должна увеличивать свободную энергию, оживлять мир. Н. Ф. Федоров выразил эту мысль еще в XIX веке, может быть, несколько наивно, а может, и нет. Мы узнаем об этом, только продолжив его исследования и его труд, который, на мой взгляд, продолжали многие русские ученые, – изучение жизни и отделение ее от смерти. Поэтому давай сделаем эту книгу в форме разговора Николая Федоровича Федорова с нами – его потомками и соотечественниками (не только нами с тобой, но и делателями и мыслителями «России 2062», и с читателями этой книги).
Разговор первый
О месте и назначении человека в мире, о науке, техническом прогрессе и воздействии на природу
Говорит Н. Ф. Федоров
О природе как слепой силе и задаче человека – овладении природой
Неверно сказать, что мир есть воля («Мир как воля и как представление» Шопенгауэра); напротив, для нас мир есть неволя, ощущаемая и сознаваемая нами и в себе в виде похоти, болезней, и вне себя – в виде зависимости от слепой силы, носящей в себе голод, язвы и смерть, в зависимости, чувствуемой всеми, конечно, и всегда. Мир для нас и не представление только таким, каков он есть, а представление его таким, каким он должен быть, т. е. это проект обращения мира в управляемый разумною волею, проект освобождения человека из неволи и возвращения всех погибших, всех жертв слепой силы за то время, когда она оставалась без управления разумом. Вопреки всем философиям, от человека требуется не подчинение природе («Что естественно, то не стыдно», – говорят в наше время), а управление ею, и наказывается человек именно за признание природы Богом, за служение ей. Внесение во все гармонии, лада, строя должно быть задачею человека…
Итак, вопрос о двух разумах – знание и дело – и трех предметах познающего (или теоретического) разума: а) мы – познающие, б) Мiр – природа (как предмет знания и дела) и в) Бог как создатель того и другого (нас и природы) – разрешается подчинением познающих Богу. Причем подчинение это выражается управлением познающими Мiром (природою). Подчинившись Богу, став его орудием, люди становятся правящими и вместе с природою станут уже миром, а не мiром, как это ныне есть. Тройное деление – Бог, человек и природа – возможно и должно заменить двойным: Бог и Мiр, причем под последним разумеется человек и природа. Но когда природа будет управляема разумом, т. е. когда совсем не будет слепой силы, тогда наименование «Мiр», употребляемое для обозначения Мiра в нынешнем его состоянии, при котором человек подчинен слепой силе, должно будет заменить наименованием «мир», и это наименование будет обозначать новое уже состояние Мiра, в котором слепой силы, производящей вражду, не будет…
Мiр – это то, что существует в настоящее время, когда природа господствует над чувствующим и разумным существом, когда и это чувствующее и разумное существо, рождая, т. е. бессознательно производя новое существо, само стареет и умирает вместо того, чтобы, воссозидая умерших, самому делаться бессмертным, нестареющим, т. е. самовосстановляющимся. Когда мы говорим, что «природа есть враг временный, а друг вечный» или же «нет вражды вечной, а устранение временной – наша задача», то признаем единство человека и природы, отвергаем раздвоение Мiра на природу и человека, отвергаем раздвоение, которое не меньше такого отделения, как Бог и Мiр, Творец и творение… Бог и Мiр – это нынешнее отношение, неподобное; Бог и мир – это будущее, если человек или вообще разумное существо будет управлять, а не подчиняться слепой силе.
Говорят протоиерей Кирилл Копейкин (физик-ядерщик, директор Научнобогословского центра междисциплинарных исследований СПбГУ, настоятель храмов свв. апп. Петра и Павла и св. мц. Татьяны при СПбГУ) и Олег Степанов (автор этой книги)
О природе как слепой силе
О. С. У Федорова есть такое представление, что природа – это слепая сила. И эта слепая сила сама себя и человечество приводит к гибели. Сейчас же, напротив, у экологов в западной концепции устойчивого развития мира есть представление о том, что природа – это некоторая саморегулирующаяся система, и поэтому ее трогать не надо. То есть она сама по себе прекрасно живет, и надо ее скорее охранять от влияния человека. От любого: от умного, неумного – не важно.
Концепция устойчивого развития родилась у русских философов-космистов, они явно на нее очень повлияли. Но у них несколько иной взгляд на взаимодействие с природой. У Федорова очень красиво сказано, что задача человека – все даровое превратить в трудовое, а все слепорожденное – в сознательное. То есть природа нуждается во взаимодействии с человеком, его задача на земле – сотворчество Творцу, сознательная гармонизация того, что называется природой, или «фюзис» у Аристотеля. Откуда и наше слово «физика».
Поэтому интересно, как современная физика смотрит на этот вопрос? Является ли природа самоорганизующейся, саморазвивающейся системой с разных точек зрения? В материи, в неживых системах происходят энтропийные процессы, а негэнтропийные процессы только в живых системах идут. Насколько тут важно влияние человека на природу?
К. К: Понимаете, дело вот в чем. Мне кажется, что, когда Федоров говорит о том, что природа – это вот такая слепая стихийная сила, то за этим все-таки стоит понимание природы, которое было характерно для XIX века и XVIII века. То есть понимание природы, укорененное в классической физике, где существуют детерминистические законы, которые описывают все явления природы, где природа состоит из материи. И в таком мире классической физики действительно природа представлялась чем-то, что называлось естественным. Есть законы природы, законы естества, они детерминистичные.
В таком мире действительно у человека нет свободы. Даже Творец просто не может вмешаться в мироздание, потому что есть детерминистические законы и мир каузально замкнут. Поэтому в такой картине мира представление о том, что человек может что-то изменить, честно говоря, мне представляется чудом. У человека может быть иллюзия свободы, иллюзия возможности что-то поменять, но по-настоящему ее нет.
Мне кажется, что ситуация радикально переменилась в XX веке в связи с возникновением теории относительности и квантовой механики. Благодаря квантовой механике мы поняли, что случайность существует на фундаментальном уровне.
В обыденном понимании случайность у нас часто ассоциируется с хаосом. Между тем в контексте библейской традиции случайность – это просто иное наименование Божественной воли. То есть считалось, что Бог устанавливает законы для мира и все в мире развивается, подчиняясь этим жестким закономерностям, которые мы можем познавать, поскольку мы по образу Божию созданы. И если вдруг что-то происходит, не подчиняясь этим законам, то почему так происходит? Потому что Бог вмешивается в мироздание.
Бог всемогущий, а это является аксиомой для всех трех так называемых авраамических религий, то есть для иудаизма, христианства и ислама, для которых Ветхий Завет является священным откровением. Всемогущество – это не подчиненность какому бы то ни было закону, оно проявляется в том, что происходят события, которые не вписываются ни в какие закономерности.
Скажем, в контексте ветхозаветной традиции как узнавалась воля Божия? Бросался жребий. У первосвященника на его нагруднике были урим и туммим, посредством которых этот жребий бросался, чтобы узнать волю Бога. И на границе Ветхого и Нового Завета мы видим такой же способ узнавания воли Божией, когда Иуда повесился и нужно было на его место брать апостола. В книге деяний апостольских это описано. Избираются два кандидата, бросается жребий, чтобы узнать, на кого укажет Бог. Когда избирали патриарха Тихона, были выбраны на поместном соборе в 1917–1918 годах три кандидата, потом положены бумажки с их именами в ковчежец, отслужен молебен, и потом наугад, вслепую старец вытащил жребий, который указал на патриарха Тихона. То есть случайность в контексте традиции богословской, еще раз повторю, – это просто иное наименование Божественной воли, потому что всемогущество – это индетерминированность.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.