bannerbanner
Историко-художественный путеводитель по Великому Новгороду
Историко-художественный путеводитель по Великому Новгороду

Полная версия

Историко-художественный путеводитель по Великому Новгороду

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Внутри

В соборе частично сохранились фресковые росписи XII века. Их обнаружили только в 1999 году, когда начали расчищать лестничную башню. Расчистили стены от поздних наслоений штукатурки, и под ними появились сцены Страшного суда и страшный зверь с когтистыми лапами и чешуйчатой кожей на теле. Верхом на нем скачет сатана – наступает апокалипсис. Эту сцену можно увидеть в лестничной башне справа от окна. Слева от окна – ноги грешников, опутанные адскими змеями, и дальше на стене – огненная река. На противоположной стене находится другой знаменитый сюжет – Иов на Гноище. Иов сидит, и жена, отворачиваясь, протягивает ему еду на ухвате – потому что он болен проказой и одно прикосновение к нему смертельно опасно.

Все это было неслучайно. Князья, приходившие на службу, обратно спускались по лестнице и видели перед собой сцены Страшного суда. Это было назидательное изображение, которое напоминало, что ожидает князя, если будет нарушать заповеди. Морализаторство, необходимое, чтобы люди понимали: уходя со службы, они попадают в мир, полный грехов и порока.

Сейчас в Никольском соборе представлена выставка граффити (надписей, нацарапанных на стенах) из новгородских церквей.

Вече

Вече, аналог народного собрания, впервые упоминается в 1015 году – но тогда, в начале новгородской истории, политические собрания контролировал князь. Со временем новгородцы поняли, что все может быть наоборот – если они объединены, то они и должны решать, кому и как у них править.

Например, в 1102 году киевский князь Святополк делил сферы влияния с Владимиром Мономахом. Решили, что сын Святополка пойдет княжить в Новгород, но новгородцы хотели сына Владимира и написали в Киев: «не хотим ни Святополка, ни сына его. Если у твоего сына две головы, присылай его».

В 1136 году новгородцы изгнали князя Всеволода Мстиславича. Ему предъявили три претензии: бежал с поля боя впереди всех, не блюл смердов, не блюл гогольцов (так называли рыбаков). «Не блюсти» – значит нарушать интересы, обижать.

Изгнание Всеволода считается символической точкой отсчета периода вольности в князьях или Новгородской республики. Новгородцы запросто выгоняли князей, когда те становились им неугодны, князья из Киева и Владимира стремились посадить на престол своих ставленников, и редкий князь засиживался на престоле дольше, чем на год или два. Впрочем, иногда князья могли и сами уйти. Например, в 1167 году князь Святослав Ростиславич уехал в Луки, а оттуда написал новгородцам: «не хощю у вас княжити, не любо ми есть». Это, конечно, была хитрая политическая манипуляция, но слова он выбрал буквально такие: «не хочу, мне не понравилось».

Символ Новгородской республики – вече. Иногда вече выглядело как майдан. Жители города, узнав о какой-то несправедливости или о том, что бояре пригласили князя, которого никому не хотелось видеть, звонили в колокол и сходились на сходку. В ней должны были участвовать все свободные мужчины – если ты не приходишь на сходки, значит, ты не гражданин. Каждый горожанин имел право приобщиться к властным структурам, проявить себя и продвинуться во власти – тогда и его дети имели лучшие шансы попасть во власть в будущем.

Как новгородцы сами определяли свою политическую систему? Они не использовали слово «республика». «Вече» – возможно, происходит от «вещи» – «сказать одну вещь». Точно так же «res» в латинском «res publica» – это и вещь, и дело. Договорными грамотами с князьями зафиксирована формула: «всё будет по воле новгородской». Так они подчеркивали: то, что происходит с городом, – происходит так, как считают нужным новгородцы.

Купеческие церкви

По подсчетам Валентина Янина, на рубеже XV–XVI веков на одну церковь в городе приходилось меньше 100 прихожан. И не только потому, что новгородцы были очень религиозны. Новгород постоянно горел. Основным материалом было дерево, а строили в старые времена еще плотнее, чем сейчас. Поэтому, например, деньги часто хранили закопанными в земле. Но горящие церкви – это совсем дурной знак, поэтому их строили из дефицитного камня.

Так каменные храмы стали главным местом для хранения ценностей, которые неудобно закапывать, – иначе говоря, складами купеческих товаров. Церкви и строили сразу с расчетом на хранение товара – на первом этаже выделяли для этого помещения. Это было удобно со всех точек зрения. Купцы утром по пути на рынок заходили в церкви тут же на Торгу, молились, забирали товар и шли его продавать.

Врезка: Как выглядит типичный новгородский храм?

Христианские храмы во всем мире имеют одну общую черту: они все ориентированы на восток, так как с востока должен прийти Христос во втором пришествии. Традиционно храмы состоят из трех частей: притвора или нартекса, наоса (основного объема) и алтаря. Алтарь – самая святая часть храма, куда заходят только священники. Наос – пространство, где стоят молящиеся, верные. А притвор или паперть – это место, где стоят кающиеся грешники или люди другой веры.

Новгородцы учились строить свои храмы у киевлян, а те – у византийцев. К моменту крещения Руси в Византии как раз сложился новый тип храма – крестово-купольный. Такие храмы обычно прямоугольные, с четырьмя столбами или колоннами внутри, на которых лежат подпружные (то есть подпирающие) арки, а на арках – купол. Столбы делят пространство на девять ровных ячеек и образуют крест в плане храма. С восточной стороны к зданию обычно примыкает одна или три апсиды, с запада может быть притвор, иногда храм обстраивают галереей, как, например, в святой Софии, чтобы увеличить его пространство. Нередко у западной стены возводят второй этаж – хоры. Изначально хоры были местом, где стоял на молитве князь и его семья, что-то вроде царской ложи в театре, но со временем хоры стали строить не только в княжеских храмах.

Четыре столба удобно зонируют пространство крестово-купольного храма и задают жесткую структуру, но при этом у архитектора остается простор для творчества. Например, в церкви Спаса на Ковалеве две западных угловых ячейки отделены стеной и превращены почти что в кельи, где монахи могли уединиться в молитве. В церкви Спаса на Ильине хоры с севера и юга отделены от остального храма, так что там помещаются самостоятельные приделы – фактически, маленькие алтари, храм в храме. А в Рождественском соборе Антониева монастыря, наоборот, расширено центральное пространство между столбами, чтобы монахи могли собраться вместе для богослужения.

Снаружи новгородские храмы были часто украшены фресками и архитектурным декором. Живопись плохо сохранилась из-за дождей и снега, но декор на многих храмах видно и сегодня. В стенах церквей с середины XIV века часто можно увидеть вкладные кресты. Историки не знают их функции наверняка, но скорее всего, это «обетные» предметы – их вставляли в стену в знак какого-то обета, который человек давал Богу. Кровлю первоначально делали с позакомарным покрытием, то есть с тремя лопастями на каждом фасаде, но позже во многих храмах закомары перекрыли прямой кровлей – с нее легче стряхивать снег, лучше стекает вода, значит и ремонт нужен реже. Сейчас на некоторых храмах восстановлено первоначальное позакомарное покрытие, но не везде – те храмы, что уцелели во время войны, так и стоят с прямой или восьмискатной кровлей.

Храм Иоанна Предтечи на Опоках (1127)

Ильина ул., 1А. Церковь закрыта.

Церковь Иоанна Предтечи на Опоках – памятник сразу двум людям и одному купеческому объединению. Во-первых, ее строитель – князь Всеволод Мстиславич. Именно он был тем первым князем, после изгнания которого новгородцы закрепили свое право вольности в князьях. Но до изгнания он успел сделать для Новгорода много добра – например, построить этот храм и соседний, Успения Богородицы.

Всеволод Мстиславич, поставив этот храм, передал его в 1130 году объединению (братству) купцов, а в 1135 утвердил устав этого объединения. Чтобы туда вступить, нужно было сделать вклад серебром и на само братство, Ивановское Сто, и на его церковь. От этого названия веет чем-то криминальным, но на самом деле, это было что-то вроде купеческого профсоюза.

Члены Ивановской сотни торговали воском и были самой старой и самой мощной купеческой гильдией города – на их воске горела каждая вторая свеча в Европе. Для Ивановского ста храм стал, можно сказать, штаб-квартирой и палатой мер и весов. Внутри купцы хранили не только свой товар, но и установленные меры длины и веса. При раскопках здесь был найден Иванский локоть – мера длины, которой отмеряли порционные куски воска. Вес каждого куска воска сравнивали с гирей-скалвой, и если вес соответствовал, то на воск ставили клеймо. Здесь же при церкви действовал купеческий суд для разбирательств купцов между собой – своего рода древнерусский арбитраж.

Наконец, церковь Иоанна Предтечи – памятник архиепископу Евфимию, архиепископу-реставратору. Дело в том, что к XV веку храм сильно обветшал, и тогда архиепископ Евфимий решил его частично разобрать и отстроить заново – но так, чтобы сохранить первоначальный архитектурный облик почитаемого и намоленного храма.

В те времена не существовало архитектурных чертежей и миллиметровки, чтобы точно зафиксировать все измерения и пропорции, поэтому архитекторы должны были буквально впитать облик храма во всех деталях, а потом восстановить по памяти. Летом 1453 года они разобрали всю кровлю и значительную часть стен, а когда стали строить заново, то конечно, кое-где подзабыли оригинал, кое-где сделали по-своему. Поэтому для современного историка архитектуры это не храм какой-то конкретной эпохи, а странный сплав XII века с XV. Его громоздкий объем повторяет формы XII века, крестово-купольный храм с притвором, но вот мы видим на южном фасаде вкладной крест – признак поздней архитектуры. А если подойти к храму с восточной стороны, то над боковыми апсидами вы увидите выложенные из кирпича розетки – влияние европейской готики. Интересны окна (те, что не были растесаны в XVII–XVIII веках): они щелевидные, но расположены в полукруглых нишах. На самом деле, древние окна были просто полукруглые, но со временем новгородцы закладывали их, чтобы сохранить тепло и сэкономить на слюде, оставляя лишь узкую полоску света. А реставраторы XV века решили, что в этом есть какой-то смысл, и воспроизвели такую странную форму.

Успения Богородицы (1135)

Ул. Большая Московская, 5А. Церковь закрыта.

Как было сказано выше, новгородцы с конца XI века то и дело демонстрировали неповиновение князю и пытались сами определять, кто сядет на новгородском столе. Но есть дата, которую обычно считают началом новгородской вольности в князьях – 1136 год, когда город выгнал князя Всеволода Мстиславича. Одна из претензий горожан – князь первым бежал с поля боя.

Битва случилась еще в 1135 году – новгородцы во главе со Всеволодом столкнулись с суздальцами во главе с Юрием Долгоруким. Всеволод хотел посадить своего брата Изяслава, которого недавно выгнали из южнорусских земель, на княжение в Ростове. Но Ростов находился в зоне влияния суздальского князя, то есть Юрия Долгорукого. «Геополитическая» разборка закончилась битвой на Жданой горе – это была укрепленная гора на пути из Новгорода во Владимир. Новгородцы заняли возвышенность и были готовы драться, но суздальцы оказались хитрее – когда битва была в самом разгаре, с тыла на новгородцев неожиданно набросился отряд суздальцев. Новгородские войска были смяты и в итоге разбиты, при этом погибли посадник, тысяцкий и еще несколько знатных новгородцев. А князь бежал. И если верить обвинениям 1136-го года, позорно бежал первым.

Видимо, Всеволод стыдился своего поступка и, чтобы загладить вину, поставил церковь в память о погибших в битве – церковь Успения Богородицы. Позже она, как и церковь Иоанна, принадлежала купцам, но мы не знаем, чем именно они торговали.

Между церковью Успения Богородицы и Георгием на Торгу – двухэтажный розовый домик. Он называется «здание-памятник «Ряды торговые, XVIII век»». Там в наше время открыли художественную галерею «На Торгу» и интерактивный музей «Новгородская печатня».

Георгия на Торгу (1356)

Ильина улица, 1. Церковь закрыта.

Церковь была построена в середине XIV века на деньги жителей Лубяницы, одной из улиц торговой стороны. Эту улицу до сих пор можно найти на карте Новгорода под именем Пушкинской – но интереснее, что ее следы есть и на карте Москвы. Когда Иван III переселил новгородцев в Москву, он приказал им селиться за Китай-городом рядом с рекой Неглинкой. Новгородцы прозвали район Лубянкой в честь родной Лубяницы – так же, как переселенцы в Америку часто называли новые города в честь своих родных городов в старом свете. Там же на Лубянке новгородцы построили церковь своей покровительницы и защитницы святой Софии – в перестроенном виде этот храм до сих пор стоит на Пушечной улице недалеко от метро Лубянка.

От первоначального здания церкви святого Георгия сохранились только 4,5 метра стен. Своды обрушились в XVIII веке, и в результате здание перестроили в стиле московского барокко как «восьмерик на четверике», то есть положили восьмиугольный шатер на четырехугольный остов храма. Сейчас вокруг храма выкопана траншея, так что можно увидеть древнюю нижнюю часть его стен.

Параскевы-Пятницы (1207)

Ул. Большая Московская, 5Б. Церковь закрыта.

Эта церковь поставлена «заморскими» (то есть буквально «из-за моря») купцами в 1207 году на месте деревянной. Несмотря на 15 пожаров и несколько реконструкций, которые она перенесла за прошедшие восемь столетий, церковь сохранила свой первоначальный облик – и облик этот во многом романский, а не византийский. Перспективные порталы; пониженные пристройки; полукруглые ребра-лопатки на внешних углах; шесть круглых колонн внутри храма вместо четырех квадратных столбов. Если в православном храме крест оказывается вписан в квадрат храма за счет деления пространства четырьмя опорами, то в романской архитектуре именно выступающие трансепты-притворы обозначали перекладины креста. На Руси так впервые стали строить в Смоленске и Полоцке в XII веке. Хочется думать, конечно, будто заморские купцы привезли с собой заморских мастеров, но скорее всего, строители церкви Параскевы приехали из Полоцка.

Во время послевоенной реставрации было решено расчистить кладку XIII–XIV века, но кровлю и навершие оставили такими, как в XVIII веке – так что теперь одинокая белая барочная главка венчает древнерусский собор романского вида.

Новгородские девушки считают, что, если хочешь удачно выйти замуж, надо обежать вокруг этой церкви несколько раз, простоволосой, босиком, лучше в ночной рубахе, и цепляться рукой за 122 выступа на стенах храма. Эта тропинка так и вытоптана.

Церкви Жен-Мироносиц (1510) и Прокопия (1529)

Ул. Никольская, 3 и 5А. Церковь Прокопия закрыта для посещения. В церкви жен-мироносиц проходят выставки. Часы работы: пт-вт, 10:00 – 17:30; перерыв 13:30 – 14:00.

Церковь жен-мироносиц – первое каменное здание, построенное в Новгороде после присоединения к Москве. Построил его Иван Сырков, московский гость, то есть заезжий купец – один из тех, кого сюда переселил Иван III. Великий князь выселил из города местных бояр и переселил сюда порядка двух тысяч гостей, родовитых москвичей и зажиточных купцов – так он надеялся интегрировать Новгородскую землю в Московское государство.

Иван Сырков и другие гости пользовались особыми правами в городе: платили налоги поменьше, напрямую общались с московской властью и выполняли ее поручения – и это совершенно переменило общественную жизнь. Если раньше между собой боролись уличанские кланы, то теперь они все объединились против новоявленной московской элиты. Например, в 1545 году новгородцы отказались участвовать в походе на Казань, который организовывали гости, и тогда у них отняли их богатства и отвезли в Москву.

Впрочем, элита скоро вписалась в новгородскую жизнь. Сын Ивана Сыркова Дмитрий построил храм св. Прокопия на углу торга рядом с палатами своей семьи. Снаружи церковь выглядит так же, как и все остальные, но на самом деле внутри у нее три этажа. Два нижних использовались как складские помещения – Сырковы явно не бедствовали, торговый оборот был значительный. Так же устроена и более поздняя церковь Прокопия, построенная поодаль Дмитрием Ивановичем Сырковым в 1529 году. Детали выдают в них московское влияние: например, у каждой из них по три апсиды, хотя в Новгороде обычно строили одноапсидные храмы.

Второй храм освящен в честь святого Прокопия – этот святой жил в XIII веке, был сам ганзейским купцом и вынужден был бежать из Любека в Новгород со всем своим товаром. Там он познакомился с православием и почувствовал призвание к монашеству. Раздав все свои богатства, Прокопий принял постриг в Хутынском монастыре и начал юродствовать. Спустя несколько лет он ушел юродствовать в Устюг – новгородцы его слишком много хвалили. Именно его, купца и одного из первых в истории Руси юродивых, избрал покровителем своего храма Дмитрий Сырков. Со временем Сырковы стали частью новгородского общества. Сын Дмитрия Ивановича Сыркова Федор был уже ассимилированным новгородцем – настолько, что горожане избрали его дьяком, то есть фактически секретарем города, и в 1570 году он разделил с Новгородом его судьбу.

Врезка: Новгородский погром Ивана Грозного

К концу 1560-х годов Иван Грозный – опричный царь, мнительный, стареющий и больной. Всех вокруг он подозревает в измене, повсюду ищет врагов. Главный его противник – князь Владимир Андреевич Старицкий, Грозный посчитал его зачинщиком боярского заговора, пленил и заставил во всем признаться.

В 1569 князь Владимир Андреевич умер, но это не прекратило рысканий опричников в поисках врагов. Даже наоборот: царю подали донос, в котором целый город Новгород обвиняли в измене. Новгородцы якобы мечтали перейти под власть польского короля и одновременно призвать на престол Владимира Андреевича – обвинения были явно надуманными и противоречивыми, но это не помешало Ивану приказать снаряжать опричное войско в поход.

Это был карательный поход, и опричники во главе с царем вели себя невероятно жестоко. Они грабили монастыри и посад, пытали жителей, убивали сотнями и бросали тела с моста в Волхов. Могли связать мать с грудным младенцем вместе и скинуть в воду. Тех, кто всплывал, опричники добивали баграми и топорами.

Не избежали казней и московские Сырковы. Об этом подробно рассказывает Альберт Шлихтинг, пленный дворянин из Померании и переводчик придворного врача Ивана Грозного. По его словам, Грозный потребовал, чтобы купцы отдали все свои богатства ему. Когда Федор отказался, царь приказал схватить его, привязать за пояс веревкой, бросить в Волхов и потом вытащить из воды, чтобы он не утонул. Когда Федора вытащили, Грозный спросил, что он там видел. Купец ответил едко ¬– что видел чертей и злых духов, которые вот-вот придут забрать душу царя в преисподнюю. За это Федора подвергли еще худшей казни: его поставили до колен в котел и варили его ноги в кипятке. Все это время Иван Грозный допытывался, где Федор прячет свои богатства, и когда Федора дал ответ, его замучили до смерти, тело разрубили на куски и бросили в Волхов. Похожая судьба постигла его брата Алексея.

По подсчетам историков, в Новгороде тогда погибли 5–10 тысяч человек, при общем населении в 30 тысяч. Ситуация усугубилась из-за неурожая: новый хлеб собрать не удалось, а все запасы были вывезены или уничтожены опричниками. В итоге в городе случился голод, и, по рассказам Шлихтинга, началось людоедство – причем некоторые солили трупы погибших в бочках, чтобы потом их съесть. Следом на город пришла чума, а потом, во время Смуты, он был надолго оккупирован шведами. После всех этих потрясений Новгород так и не восстановился.

Ландшафт

Фактически Торговая сторона – это остров. Скандинавы называли Новгород Хольмгард – город холмов. А страну – Гардарика, потому что поселения занимали высокие места.

Новгород основывался в период, когда была Балтийская трансгрессия. Засушливый климат, и уровень воды в Волхове сильно не поднимался, а потом начался малый ледниковый период. Холодные влажные осень и зима. Уровень воды начинает подниматься. Были периоды, когда Торг затапливало и люди забирались на церковные кровли – пережидали приход воды. Последний раз такой потоп случился в 1966 году. Вода поднялась так высоко, что арки Гостиного двора ушли под воду. А сейчас уровень воды зависит от ГЭС.

Мост

Прямо на берегу Волхова перед входом в Кремль планируется открыть музей Великого Моста. Там проходили подводные раскопки, и были обнаружены основы древнего моста X века, эпохи княгини Ольги. Есть три датировки этого моста из разных лабораторий – показывают 950, 960 годы. Детинец появился позднее, через 30-40-50 лет уже в процессе христианизации. Похоже, что мост отнял функцию у Городища, потому что раньше оно контролировало вход в Волхов, а мост облегчил контроль за прохождением судов.

История. Что значит «Господин Великий Новгород»?

Будущий основатель Московского государства князь Иван III рос в тревожной обстановке. Стоило его отцу князю Василию отлучиться из города, как их родственник захватил власть, велел схватить Василия, выколоть ему глаза и сослал всю семью в Углич. Потом слепой отец сумел вернуть престол. Юный Иван видел много жестокости, с двенадцати лет ходил в военные походы и повзрослел с убеждением, что править землями нужно твердо, не оставляя никому шанса ударить в спину. (Позднее он уморил голодом родного брата и сгноил в темнице его детей).

Новгород был, конечно, одной из важнейших целей для объединителя русских земель под властью Ивана. Чудо-город, утопающий в роскоши, по числу жителей – вдвое превосходящий Москву. Иван сумел разбить новгородское войско, составленное из ремесленников и торговцев. Обложил город данью, поставил своего наместника. Но и на этом не мог успокоиться – хитрые новгородцы того и гляди сговорятся с поляками и Литвой. Окончательно подчинить город силой было тоже непросто – у новгородцев повсюду шпионы, подкупленные рубинами и соболями. Узнают, что готовится поход, – наймут скандинавских воинов, объединятся с псковичами или вызовут на помощь немецких крестоносцев – друзей по Ганзе. Пришлось действовать хитростью.

В XV веке уже был развит официальный документооборот. Договоренности фиксировали грамотой, которую подписывали обе стороны. Иван Третий подписывал за себя «Великий князь Московский Иоанн», и наделенные временными полномочиями послы подписывали за Новгород – «Великий Новгород». Новгородцы подчеркивали свое уникальное положение и тот факт, что в городе не один правитель, а много. В обращении они писали «господину великому князю» от «господина Великого Новгорода» – равному от равного.

Иван ограничил судебные права Новгорода. Теперь по любым деловым спорам нужно было обращаться в Москву. И вот к нему приехали двое жалобщиков. Подали грамоту. А там сказано: «не господину великому князю», а «государю». Считается, что тех жалобщиков подослали промосковские бояре, с которыми Иван заранее договорился. Грамота – документ. С ней в руках Иван Третий отправился в Новгород в качестве государя, которому город символически подчинился.

С тех времен Новгород несколько раз полностью вымирал и заселялся заново. Но «гений места» как будто имеет собственную силу и влияет на тех, кто здесь живет. Боярина Ивана Сыркова Иван Третий переселил в Новгород из Москвы. Через 90 лет Сырковы будут одной из самых патриотичных новгородских семей и как местные лидеры примут от московского царя жуткую казнь. (По воспоминаниям очевидца, Федора Сыркова Иван Грозный за дерзость велел варить в котле).

Сегодня Новгород – бедный, но такой же гордый. С выраженным самосознанием, политической конкуренцией и собственной прессой. Жители при каждой возможности баллотируются в депутаты, вкладывают деньги в местное благоустройство, публично критикуют чиновников и тут же садятся с ними обсуждать ремонт школьных туалетов.

При встрече с местными старожилами не стоит шутить о том, что Новгород часто путают с Нижним Новгородом. Это не повысит шансы, что вам покажут что-то интересное. В Нижнем есть аэропорт, Нижний больше по числу жителей и лучше представлен в интернете, но первый Новгород не собирается уступать это имя.

Тот же Иван Третий, выслав из Новгорода местную предводительницу Марфу Борецкую, отправил ее в ссылку в Нижний, где она тихо доживала монахиней еще 13 лет. Красноречивый политический жест (Впрочем, по другой версии, ее казнили под Тверью. Но в XIX веке имя Борецкой всплыло в архивных списках прихожан нижегородской церкви. Возможно, Иван сохранил ей жизнь, а новгородцам для острастки велел передать, что казнил).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

На страницу:
3 из 4