
Полная версия
Искусство от А до Я. Просто о важном. Гид для тех, кто хочет разобраться в стилях, персоналиях и истории европейского искусства
• Почти точное копирование Дорифора в мраморной статуе Августа – это типичная для римского искусства ситуация.
Завоевав греческие земли во II веке до н. э., римляне с огромным интересом изучали их культуру, отдавая дань таланту греческих мастеров, и часто копировали их шедевры.
Греческая скульптура почти не дошла до наших дней в оригиналах, зато благодаря римлянам, которые делали десятки копий с каждой греческой статуи, мы знаем о Дискоболе, Дорифоре и многих других произведениях.
Подпорка возле правой ноги Августа тоже служит цели прославить правителя. Она сделана в виде крылатого младенца, сидящего на дельфине – это Амур, сын Афродиты, который напоминает о божественном происхождении императорского рода.
По одной из легенд, предком римлян был троянский герой Эней, сын Афродиты, чудом спасшийся из горящей Трои. После долгих странствий он причалил к италийским берегам и основал город. Согласно этой версии, римские императоры были потомками Энея, а значит, в их жилах текла божественная кровь Афродиты.
Эта история стала очень популярной во времена Августа. Он попросил своего товарища, поэта Вергилия, сочинить поэму, способную прославить римский народ с императором во главе. Так Вергилий и сделал: взяв за образец «Илиаду» и «Одиссею», он написал свою знаменитую поэму «Энеида» – главное художественное произведение римлян.
Так появился новый тип изображения императора – в образе божества. Например, статуя Нервы. Император сидит на троне с жезлом в руке, верхняя часть тела обнажена, что делает его подобным Зевсу или Юпитеру. В последующие века этот тип статуи, позой и видом напоминающий богов, будет встречаться очень часто. Его будет отличать некоторая манерность и повышенная торжественность.

Если внимательно присматриваться к римским статуям в музеях, можно видеть шов на шее статуи – результат такого присоединения реального портрета к идеальному телу. Греки никогда так не поступали – их искусство было уникальным, каждый его объект являл собой неповторимый образец.
Греческая скульптура была больше искусством, чем ремеслом. Римляне хорошо копировали греков и самих себя, поэтому их скульптура была больше ремеслом, чем искусством.
Во II веке н. э., когда в искусстве пафос величия империи несколько уменьшился, в портрете начинает чувствоваться психологизм и более глубокие черты личности, а не просто внешнее сходство. Это совпало с использованием новых приёмов в работе скульптора – проработке многих деталей внешности без помощи краски.

Следует помнить, что фигуры императоров в образе оратора, жреца, воина или бога отличались друг от друга не так уж сильно. Главное внимание всегда уделялось лицу – значение портретного сходства не ослабло с возникновением империи.
Поэтому в мастерской скульптора часто имелись мраморные заготовки фигур различных типов, для которых изготавливался точный портрет заказчика и присоединялся к телу. Иногда при необходимости одну голову можно было заменить на другую.
• До начала II века греческие и римские статуи раскрашивались, но в дальнейшем цвет перестают использовать.
• Начиная со II века зрачки статуям не рисуют, а вырезают буравом – инструментом, похожим на маленькую ручную дрель. Если сравнить мраморные статуи I и II веков, видно, что они различаются наличием зрачков: в более позднем примере они есть, в более раннем – нет. По этому признаку можно определять время создания портрета.
• Благодаря императору Адриану появилась мода на бороды, поэтому в скульптуре во II веке появляются бородатые лица.
В I веке борода считалась признаком варварской внешности, поэтому мужчины ее не носили. Но Адриан (76– 138 гг. н. э.) был большим поклонником греческой культуры, а у греков все мужчины старше 21 года носили бороду. Эта традиция очень понравилась Адриану, благодаря чему со II века мы можем видеть в скульптуре как безбородые лица, так и бородатые, и сам он изображен бородатым.

Последний тип римской скульптуры – конная статуя. Римляне – единственный народ Древнего мира, у которого возник этот образ. В таких статуях лучше всего можно подчеркнуть героизм и достоинство правителя. Поэтому эти скульптуры стали прообразом для парадных конных портретов полководцев в эпоху Возрождения, королей и императоров в XVIII–XIX веке. До наших дней дошел лишь один пример – статуя Марка Аврелия на коне.
ЖЕНЩИНЫ В ИСКУССТВЕРимское общество признавало важную роль женщины. Хотя формально в жизни государства женщины не участвовали, бывали случаи, когда они оказывали сильное влияние на политику – например, мать Нерона, Агриппина. Или же просто были уважаемыми членами семьи, как сестра Августа, Октавия. Поэтому портретов римлянок сохранилось достаточно. По ним интересно наблюдать, какой тип красоты был в моде в разные века, какие носили причёски и наряды. В результате завоеваний и присоединения к Римской империи далёких территорий скульпторы нередко создавали портреты женщин с экзотической внешностью.

РЕЛЬЕФ
Фотографическое сходство, которого всегда добивались в портрете римские мастера, было отражением интереса к жизни и реальным событиям в истории государства. Первыми настоящими историками были именно римляне. Характерно, что первым сохранившимся произведением римской литературы был список участников одного из военных походов. Римляне составляли списки дат и событий, они назывались анналами (от латинского annales – годы) – отсюда выражение «войти в анналы истории». И изображению мифологических сцен римляне предпочитали изображение исторических.
Например, в рельефе на стене алтаря Домиция Агенобарба, где приносились жертвы в честь бога войны Марса, вместо божеств показан эпизод из жизни римлян – перепись имущества населения, или ценз. Здесь есть цензор, обычные граждане, военные и музыканты, жрецы и даже жертвенные животные. Нет никаких фантастических существ и намёков на мифологию.
Если присмотреться к небольшим фигурам и лицам, мы заметим в них разницу – стремление к точности сказывается и здесь.

Даже римские предметы культа и ритуальные объекты часто представляют собой исторические свидетельства.
Особенно важным свидетельством и показательным примером стала колонна императора Траяна. По всей высоте этой колонны (38 м), огибая ее по спирали, высечен рельеф, его длина 190 м. Всё это – изображения разных эпизодов двух войн римлян с даками, варварским народом. Этот рельеф представляет огромный исторический интерес для изучения доспехов, оружия, костюмов и головных уборов участников событий.
ЖИВОПИСЬЗа свои военные успехи римляне получали в качестве награды земли. Часто в удалённых от городов районах на берегу моря они строили виллы, где можно было наслаждаться красивыми пейзажами и дышать морским воздухом. Это были огромные комфортабельные сооружения: они насчитывали порой 30 или 40 комнат, имели большую хозяйственную часть и все удобства, включая канализацию, горячую воду, застеклённые окна, красивую мебель и великолепный живописный декор. Функцией таких вилл было создать приятную, располагающую к отдыху атмосферу для уставшего от городской суеты человека, поэтому оформлению дома римляне уделяли пристальное внимание.
Ещё в последние века до н. э. на территории Италии дома оформлялись раскрашенными рельефами из обожжённой глины – это тоже наследие этрусков. Но во времена империи оформление богатых домов стало настоящим искусством. Римские виллы в Помпеях, Геркулануме и Стабиях позволили не просто изучить настенную римскую живопись, но даже разработать ее классификацию по стилям.
• Инкрустационный (первый) стиль, II–I вв. до н. э. – роспись по сухой штукатурке, часто изображает архитектурные элементы и облицовку.
Наиболее ранние росписи наносились на сухую штукатурку – такая техника называется «секко». Для них наиболее характерны изображения архитектурных элементов из дорогого камня. На поверхности оштукатуренной стены можно видеть нарисованные мраморные, алебастровые или гранитные блоки, панели и карнизы, что создавало иллюзию разнообразия материала в оформлении дома.

• Второй, или архитектурно-перспективный стиль, 80 г. до н. э. – визуально расширяет пространство, это объёмные, хорошо выполненные рисунки.
Стал очень известен благодаря хорошо сохранившимся росписям «виллы Мистерий» в Помпеях. Этот стиль часто использовался, чтобы визуально расширить пространство небольшого помещения за счёт изображения дополнительных окон, дверей и ниш. Часто встречаются рисунки колонн, капителей и карнизов. В нишах иногда изображались человеческие фигуры, различные мифологические сцены – всё это напоминало спектакль, происходящий у зрителя на глазах.

Рисунки выполнялись объёмно, со знанием перспективы. Они прекрасно передают иллюзию глубины пространства и говорят о высочайшем уровне владения живописной техникой. Нередко эти росписи были копиями греческих картин, ни одна из которых не дошла до наших дней. А иногда на стенах римских вилл можно было увидеть изображения греческих статуй, а в домах – копии скульптур. Именно для больших вилл состоятельные римляне заказывали копии с греческих шедевров, что впоследствии дало исследователям возможность изучать греческие статуи.
• Орнаментальный стиль, начало I века н. э. – узоры из растений
Декоративные стили развивались очень быстро, и этот стиль стал популярен к началу I в. н. э. Роспись отдалённо напоминала обои с декоративными орнаментами в виде колонн или канделябров, обвитых растениями. Сюда же включены изображения мифологических сцен, но фигуры гораздо меньшего размера, а иногда среди рисунков встречаются натюрморты.
• Мифологический (фантастический) стиль, середина I в. н. э. – более пышная версия орнаментального
Для этого стиля характерно разделение плоскости стены на небольшие участки при помощи колонн и карнизов, крайне тонких и не претендующих на реалистичность. Получившиеся прямоугольные пространства разных размеров заполняются узорами, изображениями птиц, фантастических существ, а также небольшими панно с красивыми пейзажами.
Он кажется слишком богатым и вычурным, хотя декоративные элементы – тонкие колонны, фронтоны и капители выглядят очень изящно. Этот стиль не ставит перед собой цели создать иллюзию реального пространства, скорее, он является более пышной версией предыдущего.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВООбустройство любого римского дома предполагало наличие всего, что сделает пребывание в нём полноценным, удобным. Отношение римлян к дому было трепетным, он воспринимался как священный объект. Именно в доме обитали духи предков и домашние покровители римлян, боги-хранители дома – пенаты и лары. Во внутренних двориках домов были небольшие святилища, где регулярно отправлялись их культы. Поэтому обустроить дом и жить в нём полноценной жизнью было для римлян священным долгом.
Из-за внезапной гибели городов Помпеи, Геркуланум и Стабии от извержения вулкана Везувия археологи получили возможность изучить обстановку самых роскошных римских вилл, построенных на рубеже тысячелетий. В распоряжении учёных оказалось огромное количество предметов римского быта – мебель, посуда, светильники и многое другое.
Все они выглядят очень изысканными. Канделябры и посуда, сделанные из бронзы – пример тончайшей работы мастеров. Отношения с бронзой у римлян сложились уже давно, на заре их цивилизации, и к I веку мастерство достигло вершины. Особенно интересно рассмотреть модные в то время столики и табуретки на ножках в виде лап животных. Довольно сложно точно определить вид животного, оно могло быть фантастическим, как, например, грифон. Иногда мебель опиралась на львиные или волчьи лапы, а порой и на копыта. Все ножки слегка изогнутые, часто украшенные растительными мотивами.

Такие приёмы вновь станут популярны в Европе начиная с середины XVIII века, во время большого интереса к искусству римлян, когда будут обнаружены похороненные под пеплом Везувия шедевры.
Предметы обстановки хорошо характеризуют их обладателей. Иногда их привлекала не польза, а внешний вид предметов. Небольшие круглые столики с высокими бортиками служили своеобразной витриной, на которую можно было выставить дорогую посуду из серебра и продемонстрировать гостям вкус и уровень достатка.
В большинстве предметов нет ни одной детали, которая не была бы осмыслена эстетически. Ручки, ножки, дверцы, различные отверстия – в виде человеческих лиц, цветов, растений или рыб на чайниках, печках, самоварах (эти устройства не похожи на привычные нам, однако устроены схожим образом).
Когда-то животный и растительный мир обожествлялся и изображался на священных предметах. Каждое изображение имело глубокий магический смысл.
Но чем дальше идёт искусство, тем лучше виден его путь, от священного смысла к эстетическому эффекту. Поэтому использованные в конце истории Древнего мира образы часто не носили символического характера. Именно отсюда берёт начало дизайн – создание удобных и красивых предметов без какого-либо дополнительного смысла.
КонспектРимская скульптура начинается с традиции создавать образы предков, которым римляне поклонялись. Отсюда берет начало тенденция и в портретах живых людей как можно точнее передавать внешность. В эпоху Республики эта точность соблюдается, даже если внешность героя неидеальна: для римлян, в отличие от греков, телесная красота не находится в столь тесной связи с духовной.
После наступления эпохи Империи эта традиция видоизменилась из-за необходимости прославлять императора и утверждать величие Рима. Скульптор начинает льстить изображаемому и улучшать его внешность, используя греческие каноны красоты, хотя портретное сходство сохраняется. В дальнейшем римские скульпторы даже начинают прикреплять голову заказчика к заранее изготовленной идеальной фигуре.
Римляне не любят экспериментов, поэтому у них есть всего несколько устоявшихся скульптурных образов, которые тиражируются. Это:
• оратор,
• жрец,
• полководец,
• божество.
Также у римлян, единственных в Древнем мире, встречается конная статуя: прообраз для парадных портретов в более поздние века. Кроме того, в римском искусстве, в отличие от греческого, во множестве встречаются образы уважаемых женщин.
III и IV столетия были сложными для Римской империи. Сильное неравенство в обществе, постоянная борьба за власть и приход к ней случайных людей, часто не из знати, религиозные противоречия – всё это ослабляло римское государство. Неспособность языческой религии примирить общество с возникшими проблемами привела к усилению роли христианства.
В середине III века, при императоре Диоклетиане, власть в Империи была разделена между четырьмя правителями, а в IV веке сама империя раскололась на две большие части – Западную и Восточную.
Столица восточной части империи, Константинополь, стала приобретать силу и богатеть, а западный Рим погружался в кризис, всё чаще подвергаясь набегам разорявших его варваров. От былого величия Рима не осталось и следа, присоединённые к империи территории откалывались, начиналось Великое переселение народов. В 476 году Западная Римская империя пала, и в Константинополь были перемещены знаки императорской власти, после чего он официально стал главным городом восточной империи. Она продолжит своё существование ещё тысячу лет в виде христианского государства, известного под именем Византии.
Средневековье V–XV вв.

Средневековое искусство развивалось совершенно по-разному на территориях, принадлежавших Западной и Восточной Римской империи (которую принято называть Византией). Если Византия унаследовала и частично продолжила богатые традиции римского искусства, то западная часть была захвачена варварами. Они обладали своей самобытной культурой – которой, однако, было далеко до достижений античности.
При этом, как на Западе, так и на Востоке, искусство было религиозно ориентированным – но выражалось это по-разному.
Искусство Византии – это в основном иконы, мозаики и фрески, то есть убранство внутри храмов. А искусство Западной Европы – это предметы быта (во времена варваров) и архитектура (сохранившиеся памятники с X–XI века).
Византии мы посвятим меньше времени, поскольку там довольно быстро установились каноны. Они диктовали как и что нужно изображать и не менялись веками. А на искусстве Западной Римской империи остановимся подробнее: архитектура и другие виды средневекового искусства там прошли огромный путь всего за несколько веков, и интересно это пронаблюдать.
• Средневековое искусство делится на две части: Западная Римская Империя (варвары) и Византия (наследие античности).
• Искусство Средневековья – христианское; в основном оно связано с храмами и их оформлением.
Искусство Византии
Византия известна в первую очередь своими иконами. Мы безошибочно отличаем их от картин по нереалистичности изображения, обратной перспективе (увеличению предметов по мере удаления от зрителя), отсутствию объема и библейским образам.
Помимо икон до нас дошло множество мозаик, фресок и рельефов – то есть, других видов живописи и скульптуры, которые можно найти в храмах.
На пути к средневековью. Христианское искусство вне закона
Во II–III веках н. э. в Римской империи появляется и распространяется христианство. До начала IV века эта религия была запрещена, а её служителей преследовали и жестоко наказывали. Поэтому первые примеры христианского искусства возникают в местах, недоступных обычному человеку, спрятанных и известных лишь посвящённым. Таким местом стали римские катакомбы – пустующие подземные каменоломни. Именно здесь во II веке возникли первые захоронения христиан, а стены этих каменоломен покрылись росписями – сюжетами и образами из Ветхого и Нового Завета.
Вот что было свойственно раннему христианскому искусству.
• Живописцы активно использовали символы – изображение идей через конкретные образы.
Перед художниками того времени стояла сложнейшая задача. Им нужно было показать то, что крайне сложно себе даже представить – бога, святость, небесный мир и связанные с ним чудеса. Это можно было сделать только при помощи символов, способных отразить главные христианские идеи.
Например, хлеб и рыба стали символами Иисуса Христа. Если о хлебе своим ученикам говорит сам Христос на Тайной вечере, то рыба – по-гречески ИХТИС – стала для христиан аббревиатурой, в которой заключены слова: Иисус Христос Божий сын, Спаситель. Рыбу как священный знак, понятный лишь посвящённым, изображали на саркофаге, чтобы обозначить принадлежность умершего к христианской вере.

• Образы заимствовались из более раннего искусства и осмыслялись по-новому.
Хотя старая религия и изобразительные принципы прошлого отвергались христианами, они заимствовали образы из языческого искусства. Атрибуты бога виноделия Диониса – вино, виноград и виноградная лоза – стали символизировать кровь Христа и христианскую веру. Образ бога любви Амура – крылатого младенца – практически без изменений перекочевал в христианский мир в виде ангела, дьявол же внешне напоминает козлоногого фавна.

Интересно, что изображение Иисуса Христа в катакомбах часто давалось символически, например, в виде агнца. Также был популярен образ Доброго пастыря, притчу о котором Иисус рассказывал. Можно сказать, что этот Добрый пастырь – это сам Иисус, а внешне изображение напоминает архаического Мосхофора – древнегреческую статую юноши, взвалившего на плечи телёнка. Это лишь некоторые примеры заимствования и переработки христианами языческих образов.
В отличие от греков и римлян первые христиане не обращались к скульптуре. Так как статуя в сознании верующих была связана с поклонением идолам, мастера были сосредоточены на живописных образах.
• Не было реалистичности, объёма, проработки деталей. Это было не нужно – ведь изображалось божественное, а не земное.
Художники римских катакомб стремились говорить о возвышенном и спиритуалистическом, поэтому отказались от материальной характеристики предметов, а в изображении героев не акцентировали внимание на телесном. Для христианина тело – это воплощение человеческого начала, в то время как новое искусство старалось показать божественное, нематериальное и иррациональное.

В изображениях не подчёркивались объёмы фигур, не было видно богатства красок и фактур, а предметы были встроены в пространство неправдоподобно и неправильно. В такой живописи нет лишних подробностей и обильного декора.
Фон однотонный, как правило, белый, ничем не заполненный. Если вспомнить о фресках на виллах в Помпеях и Геркулануме, объёмных телах и реалистично трактованных деталях, увидим огромные отличия в росписях катакомб, сдержанных, порой суровых, аскетичных, как и сама жизнь первых христиан.
Раннехристианское искусство:
• Символическое изображение идей – рыба как символ Христа;
• Старые образы с новым смыслом: ангелы – переработка образа Амура;
• Возвышенная живопись вместо «языческой» скульптуры;
• Отсутствие реалистичности, акцент на божественном.
Византийская живопись
В начале IV века гонения на христиан прекратились, а затем император Феодосий провозгласил христианство официальной и единственной религией Римской империи. Тогда христианское искусство перестало быть запретным, доступным лишь группам посвящённых, и вышло в мир.
В 395 году Римская империя раскололась на две части – Западную и Восточную, которую принято называть Византией. Её столица Константинополь стала центром развития христианской культуры. А после падения Западной Римской империи в 476 году Византия осталась единственной империей, и там сосредоточились все творческие силы христианского мира.
Помимо религиозной живописи в Византии существовало также и светское искусство, примеров и описаний которого, однако, не сохранилось.
Храм – это важнейшая архитектурная форма для всей эпохи Средневековья. Все службы теперь проводятся внутри, поэтому стало важным внутреннее убранство. Появились мозаика и фреска.
С IV века христианское искусство стало официальным и переместилось из катакомб в храм. Хотя новая религия многое заимствовала из античного язычества, прежний вариант оформления храма не подходил христианству.
В Греции и Риме не было принято отправлять религиозные обряды внутри храма – все ритуалы происходили за его пределами, даже алтари располагались снаружи, поэтому интерьер здания не оформлялся ярко и пышно. Теперь же все христианские службы ведутся внутри, и храм увеличился в размере, огромное значение приобрело его внутреннее убранство, где в большом количестве появились мозаики и фрески – два вида монументальной живописи.
Мозаика – изображение, сделанное из квадратных камешков и цветного стекла, смальты. Стеклянная масса смешивалась с красящим пигментом, затем её делили на небольшие плоские полосы, а после застывания разрезали на кусочки квадратной формы. Из них выкладывались цветные изображения любого масштаба.
Фреска – живопись по сырой штукатурке водорастворимой краской.
Две эти техники были хорошо известны как в Западной Римской империи, так и в Восточной. С появлением христианства они начали служить новым изобразительным целям внутри церкви.
• Оформление храма было строго упорядочено, поскольку оно отражало высший порядок Царствия Небесного. Мозаики и фрески размещались по строгим правилам.
Храм воспринимался верующими как обитель Бога, всё в нем имело смысл и символику. На куполе изображался Иисус, в полукуполе апсиды (выступа, где обычно располагался алтарь) – Богоматерь; на западной стене – сцены Страшного суда.