bannerbanner
Говори, что думаешь. Осознанный подход к ненасильственному общению
Говори, что думаешь. Осознанный подход к ненасильственному общению

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Вы упомянули паузы. Не думаю, что это можно сделать в большинстве разговоров. Боюсь, я упущу свою очередь говорить!

Уверенность и доверие к собственному голосу, к тому, что у нас будет возможность высказаться, очень важны. Мне хочется, чтобы все методы общения подкрепляли подобную внутреннюю лёгкость. Когда мы делаем паузу сознательно, удлиняем её, – это не просто тренировочное упражнение. Бывают определённые беседы или отношения, где полезно сделать долгую паузу, но обычно стоит делать паузы короткими и менее заметными.

Глава 2 Сила внимательности

Есть что-то таинственное и священное в том, чтобы быть живым. Это осознание чего-то слишком важного, чтобы о нём забывать.

Кристина Фельдман

Мой отец вырос в 1940-е в однокомнатной лачуге в Подмандатной Палестине. Его мать выращивала кур, коз и кроликов, а отец штукатурил стены и держал ларёк, где продавались журналы, леденцы и свежий сок. (Они приехали из Беларуси и Польши подростками в поисках лучшей жизни.) Его, старшего из троих детей, отправили в кибуц[15], едва ему исполнилось тринадцать, чтобы в семье стало одним ртом меньше.

Недавно он рассказал мне, как в первые недели жизни в кибуце он каждый вечер сидел в своей комнате и смотрел на закат над полями. Он рассказал, как прекрасны были эти закаты, какой покой он ощущал. «Спустя несколько месяцев, находясь в своей комнате, я поднял глаза и осознал, что садится солнце. А ведь я уже перестал это замечать, – он остановился и помолчал. – Это всегда трогало меня. Почему я перестал это замечать?»

Мы так часто, по сути, не присутствуем, оторваны от собственных чувств и непосредственного переживания жизни. Наше внимание блуждает где-то ещё, в размышлениях о прошлом или будущем – планировании, заботах, воспоминаниях, сожалениях. История моего отца отмечает ключевой момент, с которым каждый из нас многократно сталкивается в течение жизни: когда мы замечаем, что не живём с осознанностью, что нам с этим делать?

Основа для связи

Внимательность возвращает нам нашу жизнь. Это то, что позволяет нам насладиться красотой заката, удивительным старым деревом, тайной и восторгом человеческой теплоты и близости. В таких переживаниях мы присутствуем целиком и полностью. Сила их яркости вызывает состояние естественной осознанности, в котором мы глубоко погружаемся в настоящий момент, обретаем единство с собой и миром вокруг нас.

Это состояние внимательного присутствия всегда доступно нам. Оно привносит яркость в обычный опыт, будь то приготовление еды, разговор с близким или ощущение дуновения утреннего ветерка на коже. Оно позволяет нам ценить жизнь и с изяществом проходить трудные её участки.

Как я упоминал, внимательное присутствие также играет ключевую роль в общении просто потому, что для понимания чего-либо нам прежде всего нужно быть в настоящем. Случалось ли вам пытаться поговорить с отвлекающимся человеком? Доставал ли кто-то свой смартфон посреди беседы? (Может, вы сами так поступали, когда общение прерывалось.) Сколько ссор возникало просто из-за того, что один человек не слушал другого? Или потому, что кто-то не мог остановиться и придержать язык? Многих трудностей диалога можно избежать, просто замедлившись и утвердившись в присутствии.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

[Thich Nhat Hahn. The Heart of the Buddha’s Teaching: Transforming Suffering into Peace, Joy and Liberation. New York: Harmony Books, 1998. P. 84].

2

На протяжении всей книги я использую слово «диалог» самостоятельно в качестве синонима «общения», а фразы «подлинный диалог» или «реальный диалог» – по отношению к трансформирующему виду общения, о котором упоминают Локхед и другие. Когда атмосфера для подобной встречи отсутствует, можно полагаться на внутренний настрой, чтобы поспособствовать развитию таких условий. Автор и инструктор по ННО Мики Каштан называет это «дисциплиной диалога», ориентированностью на сотрудничество, что, «по сути, есть преданность следованию цели, результат которой по-настоящему действенен для всех, даже когда другие заботятся лишь о собственных интересах». См. [Lochhead, David. The Dialogical Imperative: A Christian Reflection on Interfaith Encounter. Eugene, OR: Wipf and Stock, 1988. P. 51; Kashtan, Miki. Spinning Threads of Radical Aliveness: Transcending the Legacy of Separation in Our Individual Lives. Oakland, CA: Fearless Heart Publications, 2014. P. 319].

3

Я часто обозначаю ненасильственное общение аббревиатурой ННО. Если вам интересна информация о ННО и работе Розенберга, см. раздел «Дополнительные ресурсы» в конце книги (с. 484).

4

[Розенберг М. Язык жизни. Ненасильственное общение. Москва: София, 2009].

5

[Rosenberg, M. B. Special Session on Social Change. Switzerland, 2005].

6

См. Привилегии в глоссарии. К примеру, гражданство США обеспечивает определённые привилегии в данной стране, как и во многих частях мира. Белая кожа, мужской пол, образование, трудоспособность (и так далее) – всё это создаёт определённые преимущества в современном обществе. Более подробно об этом читайте в [McIntosh, Peggy. White Privilege: Unpacking the Invisible Knapsack // National SEED Project. 1989. URL: http://nationalseedproject.org/white-privilege-unpacking-the-invisible-knapsack]. См. также [Kashtan, Miki. You’re Not a Bad Person: How Facing Privilege Can Be Liberating // The Fearless Heart. November 26, 2016. URL: http://thefearlessheart.org/youre-not-a-bad-person-how-facing-privilege-can-be-liberating]. Об исследовании привилегий и силы в контексте ненасильственного общения читайте в [Manning, Roxy, and Skinner, Janey. NVC – Changing Consciousness, Relationships & Systems // BayNVC. Accessed April 12, 2018. URL: http://baynvc.org/nvc-changing-consciousness/].

7

На коллективном уровне, поскольку наши социальные институты сформированы (и одновременно укрепляются) моделями мышления и восприятия, которые движут общением, сущностным аспектом работы по их трансформации должна стать параллельная внутренняя работа по трансформации нашего сознания. Иначе мы рискуем воссоздать ту самую систему, которую стремимся изменить.

8

Человеческие существа – социальные создания, которые взаимозависимо удовлетворяют многие потребности. Мы развивались, живя в маленьких стаях, группах и сообществах, где сообща удовлетворяли потребности в крове, пище и безопасности племени. Это происхождение проявляется по-разному. На протяжении жизни человека потребность в социальных связях со временем изменяется. Исследователям хорошо известно, что у людей есть физиологическая потребность в связи (безопасном, здоровом человеческом прикосновении и социальном взаимодействии), начиная с рождения и первых лет жизни. Правильный рост и развитие человеческого мозга и нервной системы зависит от постоянного контакта и социального взаимодействия со здоровыми, контролирующими своё поведение взрослыми.

По мере роста социальные связи становятся важны для развития эмпатии и эмоционального интеллекта. В подростковом возрасте это проявляется психологически в рамках становления личности и развития силы «я», а также биологически – для продолжения рода. Во взрослом возрасте потребность в социальных связях по-прежнему важна во многих из этих сфер (включая духовную – через исследование сознания и двойственности субъекта и объекта) и одновременно становится стратегией для совместной взаимозависимой работы по удовлетворению потребностей при желании или необходимости.

9

Как социальные существа мы тонко настроены на то, что рассказывает нам нервная система о других людях и нашем окружении. Социальная вовлечённость может успокаивать или активировать нервную систему в зависимости от обстоятельств и внутреннего состояния каждого человека.

10

Ключевые аспекты общения оживляются вагальной системой (группой нервов, включающей блуждающие и тройничные нервы). Внутреннее ухо отфильтровывает посторонние звуки и настраивается на человеческий голос; лицевые мышцы выражают эмоции и другие сигналы; гортань контролирует тон голоса и помогает осуществлять словесное общение. Всё это формирует часть системы социальной вовлечённости людей, третий отдел автономной нервной системы, который отличается как ходом развития, так и строением нейронов. Эти идеи были предложены Стивеном Порджесом в новаторском труде, посвящённом поливагальной теории. См. [Porges, Stephen. The Polyvagal Theory: Neurophysiological Foundations of Emotions, Attachment, Communication and Self-Regulation. New York: W. W. Norton, 2011].

11

[Porges, Stephen. Neuroception: A Subconscious System for Detecting Threats and safety // Zero to Three. 24. No. 5. May 2004. Pp. 19–24].

12

В традиционном понимании автономная нервная система состоит из двух основных отделов – симпатического, ответственного за поддержание основ физиологического равновесия и механизма «бей или беги», а также парасимпатического, ответственного за функции тела, связанные с отдыхом и пищеварением. Симпатическая активация (или «возбуждение») пробуждает телесную энергию к действию, регулирует такие функции, как сердцебиение, и готовит нас к встрече с угрозой. Парасимпатический отдел замедляет поток этой энергии, помогая нам расслабиться, снять напряжение и отдохнуть от возбуждения симпатической активации (поливагальная теория Порджеса вводит третий отдел автономной нервной системы, также парасимпатический – социальную вовлечённость).

13

Хотя во многих системах медитации проводятся различия между терминами «внимательность», «осознанность» и «присутствие», в наших целях я буду использовать эти слова в качестве синонимов. Каждое слово описывает несколько отличающийся оттенок сознательного опыта осознанности.

14

Многие из вопросов, приведённых в разделе «Вопросы и ответы» в конце каждой главы, основаны на расшифровках диалогов с учениками на реальных семинарах и ретритах.

15

Сельскохозяйственная коммуна в Израиле, характеризующаяся общностью имущества и равенством в труде и потреблении. – Прим. ред.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3