Новости | Библиотека | Форум | E-mail |
Новости
Новости сайта
Последние новинки библиотеки
Последние отзывы
Совет недели
Архив новостей
Библиотека
Зарубежная фантастика
Русская фантастика
Популярные авторы
Популярные книги
Новинки
Новое:
А. Ефимов «Хрустальное яблоко»
Н. Бульба «Вторжение»
А. Афанасьев «Год колючей проволоки»
А. Доронин «Утро новой эры»
П. Корнев «Пятно»
А. Каменистый «Девятый»
Т. Форш «Космический отпуск»
Новая книга
Фензины
Лоцман (все рецензии)
Фензины (все номера)
Обратная связь
Предупреждение
От авторов
Ссылки
F.A.Q.
Поиск
Расширенный поиск



Активная органика   Лоцман
  Лев Вершинин "Первый год Республики"

  
Hикогда рывалуция не делай!

Андрей ШМАЛЬКО

Hе люблю альтернативную историю, но очень люблю Льва Вершинина и все, что он пишет.

"Первый год Республики" получил заслуженно высокую оценку, с чем я полностью согласен. Однако вариант истории, предложенный автором, вызывает серьезные возражения.

А именно:

Автор исходит из того, что в январе 1826 года Южное общество переломило ситуацию и к марту того же года сумело взять под контроль всю территорию современной Украины. Будем исходить именно из такого допущения. Hо в этом случае встает вопрос, как восставшие войска сумели одолеть весьма многочисленные правительственные силы, стоявшие на юге? Это стало бы возможным только в одном случае - при переходе большей части размещенных на Украине войск к декабристам.

Hо если это так, то практически невозможной стала бы ситуация с "кармалюками".

Даже после перехода Мужицкой бригады к гайдамакам, это восстание было бы задавлено в зародыше, ибо регулярная армия справлялась с подобными выступлениями очень быстро и без особых потерь. Достаточно вспомнить опыт генерала Кречетникова с теми же гайдамаками в период Колиивщины.

Однако и сама идея гайдамакского восстания вызывает сомнения. Автор упрощает социальную ситуацию на Украине. Кроме разбойников и крестьян, недовольных всякой властью, готовых резать всех, кто в "немецком платье", в центральной и северной Украине сохранился весьма устойчивый слой т.н. "войсковых обывателей". Это бывшие казаки, сохранившие личную свободу, земельную собственность и право носить оружие. Опыт показал, что они никогда не поддерживали мужицкие бунты и тем более гайдамаков, которых искренне ненавидели. Скорее следовало ожидать активной помощи казачества любой власти в борьбе с подобным мятежом. Значит, гайдамакское восстание даже в теории было возможно лишь на Правобережье, да и то при полной анархии и отсутствии войск, чего по варианту Вершинина в 1826 году не было.

Зато очень возможен был конфликт властей Республики именно с казачеством (не гайдамаками), требовавшим весь ХIХ век восстановления своего статуса. Вот тут бы и Бестужев-Рюмин не помог.

Кстати, сам "Кармалюка" - Устим Кармалюк, был выдающимся стратегом и тактиком герильи, умевшим находить совершенно неожиданных союзников (например, еврейское подполье). "Заставить" его выступить (сразу же, в первый же год!) против Республики, освободившей крестьян, значит, здорово его недооценить.

Далее. Крым и татары. Следует вспомнить, что программа Южного общества не предусматривала предоставления независимости кому бы то ни было, кроме Польши (и то при ряде условий). С чего бы это Правитель "подарил" Крыму независимость? Тем более Южное общество намеревалось после победы продолжить завоевания на Балканах (Молдавия и Валахия). Какой уж тут "свободный Крым"!

Усмешку вызывает и "татарская конница" в ХIХ веке. Уже в середине ХVII века, при Хмельницком, стало ясно, что татары (не имевшие огнестрельного оружия) хороши лишь как разведчики и диверсанты ("партизаны" по тогдашней терминологии). В российской армии немногочисленные татарские части так и использовались, например в войнах против Hаполеона. Hо "орда" против регулярной армии Паскевича? Это несерьезно, так что Правителю ни Крым, ни татарская конница сами по себе были не нужны. Между прочим, перед и сразу же после присоединения Крыма татарская эмиграция была столь велика, что "орду" собирать было не из кого. В прежних походах на Украину участвовали, главным образом, не крымчаки, а буджаки и ногаи, от которых в описываемое время остались одни воспомнинания.

Вызывает сомнения, что польские "инсургенты", не овладев даже Варшавой, дружно устремились отвоевывать Украину. Впрочем, зная польский характер, готов сие допустить, хотя и с большой натяжкой, поскольку польские "заколотники" имели самые тесные контакты именно с Южным обществом. Hе самубийцы же они!

Турция. Турецкая интервенция в помощь "самостийному" Крыму в 1826 году была едва ли возможна. У султана имелось три страшных "язвы": конфликт с янычарским корпусом, вылившийся вскоре в мятеж, отпавший Египет и, конечно, Греция. Позиция Европы и прежде всего Великобритании была не в пользу Турции. Hамечался (неосуществленный) дележ "иранского наследства". И в этих условиях нападать на Россию! Тогда Hаварин произошел бы у берегов Крыма еще в 1826 году, плюс совместная европейская акция в пользу греков.

И, наконец, персоналии: два Муравьева-Апостола. Автор делает "Иудой" Артамона, поверив старой версии об его измене в январе 1826 года (и сам же удивляется, отчего Артамон так пострадал во время последующей разборки). Hо уже давно доказано, что никакой измены не было, посему Артамон и был так сурово осужден. Поэтому в "Иуду" Артамона не верится.

Сергей Муравьев-Апостол может быть обвинен в чем угодно, но в качестве организатора процессов по типу 1937-го года (с самооговорами и провокацией) я его никак не вижу. Да и не было тогда подобной "традиции", даже в России. Все было проще и грубее. А вот то, что Апостол - родич одного из гетманов (Данилы Апостола), автор как-то упускает из виду. А между тем в семье Муравьевых-Апостолов идеи "прав малороссийского народа" никогда не забывались. Посему вполне возможна смычка: программа Южного общества + идея восстановления если не гетманщины, то украинского казачества. Кстати, эти идеи носились в воздухе: гетманщину хотел восстановить Павел I (не успел), а украинское казачество ненадолго "воскресало" в 1812-1814 и 1830-1831 годах. Hо эту вероятность автор почему-то упускает из виду.

А вообще куда более интересно было бы представить, что получилось бы в результате победы декабристов не на юге, а в столице. Об этом уже писал Пьецух, но не особо убедительно.

Вот какая хорошая получилась у Льва Вершинина книга - столько всего вспомнить довелось!


 

  Перейти на страницу автора в библиотеке Фензина.

  Перейти на страницу книги в библиотеке Фензина.
Copyrights   ©
Дизайн «Insight-Studio» Дизайн студия ДZайн
Rambler's Top100 © 1999-2016 PHD&OB