Новости | Библиотека | Форум | E-mail |
Новости
Новости сайта
Последние новинки библиотеки
Последние отзывы
Совет недели
Архив новостей
Библиотека
Зарубежная фантастика
Русская фантастика
Популярные авторы
Популярные книги
Новинки
Новое:
А. Ефимов «Хрустальное яблоко»
Н. Бульба «Вторжение»
А. Афанасьев «Год колючей проволоки»
А. Доронин «Утро новой эры»
П. Корнев «Пятно»
А. Каменистый «Девятый»
Т. Форш «Космический отпуск»
Новая книга
Фензины
Лоцман (все рецензии)
Фензины (все номера)
Обратная связь
Предупреждение
От авторов
Ссылки
F.A.Q.
Поиск
Расширенный поиск



Фензин #6   Фензины
В выпуске:

От редакции
Mentat

Этот номер газеты мог и не выйти. Весь сегодняшний день что-то мешало его выпуску: то в военкомат с утра, то в больницу днем... А вечером, после звонка Spectre, у меня резко исчезает свет. Во всем районе! По дороге я два раза чуть не потерял диски с текстами (причем рабочий диск таки накрылся) - троллейбусы не ходили, а в автобусе была давка...

Но вот, несмотря на происки темных сил, а может именно благодаря им, я все-таки сделал ЭТО - "Fenzin #6"! В этом номере появилась новая рубрика "Русские идут". Надеюсь, вам она будет интересна.

Возможно, на меня скоро наденут сапоги, но идея будет жить - GIVer ведь останется


Новости
Mentat

Прошло более двух недель, появились новые книги и даже две новые серии - в "Армаде". Правда книги в большинстве - продолжения, а те, что не продолжения, то переиздания. Но обо всем по порядку.

1. Серия "Координаты чудес":
Клиффорд Саймак, "Заповедник гоблинов", "Почти как люди", рассказы;
англ. Clifford D.Simak, "The Goblin Reservation", "They Walked Like Men", "Short Stories"
Думаю, Саймак в представлениях не нуждается. На мой взгляд, сборка неудачная произведения слишком различны, но тем не менее одни из лучших.

2. Серия "Век дракона":
Лоуренс Уотт-Эванс, "Заклятие черного кинжала"
англ. Lawrence Watt-Evans, "The Spell of the Black Dagger"
Третья книга из цикла, начатого книгами "Заклинание с изъяном" и "Кровь дракона".
Никогда не произносите заклятие, если не знаете, что из этого выйдет! Юная грабительница Табеа, увы, не была знакома с этим правилом. Собиралась она всего-то обокрасть уединенный дом, но обнаружила там вместо столового серебра... возможность стать обладательницей магического кинжала. Неплохо? Одно только "но": кинжал оказался не совсем тем, чем должен был оказаться. Волшебные силы-то в нем таковы, что и профессиональному чародею стоит поостеречься, что говорить о той, которая вообще не знает магии.

3. Серия "Звездный лабиринт":
Владимир Трапезников, "Галактическая саранча"
Продолжение "Агента космического сыска". Не читал ни того ни другого, но люди говорят, книги неплохие.

Имя этого звездного генерала - Ник Вет - было овеяно легендами. Ник Вет - тот, кто может все: в одиночку проникнуть в гнездо межгалактических шпионов и раскрыть чудовищный заговор, выдержать абордажную атаку и смести превосходящие силы противника. Именно такой человек и нужен сейчас планете Тарг (! :) , где в кровавой войне с пришельцами-геркуланами решается судьба человечества. На карту поставлено само существование человеческой цивилизации, и пришельцы не знают жалости.

Сергей Иванов, "Сезон охоты на ведьм"
Опять же, продолжение ранее вышедшего в "Далекой радуге" романа "Железный зверь".

Ночи превращаются в для жителей Исчезнувшего Города в кошмар: похищения, загадочные убийства, насилие, - и лишь немногие пытаются противостоять волне безумия. Чтобы выжить, героям-одиночкам приходится пройти через поединки, погони, схватки с монстрами... А главное: чтобы победить, им придется измениться самим. Самим превратиться в монстров...
Мир становится все опаснее, а реальность все гуще замешивается магией. Законом Исчезнувшего города становится сила.

4. Серия "Стальная крыса":
Дональд Маккуин, "Воин"
англ. Donald E. McQuinn, "Warrior"
К сожалению, ничего не могу сказать об этой книге, ибо она как появилась, так и исчезла, захватить оную для прочтения я не успел...

На пороге тотального ядерного конфликта группа добровольцев, экипированных по последнему слову техники XXI века, погружается в анабиозный сон. Страшным оказывается пробуждение через пять веков. Цивилизация отброшена на тысячелетия назад, и деградировавшие остатки человечества заняты кровопролитными междуусобными войнами. Каждый из участников эксперимента должен сделать свой выбор: четко следовать заложенной в него программе, либо включиться в раздел зарождающегося мира.

Роджер Желязны, Фрэд Саберхаген, "Витки", "Черный трон"
англ. Roger Zelazny, Fred Saberhagen, "Coils","The Black Thorne"
Романы написаны в 1982 и 1990 году соответственно, второй издается впервые. Относительно них известно (рецензия в книге не дает никакой информации, содержит лишь хвалебные речи в адрес авторов), что "Витки" есть прообраз киберпанка, а главным действующим лицом в "Троне" является Эдгар Алан По.

5. Серия "Русская фэнтези":
Виктория Угрюмова, "Обратная сторона вечности"
Вторая часть цикла "Катаханка". Вещица в стиле Муркока, но главная - героиня.

Этот чарующий мир населен героями и небожителями. Новые и Древние боги оставили былую вражду, чтобы сойтись в борьбе против могущественного воплотителя Зла, коварного Мелькарта. Увлекательное и полное опасностей путешествие ждет героиню романа Каэтану. Но в мире бессмертных, где время летит словно драконоподобный конь Траэтаоны, тебе всегда придут на помощь друзья, Вечный Воин, Небесный Кузнец.

Макс(им) Фрай, "Гнезда Химер"
Подробнее об авторе и его творчестве см. в разделе "Русские идут", здесь же о книге и только.

До этой я прочитал лишь цикл о Ехо и был в восторге (особенно от первых трех книг). Сей роман ждали два года (думали даже, что он "химера" :). Но вот он появился и я, не колеблясь, схватил его завалился на диван.

С первых же строк возникло сомнение: тот ли это Фрай? Тем более, что копирайт (c) Международные сети, 1998 не слишком в этом убеждал. Сомнение так и не исчезло.

Сэр Макс почти сразу обретает новое имя, в новом мире. Мир настолько дик, что я так и не понял его, несмотря на примечания в конце книги (а может быть, именно благодаря им?) Конечно, в книге много приколов и вообще открытого стеба (чего стоят одни только срамослябские пираты), но ЭТО - не Макс Фрай, по крайний мере, не тот, которого я полюбил...

В общем, меня, да и прочих "фраеристов", книга разочаровала. Но как ненапрягающее развлекательное читво - могу посоветовать.

6. Серия "Фантастический боевик":
Андрей Белянин, "Век святого Скиминока"
Заключительная книга трилогии о Тринадцатом ландграфе Меча Без Имени, Ревнителе и Хранителе, Шагающем Во Тьму, лорде Скиминоке. :)

Книга сия стала арендной платой за тот "Байт", на коем собираются пятый и последующие номера "Fenzin'а" (еще раз спасибо Spectre).
Мне очень нравится цикл о Скиминоке - на мой взгляд, это единственная русская юмористическая фэнтези, не уступающая Асприновским "МИФам".
Победы ландграфа, одержанные в первых книгах, нарушили равновесие мира в сторону Добра так сильно, что это привлекло внимание самого Люцифера, после чего тот стал мстить. Похищен сын самого ландграфа и внучка местного короля. Ландграфу не впервой, и он спускается во Тьму, в царство Люци, как того ласково именуют сами черти...
Разумеется, Скиминок не один - рядом верные Лия и Бульдозер - паж и оруженосец. И разумеется, с шутками и прибаутками, весело и легко они справятся со всеми врагами, даже сам Люцифер будет повержен. Как и следовало ожидать.

7. Новые серии издательства "Армада":
7.1. Серия "Русские богатыри":

Старая сказка на новый лад - так вкратце можно охарактеризовать ее состав. Герои былин оживают на страницах славянской фэнтези Константина Плешанова . В Минске появились две книги:
"Алеша Попович", "Илья Муромец"
"Святогор", "Добрыня Никитич"

7.2. Серия "Древнерусская игра":
Можно сказать, это цикл, но издательство сделало серию.
Арсений Миронов, "Много шума из никогда"

Три московских студента внезапно попадают в языческую Русь конца X века. Столичный панк, любитель пива и блондинок-первокурсниц становится предводителем ватаги разбойников. Начитанный отличник истфака - правителем небольшой удельной вотчины на границе с Великой Степью. Вчерашний ефрейтор ВДВ приходит в себя в стальном доспехе одинокого святорусского богатыря.

Такова рецензия от издательства. Сам я на данный момент читать книгу сию не закончил и потому могу поделиться лишь первыми впечатлениями.
Часть, написанная от лица Мстислава (то есть панка) не очень... Ну не панковый он какой-то, и все тут. Хотя довольно весело.
Дневник Алексиоса (историка) - вещь посерьезнее, сам язык лучше (и дело не в отсутствии слэнга), покатило, в общем.
Данила же (десантник) - и вовсе парень свой в доску, выписан стильно, посему понравилось.

Вот пока и все...


Киберпанк-2

Mentat

В прошлом номере газеты мы начали разговор о киберпанке. Что ж, продолжим его и в этом. Тем более, что как жанр он не менее интересен, чем фэнтези, которому уделены целых три номера.

Если коротко, то киберпанк - это научная фантастика эпохи компьютерной революции. Он появился практически одновременно с появлением персональных компьютеров, когда правда, для немногих еще - стало ясно, что на свет появилась не очередная новая и забавная игрушка, а нечто, что существенно расширило возможности человека. Та самая точка опоры, которая перевернет мир. Писатели жанра, У.Гибсон в первую очередь, увидели и описали по-настоящему реальное будущее, по пути к коему направилось человечество. По этому их читают не только любители НФ, поэтому киберпанк оказал влияние на другие виды искусства, привел к новой молодежной контркультуре, не связанной с литературой как с таковой.

Классиком киберпанка да и вообще одним из живых американских классиков считается Уильям Гибсон (William Gibson).Он сразу же привлек к себе внимание рассказами, а дебютный роман - "Некромант" ("Neuromancer") собрал почти все престижные литературные премии ("Хьюго", "Небьюлу" и Приз Филипа Дика тоже) и запустил новый жанр - "киберпанк" (cyberpunk).

Слово - по другому поводу - придумал в 1983 году тогда не известный писатель Брюс Бетке. Основные черты в общих чертах в ходе полемики сформулировал редактор Гарднер Дозуа, а детально разработал принципы Брюс Стерлинг, писатель и критик, главный идеолог и пропагандист киберпанка.

Но Гибсон - автор Священного Писания киберпанка: "Джонни-Мнемоник" (Johnny Mnemonic), "Сожжение Хром" (Burning Chrome), "Нейромант" - все, что написано в этом жанре или с элементами его отныне и навсегда будет проверяться дотошными критиками на соответствие канонам, впервые сформулированным в 1983 году худым волосатым очкариком, с компьютерами тогда знакомым лишь понаслышке.

Термин для названия нового течения в НФ, хоть и появился случайно, оказался емким и удачным. "Кибер" о от слова "кибернетика", подразумевает, что описываемое будущее - в котором повседневная жизнь изменилась под воздействием высоких технологий: глобальные сети, биоинженерия, новые виды развлечений и информация - как главная ценность. Постиндустриальное общество Тоффлера. Кроме того, центральным для киберпанка является "виртуальная реальность" - по определению Гибсона, "киберпространство" - некий мнимый мир внутри сетей, куда человек может проникать ментально при помощи наркотиков или спецприспособлений.

Второй корень, "панк" , относительно к литературе означает, что мир показывается с точки зрения людей "дна", изгоев, преступников, причем показывается агрессивно, напористо, с неприятием норм поведения, навязанных государством и моралью.

Другие характерные черты киберпанка: жесткое триллероподобное построение сюжета, рубленый, нервный стиль изложения, своеобразный язык героев, сконструированный из уличного и молодежного слэнга, активное использование иностранных слов - в первую очередь японских и русских, и, конечно, не может киберпанк обойтись без компьютерных терминов.

С терминами у Гибсона не все так ладно он воспринимал их на слух, не всегда точно а то и попросту придуманы. Кстати, термина "хакер" в тогдашнем лексиконе еще не было, и Гибсон именует своих героев "компьютерными ковбоями" или "крэкерами" - то бишь "взломщиками". Образ же киберпространства и вовсе огромное и неоспоримое его достижение. Он был первым, кто произнес это слово и показал, что за ним скрывается.

Надеюсь, понятно, почему так много места я уделил Гибсону.

Решусь процитировать Брюса Стерлинга:

Если верно, что поэты - непризнанные законодатели мира, то фантасты - шуты при его дворе. Мы - те самые Мудрые Дураки, которым позволено кувыркаться, куролесить, бормотать пророчества и чесаться на публике. Мы можем играть Великими Идеями - будучи родом из дешевого плебейского чтива, мы кажемся всем безвредными.

А фактически фантасты имеют все возможности дать обществу пинка - мы обладаем влиянием, но не отягощены ответственностью. Ведь очень немногие полагают, что нас стоит принимать всерьез; тем не менее наши идей пронизывают культуру, поднимаясь в ней невидимыми, как фоновая радиация, пузырьками.

Киберпанк дал обществу самого сильного пинка за всю историю существования фантастики. Можно даже сказать, что мы живем в "мире по Гибсону"...


Русские идут
Mentat

В этом разделе, по замыслу, я попытаюсь познакомить вас с русскоязычными фантастами "новой волны" и их творчеством.

Начать я думал с Сергея Лукьяненко, т.к. на сегодняшний день он является самым плодовитым и, наверное, самым "классным" автором в русской НФ. Но, к сожалению, так и не прочел я еще его трилогии "Сегодня, мама!" В общем-то, сие произведение, да еще и соавторское, не есть основополагающее в творчестве писателя, но все же... Так что Лукьяненко отложен до следующего (?) выпуска, а пока - Макс Фрай.

В разделе использован материал статьи М. Мещеряковой и О. Виноградовой.

ФРАЙ МАКС
(Мартынчик С.(?), Степин Игорь(?), Фрай Максим (?))

До последнего времени о М. Фрае не было известно ничего. Это имя связано с бурным литературным дебютом 1996г., когда издательство "Азбука" выпустило роман "Лабиринт" (правда, создатели не считают, что они написали роман, а полагают все написанное повестями). Произведение сразу привлекло к себе внимание, вызвав обсуждения и споры. Не в последнюю очередь они коснулись личности автора, т.к. послесловие от составителей сразу навело на мысль о том, что М. Фрай - мистификация, подобная тому, как это было первоначально с М.Симонс и Г.Л.Олди . О тех, кто создал образ М. Фрая и серию произведений от его имени, в настоящее время нет достоверной информации. Предположительно это коллектив, состоящий из троих соавторов, вероятнее всего - непрофессиональных писателей, вместе с тем людей, несомненно, одаренных, предприимчивых и наделенных богатым воображением. Существует версия, что похождения героя придумываются совместно, а "прописывает" все, т.е. создает собственно текст, один человек. Стилевая неоднородность повествования может свидетельствовать о том, что мистификацию осуществляют разнополые авторы, хотя сами произведения М. Фрая рисуют мужской, по сути, мир, где женское присутствие необязательно и эпизодично. На момент написания статьи мистификация не раскрыта, представленная информация получена от литературного агента творческого коллектива и из переписки по Интернету с человеком, выступающим как М. Фрай. Возможно, и эти факты часть мистификации.

Действительно, М.Фрай - самая таинственная фигура в новой русской фантастике. То, что авторов несколько, я понял после 4-ой книги ("Вершитель") - слишком уж отличается он от первых 3-х. Кроме того поздние, не известные на момент написания статьи, произведения вообще в другой стилистике (уж не убило ли сэра Макса стремление авторов заработать больше?) и плохо восприняты теми, кто любил "старого доброго Фрая"...

Дебютным произведением М. Фрая стал роман "Лабиринт" (1996), который, одновременно, открыл собою цикл историй и похождений удалого героя, "рассказанных им самим". В основе сюжета - типичная для фэнтези ситуация немотивированного и ничем необъяснимого перемещения героя в параллельный (точнее, дивиргентный) мир.

Вот тут позвольте не согласиться - Макса тянет "тот" мир, а "наш" - наоборот отталкивает, не приспособлен главный герой жить "здесь", а вот "там" - его дом родной!

Главный герой романа - своеобразное "alter ego" автора-рассказчика, что подчеркивается совпадением имен. Своеобразное - так как все написанное можно было бы назвать "снами Обломова" в современном варианте. За строками романа так и видится сибаритствующий интеллектуал, который, лежа на диване, предается увлекательным мечтам-сновидениям: "А что, если бы..." Этот же тезис декларируется М. Фраем в статье "Власть литературы": "... Пока вы лежите на диване, скрючившись в позе зародыша, с книгой в руках, с вами случается то, чего с вами никогда не случалось - и не случится!"

Чувствуется родственная душа...:) Но я еще и жую чего-нибудь вкусненькое.

Подчеркнем: между "создателем" романов рассказчиком М. Фраем и героем-веятелем М. Фраем существует определенного рода дистанция (в равной степени, как между коллективом авторов и их созданием, рассказчиком М.Фраем). Так что здесь уместно говорить о нескольких уровнях моделирования центральной фигуры цикла: субъекта, который описывается авторами, и объекта его "сновидений".

М-да... Загнули девочки... По мне так и герой и рассказчик (цикла о Ехо) один.

Подобная трактовка не исключаемая уже потому, что герой знакомится со своими будущими друзьями и согражданами в сновидении и перемещается в Ехо (место действия романа) тоже "сонно-мистическим" образом. Сон в романе - явление культовое. Именно во сне к герою приходят многие откровения, совершаются важнейшие действия и события, а сам "сэр Макс" от окружающих отличается способностью активно жить и работать именно по ночам, в то время как днем он спит... Так что заявление от лица героя в первых же строках романа "о времени, проведенном под одеялом, долгих часах, безнадежно испорченных тщетными попытками заснуть, но иногда чудесно скрашенных безмолвными сказками, рассказанными самому себе" можно принять буквально. Роман вполне соответствует определению "сказки, рассказанной самому себе". В основе этой сказки - причудливые приключения обычного человека, волей провидения оказавшегося в иномире - исключительно похожем на земной средневековый, но с этаким "доворотом", "поправкой на современность". В итоге получилось нечто, похожее на историю янки при воре короля Артура.

Сюжет развивается неторопливо и представляет собой серию законченных приключений, связанных друг с другом принципом "нитки с бусами", хотя каждый последующий эпизод явно "расширяет" сферу деятельности героя и границы его возможностей (по правилам предложенной читателю игры каждый новый уровень сложнее прежнего, поэтому играющему даются новые возможности или приспособления).

Занимателен роман и красивой словесной вязью, которой авторы виртуозно владеют. Складывается впечатление, что в их творчестве смысл и звучание слов уравнены в правах, и второе нередко доминирует над первым.

В "русской новой волне" мне известны три автора, чью манеру письма можно назвать "словесной вязью": Г.Л.Олди (флагман русской фэнтези, проживающий, как ни странно, в Харькове), М.Семенова - автор знаменитого "Волкодава" и М. Фрай . Все эти авторы, разумеется, будут представлены в рубрике "Русские идут".

Обращает на себя внимание некая стилевая "среднеполость" написанного, хотя сам рисуемый Фраем мир, как уже отмечалось, выраженно мужской. Вместе с тем, не зная, что рассказчик - мужчина, легко предположить, что он - женщина, "играющая в мужчину" и наоборот. Уж слишком часто появляются в тексте "очаровательные песики Хуфы, похожие на мохнатого бульдога" ... Слишком заметен в повествовании повышенный интерес к одежде персонажей, деталям обстановки, тщательная проработка мужских образов (каждый из которых по-своему женственен) и некоторое пренебрежение женскими персонажами, изысканное имяобразование - Джуффин Халли,Мелифаро, Шурф Лонли-Локли, Меламори Блимм...
За "Лабиринтом" вскоре последовали продолжения: "Волонтеры вечности", "Темная сторона", "Вершитель", "Наваждения".

И "Власть несбывшегося" (о Ехо), "Мой Рагнарек", "Гнезда химер" (о приключениях Макса в других мирах).

Самим создателям цикла она видится как "одна-единственная книга, разбитая на тома только в связи с возможностями полиграфии и аппетитами издательства". По поводу этих произведений существуют разные мнения. С одной стороны литературное, мастерство соавторов растет, с другой стороны, количество повторов и ссылок на самих себя - тоже. Вызывает настороженность почти полное отсутствие "внешнего" сюжета (он явно нединамичен, малособытиен, лишен внутреннего противоречия, конфликта). Обрисованный рассказчиком мир непринужденный, но вполне предсказуемый,камерный и, по существу, маловариативный.

Такое впечатление, что два последних произведения написаны в пику этой статье. Там все наоборот, зато утеряны те милые работники Тайного Сыска, что так похожи на научных сотрудников НИИЧАВО ("Понедельник..." помните еще?) и которые делали цикл столь приятным чтением...

Впечатление бесконфликтности усиливается из-за подчеркнутой благополучности и почти сказочной неуязвимости персонажей цикла. Сложно сочувствовать и сопереживать героям, у которых нет проблем, способных, если не взволновать, то хотя бы вывести их из состояния равновесия. Декларируемые переживания не проявляются и не "пробивают" ничем не замутненный, подчеркнуто отстраненный взгляд рассказчика на вещи.
Кроме того, угнетают нескончаемые описания обильных трапез и шуток героев друг над другом. В продолжениях особенно заметен эффект "междусобойчика", когда развлечения героев становятся понятны и забавны лишь для них самих. Рассказчик искренен, утверждая - "Какая жизнь у людей интересная!", но читатель вполне может ему возразить: "Это вы серьезно?"

Ну-ну. Не надо так. Просто читать М.Фрая на голодный желудок не рекомендуется. Кроме того, именно на диване, именно в позе зародыша, с мешком сухарей - и никак иначе !А что до сочувствия и сопереживания - есть они или нет - не важно, главное - чтобы книга была интересная. И развлечения понятны, и забавы! Просто читать надо все и по порядку - как же иначе?

Вместе с тем, возможно, отстраненность повествования выражает вполне сознательное стремление создателей цикла не принимать рассказанное чересчур всерьез. Возможно, за увлекательными полудетективными-полумистическими похождениями "сэра Макса" и его коллег по службе Тайного Сыска Соединенного Королевства не стоит искать глубин смысла, и сверхзадача авторов в том и состоит, чтобы "полюбить жизнь больше смысла ее".

Во-во!

В любом случае, творческий дебют М. Фрая состоялся вполне успешно. Все, изданное в настоящий момент (начало 1998) представляет собою добротное развлекательное чтение для искушенного читателя. Произведения М. Фрая быстро завоевывают популярность у читателей, и в рейтингах писателей-фантастов творческий коллектив неуклонно поднимается вверх, со ступеньки на ступеньку.

Абсолютно согласен.

-= Макс Фрай, библиография. =-

  • 1996: "Лабиринт", "Волонтеры вечности"
  • 1997: "Гнезда химер" (?), "Темная сторона", "Вершитель"
  • 1998: "Наваждения", "Мой Рагнарек", "Власть несбывшегося"
  • 1999: "Гнезда химер: вторая редакция", "Болтливый мертвец"

Все произведения составляют цикл "Приключения сэра Макса".

Смотрите также:

Вот и все на этот раз. До скорого!

Copyrights   ©
Дизайн «Insight-Studio» Дизайн студия ДZайн
Rambler's Top100 © 1999-2016 PHD&OB